Всегда ли «Красная комната» была красной?
На выставке «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» в Манеже Малого Эрмитажа к числу безусловных шедевров относится картина Анри Матисса, известная в России как «Красная комната» или «Гармония в красном». Знали ли вы, что изначально эту композицию художник исполнил совершенно в ином цвете – голубом?
Коллекционер живописи и крупный промышленник Сергей Щукин предполагал разместить эту картину в Большой столовой своего московского особняка рядом с работами Поля Гогена, написанными им на Таити. Голубой прекрасно сочетался бы с таитянским желтым холстов этого мастера. В ходе работы Матисс решил, что произведение недостаточно декоративно – и полностью переписал его, заменив голубой на звучный красный. Могла возникнуть щекотливая ситуация: ведь тональность картины оговаривалась с заказчиком, а переработка не была согласована. Но при получении картины Щукин не только не выразил неудовольствия, увидев вместо синей картины красную, но и по достоинству оценил эту живописную симфонию. Он уважал художника, полностью доверял ему и никогда не вмешивался в творческий процесс.
Вы хотели бы увидеть изначальный голубой цвет «Красной комнаты»? Это возможно! Дело в том, что художник вносил изменения, не вынимая картины из рамы. Оригинальный цвет сейчас виден по краям полотна, благодаря специально изготовленной для картины современной раме.
На выставке также представлена картина Матисса «Натюрморт с голубой скатертью» (1909), где изображена та же голубая ткань, которая использовалась живописцем при написании первого варианта поменявшей цвет картины.
Узнать больше о выставке «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» и приобрести билеты можно по ссылке: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2022/modernshcukin/
Следите за публикациями рубрики «Выбор Сергея Щукина в деталях»!