В одном из номеров газеты я рассказывал о своих предках, прапра и прадеде Фисейских, которые более 80 (!) лет служили в одном храме Иоанна Воина в селе Ивановка Пензенской области.
На волне коллективизации и борьбы с «опиумом для народа» в 20-30-е годы прошлого века храм пытались уничтожить.
«Из церковного кирпича, предварительно разобрав стены, хотели там что-то строить. И вот …стали церковь ломать. Чего только ни пробовали, как только ни исхитрялись, но она не поддавалась. Решили применить взрывчатку: дважды взрывали Божий храм. В разные стороны во время взрывов летели мелкие осколки, но ни одного целого кирпича. Уже после этого от обломков церкви отступились. Так и стоит она до сих пор поверженная. Тянутся к небу остатки кирпичных стен. Больно бывает смотреть на это… Конечно, сейчас о восстановлении Храма Божьего и речи быть не может, нереально это. А вот жизнь нашу, также разбитую на осколки восстанавливать надо», - писал в своих воспоминаниях один из жителей села.
Несколько лет назад местные жители решили возвести рядом небольшую церковь. Надо же с чего-то начинать, чтобы жизнь восстанавливать. Не верится, но храм уже стоит и в нем проводятся службы, хотя работы еще много.
На прошлой неделе мы с женой, как всегда на авто, отправились в Ивановку, чтобы передать деньги на храм и несколько дней пожить в российской глубинке.
В очередной раз отмечу, что как в лучшую сторону изменились наши дороги. На протяжении почти 900 километров на федеральных и региональных трассах ни одного проблемного участка.
Самая главная достопримечательность в пути - мордовское село Умёт. Долгие годы оно является любимым местом отдыха дальнобойщиков. Здесь на два с половиной километра растянулись сотни кафе с заманивающими названиями «Две Татьяны», «Две сестры», «Анастасия», «У Ларисы».
Умёт почти образцовый пример зарождения «народного» капитализма в «лихие 90-е».
Однажды, вскоре после развала СССР, местный житель забил свинью, половину туши оставил себе, а из второй пожарил шашлык и вышел на трассу, чтобы заработать живых денег. В те годы в экономике доминировал бартер. Классическое натуральное хозяйство, когда товар меняли на товар.
Многие жители села последовали примеру первопроходца и тоже начали жарить шашлыки для проезжающих мимо водителей. В те годы бизнес развивался не по законам, а понятиям. Люди выходили на дорогу, на которой ставили простенькие строения и называли их кафе. За несколько лет в Умёте открылось 400 подобных заведений.
Сегодня «гавань дальнобойщиков» уже не та. Действующих точек общепита осталось порядка восьмидесяти. Пандемия, санкции сделали свое дело. Поток большегрузов снизился, и экзотика этого места осталась в прошлом.
Несколько лет назад, проезжая через село не мог не обратить внимание на кафе с остроумнейшим названием «Морддональдс». Увы, этого названия теперь нет.
«Но, когда заведение стало интернет-мемом, хозяевам пришло официальное письмо от компании «Макдоналдс» с требованием изменить название, иначе они подадут судебный иск на пять миллионов рублей».
Теперь оно называется «Морддовинс». Уже не то, копия всегда хуже оригинала.
Через десять часов без приключений и, надеюсь, без превышения скорости (пока пришел только один штраф) прибыли в Ивановку. Еще в тридцатые годы прошлого века здесь проживало свыше двух тысяч человек. Сегодня уже менее двухсот. И дело не в том, что из села уезжают. Все, кто хотел уехать, уехали 10-15 лет назад. Сейчас просто умирают от старости. Для мужчин старость наступает до шестидесяти лет. Сказались также последствия пандемии. С пьянством в Ивановке практически покончено. Как заметила местная жительница, пьяницы уже все вымерли.
Из социальной инфраструктуры осталась только почта. Здания школы и детского сада пустуют. На всю Ивановку пять или шесть детей. Не хочет молодежь возвращаться в деревню. Хотя даже по современным меркам село вполне благоустроено: асфальтированные дороги (не везде, конечно), центральное водоснабжение, магистральный газ.
Постоянный и стабильный источник дохода – пенсии, размер которых колеблется от 14 до 17 тысяч рублей. По меркам сельской местности это хорошие деньги. Как мне рассказывали, в день получения пенсии в Ивановку приезжают из города дети и внуки некоторых стариков, чтобы забрать часть суммы. Надо же помогать молодым, которые на пенсию еще не заработали.
Одна семья (муж бывший военный) в свое время смогла приобрести для дочери квартиру в Пензе. В разговоре спросил, как у них поживает дочь.
- Да, хорошо, - ответила мама. – Вышла замуж. Материально неплохо. Даже сами оплачивают «коммуналку». Увидев недоумение в моих глазах, добавила:
- Многие наши пенсионеры постоянно помогают своим детям.
На еду в деревне деньги практически не тратятся. Каждая семья питается за счет огорода и подсобного хозяйства. Покупаются только крупы, сахар, соль. В водке тоже потребности нет. Практически в каждом доме самогонка и домашние вина очень приличного качества.
Есть на селе четыре семейных фермерских хозяйств. Как раз в одной из таких семей мы остановились на постой. С хозяйкой Верой Евтеевой (они с мужем на пенсии) я познакомился еще в прошлую поездку. Хозяйством занимаются Вера с мужем, дочь с мужем. Маленькие внуки в меру своих сил помогают старшим.
Сельский труд – тяжелый труд. Семейство содержит кур, уток, гусей, индюшек, кроликов, баранов, коров, свиней (сейчас осталась только одна корова из пяти- здоровье уже не позволяет содержать больше). Еще огород на сорок соток. Плюс двадцать гектаров земли, на которой засевают подсолнух. В райцентре содержат маленький магазин, в котором продают свою продукцию.
