В нашем обществе сложилось мнение, что только в СССР запрещали фильмы, которые не укладывались в идеологию, а на западе все было разрешено. Как бы не так - за бугром "неправильное" кино тоже запрещали и запрещают до сих пор. Причем речь идет вовсе не о какой-то порнографии или "расчлененке", а вполне по политическим мотивам. Рассмотрим три примера "запрещенки" в иностранной киноиндустрии.
Автор ни коим образом не навязывает никакой идеологии и материал также не является пропагандистским
Первый фильм - американо-ливийская кинокартина «Лев пустыни», которая была снята в 1981 г. и рассказывала о национальном герое Ливии - шейхе ордена сенуситов Омаре Мухтаре, сражавшемся в 1923-1931 гг. с итальянскими захватчиками, которые оккупировали Киренаику (территория современной Ливии).
Мухтар был легендой при жизни - он командовал всеми партизанскими отрядами Киренаики, собирал деньги для борьбы с итальянцами, руководил закупками оружия и снаряжения в полунезависимом Египте. Также Мухтар со своим отрядом лично участвовал в партизанских акциях и это при том, что возраста он был в довольно почтенного (родился в 1858 г.). Т. е. ему было 60-70 лет на момент активных действий этой партизанской войны. Сам фильм показывает период сражений 1929-1931 гг., которые закончились пленением и казнью Мухтара.
В фильме показаны итальянцы, включая Дуче и итальянского командующего в Триполитании генерала Родольфо Грациани. В фильме можно увидеть все ужас той войны - концентрационные лагеря, повешение после полевого суда, расстрелы пленных, уничтожение урожая, чтобы он не достался партизанам, поборы, реквизиции и прочее.
Режиссером фильма был сириец Мустафа Аккада, который перебрался в США. Кстати, работа финансировалась правительством Ливии еще при Муаммаре Каддафи. Европейские критики назвали фильм несколько примитивным, но в целом правдивым. Британский историк-женщина Алекс фон Тунзельман (с немецкими корнями) сказала так:
«…изображение итальянского колониализма и ливийского сопротивления в целом точное».
Несмотря на то, что фильм рассказывал про фашистский период в истории Италии, в этой стране фильм вызвал самую негативную реакцию и был в 1982 г. запрещен к показу, потому что, по словам премьер-министра Джулио Андреотти, он «наносит ущерб итальянской армии».
Вообще американцы снимали много военного кино про нацистскую Германию, где показывали «плохих немцев» и те вроде не обижались, а тут итальянцы почему-то возмутились, когда показали их. В итоге фильм был показан в Италии 11 июня 2009 г. (через 28 лет!), но по платному каналу Sky Italy и то лишь потому, что Италию посетил лидер Ливии и спонсор этого проекта - Муаммар Каддафи.
Второй фильм - турецкий под названием "Долина волков: Ирак" (2006 г.). Это чисто "голливудский" тупой боевик, только главные враги - американские солдаты и вообще весь "западный мир" вкупе. Сюжет прост - американское подразделение в Ираке ворвалось на турецкую базу, которую охраняло 11 турецких солдат в штатском (утверждается, что фильм основан на реальных событиях 2003 г.). Турки были арестованы и с мешками на головах выведены со своей базы для идентификации личности. Их командир, лейтенант Сулейман Аслан вскоре от позора застрелился, но успел написать своему другу другому турку-спецназовцу о своем горе.
Этот друг, Полат Адемдар, собрал своих товарищей-военных и решил покарать обидчиков-американцев. Обидел турок американский командир спецназа Сэм Уильям Маршалл. В Ираке турецкие спецназовцы видят "истинное лицо" западного не мусульманского мира - Маршалл постоянно обманывает иракцев, занимается личным бизнесом, ворует людей для своего друга - еврейского врача, который режет мирных людей на органы, отправляемые в Израиль и Европу. Тут же показана аналогия американской тюрьмы Абу-Грейб, где заключенных раздевают до нага и заставляют ложиться друг на друга, создавая причудливые фигуры из множества тел. Кстати, в тюрьме показана женщина-надзиратель, прямо как в настоящей тюрьме Абу-Грейб. И обливание из шлангов холодной водой, запрещение молиться Аллаху... Подчиненные Маршалла под стать своему командиру - садисты, расстреливают пленных ради забавы.
Вообще фильм - хороший стеб на западные ценности, например, Маршалл и врач-еврей спорят, чья вера сильней. Причем еврей говорит, что он представитель избранного народа. Был такой фильм "Рэмбо", где главный злодей - советский командир играл в шахматы. Турки своего главного злодея - американца Маршалла сделали любителем поиграть на рояле, который ранее стоял во дворце Саддама Хусейна. Это стеб?
С актерами в фильме беда - Маршалл похож на чистого турка, а еврей на еврея никак не похож, а скорее на европейца. Американские солдаты так же с турецкими лицами, правда есть несколько негров. С вооружением киношных американских войск более-менее все в порядке - они ездят на "Хаммерах" (правда почему-то с ДШК) и вооружены винтовками М16, которые, кстати, производят и в Турции.
