Найти тему
the Футури

Улицы Extinction Rebellion без автомобилей демонстрируют возможность красивого, безопасного и зеленого будущего

Оглавление

Стоя посреди обычно оживленной центральной улицы Лондона во время протестов Extinction Rebellion, воздух заметно чище, район тише, я был поражен просторостью стоящей перед нами задачи. Нам нужно создать транспортную систему с нулевым содержанием углерода всего за несколько лет. Несмотря на зону сверхнизких выбросов в Лондоне, ежедневной реальностью по-прежнему являются токсичные транспортные пары, неоправданные случаи смерти на дорогах и высокий уровень выбросов углерода на транспорте (до трети всех выбросов во многих местах). В Лондоне ежегодно происходит более 9000 дополнительных смертей из-за незаконной токсичности воздуха, большая часть которой приходится на автомобильный транспорт.

Но некоторые города создали больше свободных от автомобилей, здоровых и безопасных мест. Копенгаген и Амстердам известны своей удивительной культурой езды на велосипеде. Куритиба, Бразилия, имеет удивительную систему автобусного транспорта, которая функционирует как сеть метро. Хельсинки обязался как можно скорее освободить автомобиль. Токио имеет одни из самых низких уровней владения автомобилями в мире. И Венеция не видела автомобиля в своей истории.

Как я показал в своей последней книге, создание города без автомобилей возможно и срочно необходимо прямо сейчас. У нас есть все технические и политические ноу-хау. Но нам не хватает видения того, как это может быть по-другому, и признания того, что это далеко не жертва, это принесет в основном улучшения, а не ограничения в нашу жизнь. Такие видения необходимы. Лучший способ продемонстрировать это - использовать немного спекулятивной фантастики. Так что потерпи со мной, пока мы прыгаем в воображаемое ближайшее будущее.

Взгляд на будущее.
Взгляд на будущее.

Как может выглядеть 2025 год

После того, как правительство капитулировало на массовые общественные беспорядки в 2020 году, собрания граждан встретились, чтобы спланировать будущее страны. Один из них обозначил то, что они назвали «Великим транспортным поворотом», амбициозным новым планом мобильности для страны, который откроет нас от автомобиля и создаст красивые, безопасные и чистые места для людей. Не могу поверить, что прошло всего пять лет, но наши районы были полностью преобразованы в красивые, чистые, безопасные места для всех. Я вижу, как мои дети улыбаются каждый день, когда они безопасно спешат на своих велосипедах и скутерах, чтобы встретиться с друзьями или пойти в школу.

Так как же все это произошло? По рекомендации Народного собрания Департамент транспорта был переименован в Департамент народной мобильности. Ему была предоставлена компетенцию по реализации «климатически безопасного и социально справедливого плана мобильности» к 2025 году. Это стоило около 300 миллиардов фунтов стерлингов - около трети от общей стоимости перехода Великобритании на нулевой углерод - финансируемой комбинацией непредвиденной прибыли от закрытия дыр в петле уклонения от уплаты налогов, повышения корпоративного налога и транспортного сбора гражданина.

Армия недавно обученных офицеров по мобильности людей начала реализовывать народный план. Крупные города Великобритании претерпились, с десятками пригородных железнодорожных станций и обширными электрифицированными сетями общественного транспорта, состоящими из троллейбусов и трамваев, которые были соединены с окружающими небольшими городами. Это сразу же сняло огромный слизень машин с дорог. Несмотря на то, что все еще не закончено, был достигнут огромный прогресс в создании инфраструктуры с нулевым содержанием углерода, а также зеленые рабочие места в строительной отрасли.

Для управления всем этим были созданы региональные кооперативы, принадлежащие и управляемые работниками и пользователями. По всей Великобритании каждый получает 14 бесплатных билетов каждую неделю, при этом любые дополнительные поездки стоят всего 1 фунт стерлингов за поездку в пределах своего региона. Были созданы автобусные компании, принадлежащие сотрудникам, с полностью электрическим парком, хранилищем велосипедов спереди и большим доступом для пользователей инвалидных колясок, чем текущие автобусы.

Город без автомобилей. © Джеймс Маккей
Город без автомобилей. © Джеймс Маккей

Как только общественный транспорт работал должным образом, дизельные и бензиновые автомобили были запрещены в городских районах. Великобритания прошла путь от страны, владеющей автомобилями, с примерно 40 миллионами автомобилей, до миллиона - всего за пять лет. Старые были отправлены обратно корпорациям, которые сделали их в соответствии с новым законодательством о циркулярной экономике. Для людей с ограниченными возможностями передвижения были введены бесплатные электрические маршрутные такси и общие электрические микроавтобусы для дальних расстояний или сельских рейсов.

