Найти тему
98,9K подписчиков

Сказочник из КГБ: Как предатель, бежавший из СССР в США, запудрил мозги самому начальнику ЦРУ, да еще и неплохо на этом заработал

4,3K прочитали

Первую часть читайте по ссылке:

Джеймс Энглтон возглавлял отдел контрразведки ЦРУ с 1954 по 1975 год. Коллеги называли его «бешеным псом» за излишнее рвение в поисках внутренних врагов и у этого была причина. Он учился в Великобритании и был знаком с участниками «Кембриджской пятерки» – это были советские агенты, завербованные еще в 30-е годы. С одним из них, Кимом Филби, Энглтон дружил и доверял ему секретную информацию, не догадываясь, что тот работает на СССР.

Джеймс Энглтон
Джеймс Энглтон

Ким Филби поступил на работу в секретную разведывательную школу Великобритании в 1940 г. Он занимал довольно высокие посты и в его задачу входили выявление советских шпионов в Великобритании и координация совместных действий с США в борьбе с коммунистической угрозой. Только за годы Второй Мировой войны он передал Советскому руководству более 900 секретных документов британской разведки. В 1951 г. под подозрение попали два других члена «Кембриджской пятерки»: Дональд Маклейн и Гай Берджес. Ким Филби успел предупредить их об опасности и они бежали в СССР. информацию о подозрениях в отношении Маклейна и Бёрджеса, Филби получил как раз в беседе с Энглтоном. Но Филби сам попал под подозрение и в результате был уволен из разведки, хотя дело закрыли из-за недостаточности улик. Филби удалось убедить в своей невиновности британскую разведку, но не Энглтона, для которого это стало сигналом – если такой профессионал как он, не распознал советского агента, значит они слишком хорошо законсперированы и теперь нужно подозревать и перепроверять всех.

Энглтон пошел к директору ЦРУ Аллену даллесу и сказал, что им нужно отдельное контрразведывательное управление. И Даллес назначил Энглтона главой этого нового управления, что и стало началом его карьеры. Так что можно сказать, что своей карьерой Энглтон обязан Киму Филби. Меж тем, в 1956 г. Филби вновь приняли на работу в МИ-6, но подозрения Энглтона о том, что Филби – советский шпион, никуда не делись и в 1962 г. Голицын косвенно подтвердил эти опасения. К тому моменту информация о Филби поступила в английскую контрразведку и из других источников. В итоге в январе 1963 г. на Лубянке было принято решение срочно вывозить Филби в СССР.

Ким Филби
Ким Филби

После бегства Филби в СССР, Энглтон был готовить поверить всему, что говорил Голицын. У Энглтона было необычное хобби – он разводил орхидеи. Руководитель контрразведки говорил, что орхидеи цветут путем обмана. Дело в том, что у орхидеи очень приятный запах, на который слетаются насекомые. Они опыляют растения, но нектара, которым питаются насекомые, у орхидеи нет. Таким образом орхидея получает то, что ей нужно, ничего не отдавая взамен. Энглтон подозревал в таком же обмане каждого своего сотрудника.

Голицын, так же как и Энглтон, отличался крайней степенью подозрительности, ну или по меньшей мере, искусно ее изображал. По прибытии в США, он отказался фотографироваться и не позволил снять отпечатки пальцев и даже не общался с сотрудниками ЦРУ, которые говорили по-русски, объясняя это тем, что возможно они агенты КГБ. Американцы были в растерянности – Голицын плохо говорил по-английски и была вероятность неточно понять его слова. Но Голицын стоял на своем. Энглтон в тот момент не мог полностью получить Голицына в свое распоряжение, так как ЦРУ не занималось контрразведывательными операциями на территории США – это была компетенция ФБР.

Тем временем положение Голицына в США расшатывалось. Советский отдел в ЦРУ уже не надеялся получить от него хоть что-то дельное. ФБР и Пентагон так же не увлеклись теориями заговора, которые излагал Голицын. Он утверждал о повсеместном проникновении КГБ, но ничем не подтверждал свои обвинения. Голицын открыто называл сотрудников советского отдела ЦРУ тупицами, которые ничего не понимают и ему с ними разговаривать некогда. В итоге он достал их окончательно и кончилось все тем, что советский отдел отказался от работы с ним.

Анатолий Голицын
Анатолий Голицын

Голицын решил ковать железо, пока горячо и воспользовался предложением британской контрразведки посетить Лондон. После разоблачения «Кембриджской пятерки» и бегства Филби, англичане были готовы принять любую информацию о шпионах КГБ. В начале весны 1963 г. Анатолий Голицын вместе с семьей поднялся на борт лайнера «Королева Елизавета», отправлявшегося из Нью-Йорка в Саутгемптон, где Голицына уже ждали представители МИ-5. Бывший сотрудник МИ-5 Питер Райт рассказывал:

«Мы предоставили Анатолию доступ к тысячи наших досье. Он видел секретные и даже совершенно секретные оперативные дела. Мы платили ему до 28 тыс. фунтов в месяц»

Но что получила британская контрразведка взамен? Под подозрение в сотрудничестве с СССР попали директор МИ-5 сэр Роджер Холлис, его заместитель Грекхом Митчел, а также будущий британский премьер Гарольд Вильсон. За ними была установлена слежка, велась оперативная разработка по разным каналам, но официально эти обвинения не подтвердились, равно как и 150 сигналов Голицына о кротах рангом пониже. И тем не менее директор МИ-5 Роджер Холис в 1965 г. ушел в отставку. Возможно британские спецслужбы все же получили доказательства его связи с КГБ, о которых говорил Голицын, но не захотели скандала.

В середине июля 1963 г. в газете «Дейли Телеграф» появилась статья, о том, что в Лондоне находится важный перебежчик из Советского Союза Дауницный. Фамилия была изменена по ошибке или случайно, но Голицын был перепуган. Он жил в Лондоне инкогнито и решил, что КГБ вычислило его и возможно решит уничтожить. Но есть подозрения, что статью организовал Энглтон. Ему надоели затянувшиеся британские каникулы Голицына и он хотел скорейшего возвращения перебежчика. Голицын с семьей срочно вернулся в США.

Гарольд Вильсон
Гарольд Вильсон

Их пребывание в Великобритании было недолгим, но за это время не без его помощи, спецслужбы погрузились в еще больший хаос. Пользу от поездки извлек только сам Голицын. Он узнал много нового, к тому же в Нью-Йорке его ждала купленная на деньги ЦРУ квартира на Манхэттене и единовременное денежное вознаграждение в 200 тыс. долларов. Позже часть этих денег семья Голицыных потратила на покупку поместья на севере штата Нью-Йорк.

Голицын оказался в уникальной ситуации: он видел секретные документы КГБ в Москве, ознакомился с материалами ЦРУ в Вашингтоне и МИ-6 в Лондоне. Он с пользой потратил время на западе и теперь был нужен Энглтону не столько как информатор, сколько как аналитик. Глава ЦРУ Был уверен,что вместе с Голицыным они разработают систему, чтобы вычислить кротов, внедрившихся в спецслужбы США, ведь Голицын убедил Энглтона, что видел в КГБ материалы с грифом «Совершенно секретно», которые могли поступить только от агентов, внедренных в ЦРУ. [Заключительную часть читайте по ссылке ниже]