Найти в Дзене

Почему общение в компании на "ты" - вредно? Научный ответ и случай из практики

Оглавление

Некоторые организации прямо в описании вакансии пишут, что в компании все на "ты" и Вам должно это подходить. Почему в России это может причинить вред и компании, и человеку-специалисту, рассмотрим в данной статье.

📩Я буду рада Вашим тёплым словам, предложениям сотрудничества:
8-952-201-51-79 (Telegram и WhatsApp). Информация об авторе, запись на консультацию:
http://psychologdanilovavera.tilda.ws🌷.

Предисловие

Общение на "ты" в разных ситуациях носит отличный характер. Безусловно, когда коллеги искренне и добровольно сближаются, становятся друзьями или просто доверительно общаются, общение на "ты" нормально и обсуждать это не будем.

Обращение на "ты" в трудовом коллективе распространилось благодаря широкому международному общению и обмену опытом. Принято считать, что это помогает быстрее адаптироваться, разбавляет напряженную формальную обстановку и вообще способствует сплочению коллектива.

Но так ли это на самом деле, и при чем здесь личные границы?

-2

Разница восприятия

В странах, откуда попытались позаимствовать устранение формальностей, одно слово "you" означает "ты", "Вы" и "вы" о людях во множественном числе. Для людей, говорящих на русском языке, разница в этих обращениях воспитывается буквально с младенчества, и восприятие может сильно отличаться от восприятия "you" у англоговорящих людей.

Так уж сложилось, что обращение в русском языке характеризует
дистанцию между людьми и может обозначать личные границы человека в конкретной ситуации общения.

То есть то, что англоговорящим человеком априори воспринимается как уважение, у русскоговорящего человека может вызвать дискомфорт, а у кого-то и чувство унижения. Это особенности содержания психики, зависящие от языка, на котором говорит человек, и для кого-то общение с малознакомыми людьми на "ты" является серьезным нарушением личного пространства, вызывает негативные эмоции и напряжение.

-3

Субординация и ответственность

Ультимативное условие общаться на "ты" в коллективе насильно сближает людей, может быть вообще этого не желающих, и одновременно открывает широчайший простор для манипуляций как со стороны руководства, так и со стороны сотрудников.

Так, постоянно опаздывающий сотрудник в условиях отсутствия субординации может просто потерять ощущение ответственности. Звучать по отношению к руководству это может примерно так: "Вась, ты ж понимаешь, пробки какие с утра". А руководитель Василий и правда понимает, но из-за сокращенной дистанции попадает в ситуации конфликта интересов.

То же плохо и в обратную сторону: руководство задерживает оплату, звучать это может так: "Кать, честно, делаю что могу, ты ж понимаешь, денег нет". И Екатерина тоже попадает в неприятную ситуацию. Общение на "ты" руководителя с сотрудниками также часто упрощает переход на личности, к унижениям и оскорблениям,

А если бы сотрудник-руководитель общались на "Вы"? Безусловно, пространство для манипуляций сократилось бы, ведь на уровне чувств к человеку на более далекой психологической дистанции мы склонны меньше проникаться его трудностями и больше - отстаивать свои интересы. Речь идет именно о рабочих отношениях.

-4

Выгорание

Когда существует адекватная дистанция между сотрудниками и субординация, выгорание может медленнее распространяться и меньше вредить компании.

Так, если сотрудник очень ответственный и сильно дорожит местом работы, он может скрывать симптомы выгорания и из последних сил не допускать его влияния на работу. Безусловно, это опасно для самого человека, и долго без последствий не продлится.

Когда дистанция нарушена, субординация отсутствует - "все свои, все всё поймут, пофиг" - внутренние проблемы человека могут проецироваться в коллектив без ограничений, выгорание будет цвести пышным цветом и затрагивать абсолютно всех - руководство, коллег и клиентов. То же касается и руководителей, которые теряют границы между собой и подчиненными, общаясь на "ты".

Случается и совсем абсурд: специалиста не берут на работу, если не подходит общение на "ты", закрывая глаза, например, на высокую квалификацию - мол, всем будем некомфортно. При этом, зная правила компании, человек может очень долго делать вид, что ему это подходит, претерпевать дискомфорт и напряжение, приближаясь к выгоранию ради желаемой должности.

-5

Случай из практики

Юридическая фирма существовала несколько лет, субординация отсутствовала, все общались на "ты" - и малознакомые друг другу разновозрастные коллеги, и сотрудники с руководством взаимно.

Через некоторое время руководство начало замечать сильный спад потока клиентов, буквально их отсутствие. Оказалось, так как "все свои и все всё поймут", секретарь - оператор перестала брать входящие звонки от потенциальных клиентов и перезванивать на пропущенные - размылись границы трудовых и личных отношений, потерялось чувство ответственности.

Объяснила секретарь действия так: потому что устала - клиенты ее раздражали (симптом выгорания). Кроме того, как свойственно выгорающему специалисту, секретарь часто опаздывала, а пик звонков приходился на начало дня. Руководитель считал всех "своими" и в конфликте интересов не смог ни помочь вовремя сотруднику, ни изменить ситуацию для компании.

Юридическая компания с большим бюджетом, расположенная в центре густонаселенного города, разорилась и была ликвидирована. Конечно, существовали и другие факторы разорения, но все они работали как система.

#психология

#субординация

#корпоративнаякультура

#корпоративнаяэтика

#управлениеперсоналом