#1918
Статья "Черные дни Острожки" на страницах Большесосновской газеты "Светлый путь" от 14 июля 1977 года. Автор статьи И. Вахрушев
Великая Октябрьская социалистическая революция...
Каждому близки и понятны эти слова. По всей стране к власти приходят Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. И на Урал пришла Советская власть. Двенадцатого февраля 1918 года большевики взяли власть в свои руки в городе Оханске. Но враги Советской власти яростно сопротивлялись.
Это случилось в конце февраля вначале марта 1918 года. По сговору с оханскими контрреволюционерами в селе Острожка был организован штаб по проведению восстания. Командовал повстанцами эсер, бывший псаломщик Острожской церкви И. С. Житников. Он только что вернулся с фронта В чине прапорщика, да и опыт у него уже был в этом деле. Еще в 1917 году вместе со своим полком он подавлял июльское восстание в Петрограде. Верными его помощниками были: офицер Катков, эсерка Л. Грахова — бывшая учительница Острожской школы, а также бывшие стражники Потанин и Грахов.
Дружину они сколотили за небольшой срок из кулаков, торгашей, церковников и прочей своры, недовольной Советской властью. При формировании своей дружины контрреволюционеры прикрывались тем, что она необходима для охраны лесов от самовольной порубки. Под их давлением военком Маринкин привез из Оханского военкомата десять винтовок для этой цели. Но как только оружие оказалось в руках мятежников, они избили Маринкина и посадили в подвал. Для того, чтобы вооружиться, контрреволюционеры также отбирали оружие у солдат, вернувшихся с фронта. О готовящемся восстании узнали в Оханске.
Уездный исполком послал в Острожку отряд красногвардейцев во главе с комиссаром Лузиным и Вожаковым. Что бы не рисковать всем отрядом, на разведку пошли комиссары. Дождавшись ночи, они пробрились в село. Знакомый солдат рассказал об обстановке в селе. Отряд вернулся назад. Этой же ночью Лузин и Вожаков были у М. А. Волкова, нашего земляка, который в то время возглавлял власть рабочих и крестьян в г. Оханске. Они обсудили обстановку и наметили мероприятия для борьбы с врагами Советской власти.
На другой день был вызван красногвардейский отряд из Очера, потому что и в Оханске было не спокойно. Житников, узнав об этом, срочно связался с попами церквей Острожки и Дубровы, которые стали бить в набат, поднимать народ якобы на защиту церкви от „насильников-большевиков". Население уже было подготовлено. На своих проповедях попы зачитывали воззвание Пермского архиепископа о борьбе с большевиками не на жизнь, а на смерть. Услышав набатный звон, со всех окрестных деревень стал собираться народ, вооружённый вилами, топорами, охотничьими ружьями. Организаторы восстания говорили, что отряд едет, чтобы разграбить церкви и закрыть их.
Для защиты церквей от разграбления народ стал возводить баррикады из брёвен. И как только красногвардейский отряд въехал в Дуброву, он был разоружен. Красногвардейцев избили, многие из них были ранены и один убит. Немногие сумели скрыться, остальные попали в плен. Вот какой печальной оказалась судьба отряда. Житников же не успокоился. По всем близлежащим волостям он разослал своих уполномоченных с просьбой оказать содействие в ликвидации Советской власти в Оханске. Он надеялся на помощь еще потому, что на местах хозяйничали местные кулаки, Советская власть там еще не установилась. Она была только и Очере, Нытве н Верещагино.
Ранним утром второго марта 1918 годи такой посланец явился к нам в Большую Соснову. После обеденной службы церковный староста купец Ф. П. Лисин обратился к прихожанам с просьбой оказать помощь в борьбе против антихристов-большевиков. Вечером этого же дня в волостном правлении состоялось собрание. Лисил обратился к односельчанам, с той же просьбой, выступил и посланец от Житников. Они всячески старались скрыть истинный характер мятежа.
Но присутствующие на собрании большевики Николай Дмитриевич и Александр Павлович Вахрушевы и другие помогли народу понять провокационную сущность обращения епископа Андронника, зачитанного Лисиным. Сосновцы категорически отказались присоединиться к мятежу.
В это время в Перми формировался отряд из Мотовилихинских рабочих для подавления восстания в Острожке. Весть об этом быстро донеслась до мятежников. Не получив подкрепления, Житников вместе с другими главарями скрылся, а другие, оставшись без руководства, разошлись. Прибывший отряд освободил из-под стражи военкома Маринкина и очерских красногвардейцев, я затем приступил к выявлению участников контрреволюционного мятежа.
Были расстреляны Ф. Бурдин, активно участвовавший в избиении военкома Маринкина, помощники Житникова - А. 3. Ситников, П. П. Носов и его отец, эсерка А. Грахова, только один из зачинщиков этой бучи — острожский священник В. Пьянков сумел остаться безнаказанным. Аресты антисоветских элементов способствовали новым волнениям среди населения.
По распоряжению Пермского губернского Совета в с. Дуброво также прибыл отряд красногвардейцев - железнодорожников из г. Верещагино в количестве сорока человек. Здесь были произведены аресты участников мятежа, а также, с них была собрана контрибуция. По постановлению следственной комиссии восемь активных участников восстания были расстреляны. Так было ликвидировано гнездо острожских и дубровских повстанцев.
#острожка #оханск #мятеж #пермский край