ПРОДОЛЖЕНИЕ
На рассвете 20 февраля 1842 г. подразделения “Дагестанского отряда”, предназначенные для штурма, соблюдая возможную осторожность, приступили к спуску к селению Гергебиль. Впереди направились 1-я и 4-я гренадерские роты Апшеронского полка, имея в своем распоряжении 3-х фунтовый горный единорог. Вслед за ними вниз по обледенелым скалам направились еще 5 рот с двумя горными орудиями под общим начальством полковника Ясинского, принявшего на себя командование сводным гренадерским батальоном. Тропинка оказалась настолько узкой, что по ней могли пройти одновременно не более одного солдата, а для подвоза артиллерийских стволов на расстояние прицельного выстрела пришлось разрабатывать каменную дорогу под прицельным ружейным огнем горцев. Срочно пришлось принимать предохранительные меры, поэтому две авангардные роты продолжили спуск по единственной тропинке, а еще две роты Апшеронского полка заняли гребень ближайшей горы и завязали оживленную перестрелку, стараясь отвлечь внимание на себя. Однако горцы, понимая, что главную угрозу представляют саперные взводы и продвигающиеся за ними канонирами, сосредоточили основной огонь по ним. В следствии чего передовая цепь апшеронцев ринулась в штыковую атаку и после краткой рукопашной схватки выбила мюридов с занимаемых крепких позиций. При этом тяжелое ранение получил командир цепи, прикомандированный из Одесского пехотного полка поручик Шульгин и еще несколько нижних чинов.
Первый этап сражения остался за правительственными войсками, и саперы смогли продолжить работы по прокладке дороги. Тем временем, все части “Дагестанского отряда” успешно завершили спуск с перевала, и генерал К.К.Фезе стал готовиться к предстоящему штурму хорошо укрепленного селения Гергебиль. Полковник Ясинский имея в своем распоряжении четыре роты (одна в резерве) должен был атаковать самый центр позиции горцев. По горному гребню, обходя левый фланг неприятельских позиций выдвинулись две роты, а правый фланг должна была атаковать 4-я рота Апшеронского полка. Для совершения этого опасного маневра гренадерам пришлось достичь дна глубокого и узкого ущелья, при спуске используя ремни и собственные ружья. Убедившись, что опаснейший спуск прошел благополучно и апшеронцы никем не замеченные, стали пробираться в сторону неприятельских позиций, а командующий экспедиционными частями выдвинул к ним на подмогу две пехотные роты Тифлисского полка. Наступающий порыв правительственных войск поддержали все артиллерийские расчеты, занявшие удобные места для беспрерывной стрельбы.
Несмотря на ожесточенный ружейный огонь горцев и обрушившийся град камней, колонна полковника Ясинского первой достигла основного завала. В ходе скоротечной рукопашной схватки 1-я гренадерская рота Апшеронского полка надвое рассекла неприятельские позиции и захватила несколько пленных. Мюриды, не ожидавшие такой быстроты и слаженности действий штурмующих частей, предпочли побыстрее отойти в глубь занимаемых позиций. Гренадеры, не останавливаясь на достигнутом и не сбавляя темпа наступления, устремились в преследование, сбросив часть горского ополчения в ближайший овраг, откуда никто не смог выбраться самостоятельно. Тем временем, 4-я гренадерская рота атаковала правый фланг противника и несмотря сильный ружейный огонь и яростное сопротивление мюридов, ворвалась на их позиции. Успех правительственных войск был полный, и горцы поспешили очистить первую линию укреплений, в надежде остановить гренадерские роты на подступах к селению Гергебиль.
Мюриды заняли вторую линию обороны на скалах, усиленную не менее крепкими завалами и поддерживаемые беспрерывным огнем из ближайших каменных сакель и боевых башен. Штурмующим ротам пришлось продолжить спуск под перекрестным огнем противника и залечь в обледенелых расщелинах, ожидая подхода подкреплений и подвоза артиллерийских стволов. Собрав необходимые силы, командир “Дагестанского отряда” отдал распоряжение полковнику Ясинскому совершить фланговое движение влево вдоль неприятельской линии обороны и захватить гергебильский мост через реку Казикумухское Койсу. Движение гренадерских рот произошло так быстро, что мюриды опасаясь быть отрезанными, поспешили оставить последние завалы и боевые башни, расположенные перед самым селением Гергебиль. Дальнейшее отступление горцев произошло не менее быстро по всем направлениям и в результате в домах остались многочисленные семьи и все имущество.
Войдя во враждебный аул, генерал К.К.Фезе немедленно приказал горской милиции, находившейся в резерве, захватить два моста через реку Кара-Койсу. Тем самым были перекрыты дороги к ближайшему селению Кикуны и в ущелье Гумли-Керпи, откуда можно было ожидать неожиданного нападения. Вскоре от пленных выяснилось, что селение Гергебиль обороняло до 4000 горцев под общим командованием кадия Магома-Мирзы Карахского. Среди захваченных горцев оказались гергебильский кадий и 14 мюридов, а также несколько десятков человек. Они сообщили, что общие потери простирались до 400 человек убитыми и раненными, из них до 70 поверженных тел остались на месте сражения. Правительственные войска потеряли убитыми 3 рядовых, раны получили 4 обер-офицера и 32 нижних чина, а среди контуженных числились 1 штаб-офицер, 2 обер-офицера и 3 солдат. Правительственным войскам досталась вся домашняя скотина, в спешке покинувших селение хозяев. Не остались в стороне от дележа захваченного имущества шамхальская и мехтулинская милиция, которых военные экспедиции к селениям ближайших соседей совсем не радовали, но и от своей части добычи они не отказывались.
Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.