Найти в Дзене

Русский язык как развивающееся явление

Русский язык как развивающееся явление (учебник М.Т.Баранова 7 класс) Цель: обобщить сведения о языке. Ход урока 1. Организационный момент - Рада приветствовать вас в новом учебном году. - Требования учителя к изучению предмета. 2. Беседа о языке. На земном шаре насчитывается более двух тысяч языков. Все они отличаются друг от друга. Есть, например, такие, в которых всего 2 гласных звука и 80 согласных. Встречаются языки, где насчитывается 52 падежа, а бывают такие, где нет ни одного. Разные языки. И все-таки у каждого из них есть языки-родственники. - Какие языки являются родственными русскому языку? - Чтение текста упражнения 1 (родственными русскому являются белорусский и украинский языки) - Представьте, что вы переводчики и вам достался следующий текст на украинском языке (рассказ И.Сенченко). Перевод запишите. Объясните постановку знаков препинания и орфограммы. Объясните, почему, несмотря на трудности, вы сумели справиться с работой? (Текст написан на доске) Хлiб святий Принесла

Русский язык как развивающееся явление

(учебник М.Т.Баранова 7 класс)

Цель: обобщить сведения о языке.

Ход урока

1. Организационный момент

- Рада приветствовать вас в новом учебном году.

- Требования учителя к изучению предмета.

2. Беседа о языке.

На земном шаре насчитывается более двух тысяч языков. Все они отличаются друг от друга. Есть, например, такие, в которых всего 2 гласных звука и 80 согласных. Встречаются языки, где насчитывается 52 падежа, а бывают такие, где нет ни одного. Разные языки. И все-таки у каждого из них есть языки-родственники.

- Какие языки являются родственными русскому языку?

- Чтение текста упражнения 1 (родственными русскому являются белорусский и украинский языки)

- Представьте, что вы переводчики и вам достался следующий текст на украинском языке (рассказ И.Сенченко). Перевод запишите. Объясните постановку знаков препинания и орфограммы. Объясните, почему, несмотря на трудности, вы сумели справиться с работой?

(Текст написан на доске)

Хлiб святий

Принесла баба хлiб з магазину. Катруся не голодна була. Покуштовала i аж нiс зморщила:

- Фе, який поганий!

Бабуся розсердилася:

- Так нiколи не можно говорити на хлiб. Коли хтось кине на землю – скажи пiдiбрати. Топтати хлiба не можна. Хлiб даэ людям життя.

- Упражнение 2 (устно) Прочитайте текст. Определите основную мысль. Стиль и тип речи?

Между славянскими языками много общего. СтОит заговорить, например, болгарину, белорусу, чеху, украинцу, как мы сразу поймём, что их речь очень близка нашей, русской речи. Многое в их речи мы поймём без перевода.

Есть немало слов, которые в разных славянских языках имеют одно и то же значение и различаются только произношением гласных, согласных или ударением, например: дом, двор, огонь, дым, брат, сестра, сын, дочь, волк, гусь, олень, роса, ночь, луна, снег, вода, нос, зуб, волос; зелёный, белый, веселый, острый; копать, ходить, шить, писать. Совпадение в лексике, фонетике и грамматике славянских языков говорит о том, что в древности славяне составляли один народ.

За многие столетия самостоятельного развития в славянских языках произошли значительные изменения. Многие некогда общие для всех славян слова в разных славянских языках получили различное лексическое значение. Например, слово живот в чешском и польском языках обозначает «жизнь», а в русском – часть тела человека или животного (старое значение этого слова отмечается в обороте не на живот, а на смерть).

3. Тема урока - «Язык как развивающееся явление». Как вы понимаете эту фразу?

- Сформулируйте цель урока.

- По словам К.И.Чуковского, «русский язык живой как жизнь». Как вы понимаете эти слова? Есть ли мертвые языки? (н-р, древнегреческий, латинский. Историческая справка: латинский язык как народно-разговорный перестал существовать в IX веке, с XVII века латынь сохранилась лишь в терминологии, в обиходе католической церкви и в литературных памятниках, крылатых выражениях (примеры))

- Чем отличаются живые языки от мертвых? (могут изменяться)

- Какие изменения вам знакомы в лексике, орфоэпии, грамматике русского языка? (примеры из книги Л.Успенского «Слово о словах»:

· Переосмысление слов мотор, машина.

· ЛЗ слова самолет при Петре I– «самоходный паром»

· Критики осуждали А.С.Пушкина за употребление в поэме «Полтава» «низких, бурлацких выражений», таких, как усы, визжать, вставай, пора.

· А.П.Чехов возмущался теми, кто употреблял в речи «нелепое, безобразное слово чемпион»)

4. Работа в группах

1) Подберите к данным устаревшим словам современные синонимы:

Зеница – зрачок

Стогны – площади

Чадо – дитя

Ратник – воин

Незримый – невидимый

Трапеза – прием пищи

Помещик – дворянин-землевладелец

2) Напишите ряд слов, обозначающих средства передвижения в 19 веке, а затем – в 20 веке

(н-р, Карета, экипаж, бричка, тройка, сани, телега; теплоход, паровоз, электровоз, самолет, ракета и т.п.)

- Нужно ли современному человеку знать устаревшие слова? Зачем?

3) слова, придуманные современными авторами (см.книгу «Необычное словообразование»)

5. Вывод

6. Д/з: упражнение 6 (у), упражнение 3 (п)