Найти тему
Леонид Клейн

Про это

День рождения Маяковского. Я его когда-то очень любил. И сейчас, наверное, тоже остались какие-то строчки и стихи, которые цепляют. Которые хочется повторять про себя. У меня есть большая лекция про творчество Маяковского «Лирика Маяковского: поэзия, не совместимая с жизнью», размещенная на ЛитРес и Букмейт. И сегодня я тоже что-то процитирую, но почему-то хочется – вопреки моему обычному правилу – поговорить не об авторе, а о человеке.

Короткая и очень одинокая жизнь. Без семьи, детей и жены. Дикая и депрессивная жизнь втроем с Бриками. В конце жизни – любовь к Татьяне Яковлевой, которая из Франции не согласилась переехать в СССР, а Маяковского уже не выпустили за границу. Преданность революции и большевизму и в ответ равнодушие власти и, если не запрет, то препятствия со стороны литературных чиновников. Самоубийство. «Как говорится, инцидент исперчен». И сразу после смерти – превращение в «главного советского поэта». Это для официоза и для школьной программы. А для читающего меньшинства – сомнительная слава талантливого, но то ли «продавшегося большевикам», то ли добровольно отдавшегося им поэта. И разделение на «хорошего» раннего и «плохого» позднего.

Вдруг стало просто по-человечески жалко. Хотя кого жалеть? Нет его уже. Можно сокрушаться, что так получилось. А можно – другого не остается, - зато у других и этого нет, - почитать стихи. Легкая, ироничная и одновременно трагическая игра с классикой. Разговор с Пушкиным. Который памятник на Тверском бульваре. Но на самом деле живой собеседник Маяковского. И еще живой, молодой, но с ободранной душой и очень беззащитный поэт разговаривает с Пушкиным. Не с кем ему общаться в настоящем. А в вечности он нашел собеседника. Известное всем стихотворение. И вот этот отрывок, где снова и снова про неразделенную любовь, про недолюбленность, про то, что поэзия должна спасти. Не спасла. Его не спасла. Его читателей, возможно, спасает до сих пор.

Мне приятно с вами,-
рад,
что вы у столика.
Муза это
ловко
за язык вас тянет.
Как это
у вас
говаривала Ольга?..
Да не Ольга!
из письма
Онегина к Татьяне.
— Дескать,
муж у вас
дурак
и старый мерин,
я люблю вас,
будьте обязательно моя,
я сейчас же
утром должен быть уверен,
что с вами днем увижусь я.

#методклейна #маяковский