Фильм в западных странах не стал особо известным, но в мусульманских странах стал очень популярным в свое время. После начала показа "Долины волков: Ирак" в Германии, где проживает много мусульман (вошел в пятерку самых кассовых кинолент), премьер-министра Баварии обратился к владельцам кинотеатров с просьбой - снять фильм с проката как "расистский и антизападный". По его мнению такое кино разжигает межнациональную рознь. Многие немецкие политики поддержали запрет этого фильма, включая министра внутренних дел Баварии. Министр культуры "общей" Германии Бернд Нойманн заявил, что фильм:
"вызывает серьезные вопросы о ценностях в нашем обществе и о нашей способности прививать их".
Далее Главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе Джеймс Джонс заявил, что фильм пагубно сказывается на его подчиненных. Кстати, турки сняли еще несколько фильмов и даже сериал под общим названием "Долина волков", где американцы и евреи - главные злодеи. Все они встретили негативную реакцию в западных странах и запрещение.
Самый скандальный фильм из нашей троицы «запрещенки» - это польский фильм «Волынь» (2016 г.). В фильме показывается весь ужас жизни одной деревни на Волыни со смешанным украино-еврейско-польским населением в период 1939-1943 гг. Сценарий был основан на сборнике рассказов С. Сроковского под названием «Ненависть». Сначала повествуется о разгроме Польши в 1939 г., заходе советских войск на западную территорию Украины, куда и входила украинская Волынь. Далее в 1941 г. показывается заход немецких войск, а ближе к 1943 г. показывается как стали «дурковать» боевики-«бандеровцы».
Фильм получился действительно мрачным - в нем нет бравады и некой комичности предыдущих двух кинокартин. Весь фильм показывается, как страдает население этой деревни - сначала от советских сотрудников НКВД, которые в фильме показаны вечно пьяными (польский киношный штамп?). Причем один НКВДшник продал за бутылку водки полячку, которая подлежит высылки в Сибирь (!). Ее вытаскивают из ж/д вагона и отдают польскому «купцу». Правда позже этого поляка расстреливает ночью опять же пьяный НКВДшник.
После прихода немцев в 1941 г. в деревне тут же расстреляли всех евреев, также где-то в лесу показывается массовая казнь немцами еврейского населения из других деревень. Чуть позже «бандровцы» стали тайком убивать поляков самым зверским образом. Формат статьи на канале не позволяет описать все зверства - каждый читатель может посмотреть этот фильм сам. Следует отметить лишь «общие контуры» - казнь с помощью лошадей, подкидывание родственникам рук-ног-голов, отсечение головы топором и др. Дело дошло до того, что главная героиня - полячка Зося ищет спасения у немецких солдат от «бандеровцев».
Сами «бандеровцы» показаны откровенными садистами. Кстати, у многих на пряжках ремней и на пилотках украинские трезубцы (когда успели сделать, скрываясь в лесах?). В фильме показаны, кроме "бандеровцев, еще и польские партизаны "Армии Крайовой", а также советские партизаны. Примечательно, что когда польский крестьянин встретил в лесу советских партизан, те попросили поделиться его едой и ехидно заметили, что ему очень повезло, что он попал к ним, а не к "бандеровцам".
Фильм получил три кинонаграды в польском г. Гдыне - за операторскую работу, лучший дебют и лучший грим. Кстати, киношникам не хватило денег на производства фильма и его спонсировали ряд меценатов, а также польское телевидение (Telewizja Polska). В Польше написали о высокой исторической достоверности фильма. Немецкий критик Герхард Гнаук положительно отозвался о фильме, но предупредил, что фильм может быть использован русскими пропагандистами для развязывания «антиукраинской пропаганды» (!).
На Украине фильм «Волынь» был, естественно, запрещен к показу. Еще до начала съемок фильма режиссером было приглашено 30 украинских актеров (в основном из Львова и Тернополя), которым был вручен текст на украинском языке. Несколько актеров отказались, сказав, что фильм явно антиукраинский. Уже после выхода фильма украинская цензура обосновала такой запрет тем, что фильм «может вызвать беспорядки на улицах Киева». Причем, самое смешное, что первый показ была запланирован 18 октября 2016 г. Польским культурным центром (!) в Киеве. Т. е. поляки сняли фильм про "злых украинцев" и с довольными лицами захотели его показать в Киеве. Кстати, небезызвестная Надежда Савченко положительно отозвалась о фильме.
Таковы три фильма, запрещенных в разное время на западе (только можно ли Украину считать "западом"?). Но список далеко не полный, каждый сможет найти еще много таких фильмов, которые были запрещены по политическим причинам в цивиллизованных западных странах.
#лев пустыни #омар мухтар #кадаффи #военное кино #запрещенное кино #волынь #долина волков #ирак #турецкое кино #скоровский
Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз
Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии
Другие статьи по теме - Военная техника в фильме «Лев пустыни» 1981 г.