Но самое большое изменение - это причины, по которым мы передвигаемся. Школьные дни были сокращены, что позволило всем школам и университетам проводить общинные мероприятия по борьбе с изменением климата. Все места на рабочих местах шатаются, чтобы избежать всплесков заторов и часа пик, а доход гражданина означает, что большинство людей ушли неполный рабочий день и все равно меньше путешествуют. Введена 20-минутная идея соседства, что означает, что в городах все основные товары и услуги, необходимые для хорошей повседневной жизни, никогда не находятся более чем в 20 минутах ходьбы; и для тех, у кого проблемы с мобильностью, постоянно распространяются общественные микроавтобусы.

Районы выглядят и чувствуют себя совершенно по-другому. Некоторые дороги остаются, реклассифицированные в служебные дороги для автобусов, трамваев или электромобилей для работников торговли или здравоохранения. Но все остальные дороги теперь являются маршрутами передвижения по соседству. Две полосы движения были сокращены до одной, создавая активные коридоры для прогулок и езды на велосипеде.

Часть уличного скейтбординга.
Часть уличного скейтбординга.

В освобожденном пространстве процветают жизнь и активность. Независимые торговцы, общественные предприятия, зеленые насаждения, карманные парки, микросадоводство, нагменты и игровые площадки появились как грибы. Шум трафика был заменен постоянным шумом смеха, игр и общения. Природа и дикая природа нашли путь назад через коридоры биоразнообразия. Во всех городских районах теперь есть ограничение в 20 миль в час, что почти наполовину сократило смертность в результате дорожно-транспортных происшествий и серьезные травмы.

Микромобильные хабы находятся на перекрестках. Принадлежащий каждому району и доступ к которому осуществляется через фиксированную ежемесячную плату, есть запас электрических мобильных скутеров, велосипедов, прицепов, велосипедов в голландском стиле и электронных скутеров. Семьи могут заскочить, взять подборку и отправиться на день по городу, посещая парки, магазины и музеи.

В центре города многоэтажные автостоянки были превращены в гоночные трассы и сады на крыше. Вдоль всех двойных проезжей частей избыточные полосы движения были превращены в спортивные поля для футбола, крикета, регби, езды на велосипеде. Великобритания стала здоровой, спортивной страной. Дети больше не хранятся в автомобилях, не застревают перед видеоиграми или не развлекаются в корпоративных пригородных розничных парках. Они свободны, счастливы и здоровы, играя на дорогах, которые раньше убивали, калечили, отравляли и загрязняли.

Дети играют на велосипедах в сообществе совместного жилье Lilac в Лидсе. © Пол Чаттертон
Дети играют на велосипедах в сообществе совместного жилье Lilac в Лидсе. © Пол Чаттертон

Этот массовый сдвиг не был противоавтомобильным. Наша потребность в машине только что испарилась. И с окончанием авторекламы мы перестали их хотеть. Люди оглядываются назад и задаются вопросом, почему мы были так одержимы ими. А для тех, кто все еще пристрастился к автомобилям, были созданы общественные гоночные трассы, чтобы люди могли исправить скорость и адреналин.

Назад в 2019 год

С точки зрения сегодняшних загрязненных и опасных улиц это видение ближайшего будущего может показаться несбыточной мечтой. Но на самом деле это набор примеров, которые уже происходят где-то в мире, или исследовательских идей, которые при наличии политической воли и финансовых стимулов могут быть реализованы.

А что не любить? Последствия такой транспортной революции были бы невероятными. Каждый год будет на тысячи меньше смертей или серьезных травм от дорожно-транспортных происшествий, респираторных и ишемических заболеваний, снижение депрессии и социальной изоляции, а также увеличение числа независимых торговцев и более динамичной местной экономики. У нас больше не будет токсичного незаконного воздуха, выбросы углерода от транспорта будут практически нулевыми, и каждый сможет передвигаться там, где он живет, независимо от того, насколько они богаты или бедны.

Это также значительно поможет восстановить сообщества. Люди были бы менее одиноки, а не сидели в частных автомобилях. Люди будут больше говорить и разбираться лицом к лицу. Борьба с выбросами углерода на транспорте действительно является беспроигрышной ситуацией.

Протестующие против Extinction Rebellion играют в крикет на улице в Вестминстере, Лондон. Стефан Руссо/PA Wire/PA Изображения
Протестующие против Extinction Rebellion играют в крикет на улице в Вестминстере, Лондон. Стефан Руссо/PA Wire/PA Изображения

Добраться туда будет нелегко. Это потребует сильного движения граждан на улицах, а также на заседаниях комитетов, залах судебных заседаний и исследовательских центрах. Нам понадобятся чиновники, избранные представители, бизнес-лидеры, изобретатели и исследователи, чтобы стать активистами и восстать против нынешнего транспортного статус-кво.

Времени мало, чтобы контролировать транспортные выбросы и токсичный воздух. Но преимущества, которые может предложить трансформация транспорта таким образом, огромны. Мы не должны упустить этот момент.