Сразу изложу, что к недавно ушедшему Юрию Шатунову я отношусь с большим уважением. Прежде всего, как к человеку: детдомовское прошлое повлияло на артиста в том плане, что надо быть приземлённым. Как бы мы не относились к композициям «Белые розы», «Седая ночь» и «Детство», но они однозначно входят в золотой фонд отечественной поп-музыки. Да и нет ничего плохого в них, и они не претендуют на какую-то претензиозность (эти песни всего лишь развлекают).
А вот к Андрею Разину у меня, наоборот, отрицательное отношение. Ничем толковым, кроме администрирования группы «Ласковый май», он не отметился. Оттого и такая у него тряска по поводу прав на легендарные песни, которые были сочинены даже не им.
Нет такого человека в нашем шоу-бизнесе, который наплодил столько мистификаций (грубо говоря, обманывал людей). То он «племянник» Горбачёва, то «обул» саму Примадонну, то переплюнул битлов и Джексона по количеству концертов, то «раскрутил» группу «Сектор Газа».
Но есть самый красивый и безобидный миф про «Ласковый май» — раскрутка песен молодой группы происходила через поезда дальнего следования.
В чём заключался план? Разин покупал чистые кассеты, записывал на них песни авторства Сергея Кузнецова и раздавал их вместе со своими ребятами проводницам с мольбами типа: «Поставьте эту кассету у себя в вагоне, моя девушка очень любит эти песни». Пассажиры поездов интересовались песнями и выпрашивали кассету, которая потом перезаписывалась в других местах.
Есть несколько причин, по которым такая легенда не могла воплотиться в жизнь.
Музыка каждого советского железнодорожного вагона транслировалась лишь из радиорубки начальника всего поезда. Хоть и наступила Перестройка, но по-прежнему нужно было разрешение в инстанциях. И не факт, что постоянно в поездах транслировалась музыка: могли ограничиться только речью начальника поезда. Если музыка и была, то только официальных советских композиторов или хотя бы та, что издавалась на фирме «Мелодия». Тот же Высоцким мог вызвать негодование оказавшегося в вагоне члена КПСС, который донёс бы куда надо. Естественно, проводницы были «в пролёте»: у них не было право выбора, какую музыку ставить.
Что интересно, ни до, ни после Разина никто не воспользовался этим в раскрутке молодых исполнителей. Скорее всего дело в причине, о которой я написал выше. Нормально раскрутить неизвестного исполнителя можно было только через «писателей» на дому или киоски перезаписи, которые перезаписывали зарубежных музыкантов и бардов и распространяли среди советских слушателей. Вполне возможно, что Андрей Разин отдал огромную сумму денег «писателям» (потому что за бесплатно попсу точно не будут раскручивать). Но ушлому продюсеру не кажется изящной такая картина (может даже она для него стыдная).
Даже после распада Советского Союза трудно припомнить подобную историю взлёта. Разве что вспоминает нетленка середины 2000-х «Чёрные глаза», которая, по легенде, была раскручена через водителей маршруток и такси.
Вообще, группа «Ласковый май» могла бы раскрутиться и без помощи Андрея Разина, как, например, раскрутилась ухтинская группа «Сталкер» во главе с Андреем Державиным. У Юрия Шатунова и Сергея Кузнецова уже был готовый «имидж». Разин пришёл на готовенькое, можно сказать. До «Ласкового мая» он был лишь мелким администраторов группы «Мираж». Хотя, не исключено, что в сотрудничестве с «Ласковым маем» он как организатор проявил себя довольно хорошо. Наверняка Андрею помогли контакты, которые он накопил при работе с «Миражом», и можно было даже обойтись без «раскрутки через поезда».
Но совсем непонятно, почему Андрей Разин не может успокоиться в плане мифов? Чего он добивается? И после «Ласкового мая» он не зарекомендовал себя как талантливого продюсера, способного раскрутить много перспективных певцов. А вот автор хитов группы Сергей Кузнецов создал ещё несколько групп, сочинил ещё больше не менее интересных песен (среди которых «Новый год» группы «Стекловата») и до сих пор сочиняет. И это несмотря на проблемы со здоровьем и постоянного прессинга Разина, который лишний раз любит обвинить Кузнецова в алкоголизме и невменяемом поведении.
«Ласковый май» — проект именно Сергея Кузнецова и Юрия Шатунова, а не Андрея Разина. Некоторое время продюсеру принадлежали права на бренд и песенный каталог, и маловероятно, что получил он их добросовестно. Но сейчас Разин по решению суда и без этого остался, а «Ласковый май» окончательно закрылся с уходом из жизни Юрия Шатунова.
#ретро #культура #музыка #поп-культура #попса #знаменитости #ссср