Рабочий день начинается в половине пятого утра. Проводить корову в стадо, накормить всю живность, собрать луговой клубники, чтобы затем продать по 600 рублей за литр. Клубника очень вкусная, и ее просто «море». Вера за час успевает набрать девять литров. Внуков отвезти в детский сад (15 км), открыть магазин. Дочь и муж остаются дома на хозяйстве, зять уезжает на работу (водитель «Скорой помощи»). Вечером забрать корову, накормить живность. Наконец, рабочий день заканчивается. Баня и ужин. В десять вечера отбой. И так каждый день. Осенью надо еще убрать подсолнечник с 20 гектаров, который дает основной доход семье.
После увиденного я стал лучше понимать молодежь, которая уехала из деревни. Вряд ли сельскую работу можно назвать работой в радость. Скорее, жизненная необходимость и привычка. Подобные необходимость и привычка передаются по наследству из поколения в поколение. Только при таких условиях молодые люди могут еще остаться на селе. И то не факт. А когда преемственность прерывается, то уже нет никаких шансов сохранить молодежь на селе.
И, конечно, фермерам не хватает новой и качественной техники. У Евтеевых три трактора. Они такое б/у, которые требуют постоянного ремонта.
Строительство небольших деревянных церквей и часовен не такое уж и редкое явление в современной России. Поводом часто являются печальные события. В соседнем селе в километрах сорока от Ивановки на высоком холме возвышается часовня. Ее построил с участием близких известный в области хирург. У него в автомобильной катастрофе погиб сын.
Повод для строительства храма в Ивановке тоже был печальный. У главного инициатора возрождения церкви Алексея Шерстнева несколько лет назад родители заживо сгорели в избе.
Алексей – прапорщик в отставке, служил в химических войсках. Он сумел накопить 400 тысяч рублей, которые намеревался потратить на храм. Они с женой Валентиной- очень гармоничная пара. Валентина выращивает цветы, пишет картины и стихи. Алексей — садовод-экспериментатор. У него на участке 27 сортов винограда. Еще — десятки сортов яблок и груш. Правда, сегодня сад ушел на задний план. Все свои силы и время он отдает строительству. Алексей освоил практически с «нуля» профессии плотника, столяра, сварщика, плиточника.
Так случилось, что частная инициатива Алексея Шерстнева стала общезначимым делом. Нет, жители не бросились массово помогать. Такое все же из области фантастики. Я, прежде всего о том, что к строительству подключились люди из самых разных социальных групп.
Фермерша Вера Евтеева стала своего рода «мотором» проекта. Она решала организационно-технические и административные вопросы. В конце концов нашла меня. На меня имелись виды с «дальним прицелом». Житель Москвы – это деньги. Не ошиблась. С помощью родни и спонсоров собрали приличную сумму, которая позволила запустить строительство. Кстати, один из спонсоров - наш одинцовский предприниматель.
Идеологом строительства является отец Николай. Он — благочинный и единственный поп на все девять приходов Лопатинского района, в который входит и Ивановка. В иные дни он «накатывает» по району тысячу километров. Еще успевает съездить в Пензу поиграть в хоккей. Там у него своя команда.
Несмотря на все трудности, которых «выше крыши», о. Николай не унывает. Главная трудность - деньги. «Господь все управит», - любит он повторять. Так и случается. Деньги находятся. Не только деньги. Кто-то помог экскаватором, кто-то стройматериалами.
«Пути господни неисповедимы». Более тридцати лет назад о.Николай переехал с Украины. Профессиональный музыкант. Подрабатывал в ресторанах. И вдруг из «лабухов» в священнослужители, не имея духовного образования. Может быть и не «вдруг». Тем не менее уже три десятка лет служит в главном и единственном Никольском соборе в районе. Теперь на его попечении и церковь в Ивановке, в котором прошли уже первые службы.
Храм – это не только здание, но и история. Да, история локальная, но от этого не менее интересная и занимательная. Ее знание дает нам возможность не быть «Иванами, не помнящими родства».
Есть такая историческая специальность - краеведение. Краеведы редко известны за пределами своего района, но их работа неимоверна важна. Они те ручейки, которые образуют огромное историческое море – историю России.
В Ивановке познакомился с четой журналистов Мамешиных. Людмила –помощник редактора местной газеты, Алексей – краевед. Еще задолго до нашего знакомства он начал заниматься историей храма Иоанна Воина и биографиями моих предков.
Благодаря ему и имею максимально полную родословной моих предков по материнской линии. Теперь я знаю своих предков по имени отчеству в семи поколениях, начиная с конца ХVII века. Почти четыреста лет, Карл!
Удалось выяснить, что и Фисейские не всегда носили эту фамилию, хотя все были священнослужителями. История смены фамилии выглядит так. Первые мои предки звались Сердобовыми из города Сердобска. Один из них Стефан, учась в семинарии, как и другие семинаристы увлекался мифами древней Греции. Герои мифов дали немало оригинальных духовных фамилий. Стефан Сердобов для будущей фамилии выбрал знаменитого древнегреческого героя Тесея. Того самого, который выбрался из лабиринта с помощью нити Ариадны. В России Тесея нередко именовали Фисеем. Слово за слово, и получите Фисейского. Красивая фамилия.
Когда мы прибыли в Ивановку, хозяйка дома кому-то позвонила и сообщила: «Фисейские приехали».
Не знаю, как дальше сложится судьба Ивановки. Но в любом случае в ней теперь два храма Иоанна Воина.
Один, как напоминание об ошибках прошлого. Другой, как надежда на будущее. И один в поле воин, если он воин.