Группе KISS перевалило за 50. За свою долгую историю коллектив набрал многомиллионную фан-базу. Патентованный мейкап, фееричные шоу в еще дораммштайновскую эру, скандальное и эпатажное поведение, драйв, тыры-пыры - это все про них. Но что с точки зрения музыки? Насколько КИССы интересны как композиторы и исполнители? Давайте разбираться. В этом нам поможет так называемый мысленный эксперимент, который мы проведем чуть дальше по тексту.
Заранее договоримся, мы очень хотим обидеть фанатов группы, так как являемся безосновательными хейтерами.
Поехали!
Пройдемся практически с самого начала, опустив лишь те времена, когда они выступали на разогреве у разных групп. Тогда ничего интересного не происходило, разве что момент, когда Джин Симмонс случайно сжег свои волосы на разогреве у Blue Öyster Cult.
Итак, февраль 1974 г. Kiss выпускает свой дебютный альбом с одноименным названием. Но, несмотря на все старания, публичность на телевидении и постоянные туры, продажи первого альбома изначально составили всего 75 000 экземпляров. Группа вместе с лейблом стремительно теряет деньги.
Что происходит дальше?
В октябре того же года музыканты выпускают второй альбом «Hotter than hell», который тоже коммерчески провалился. Группа снимается с тура для записи нового альбома. За дело лично берется продюсер Нил Богарт и вкладывается в «Dressed to kill». Этот альбом выходит в марте 1975 г и, в сравнении с прошлыми двумя, получается гораздо лучше, но из популярных песен в нем объективно лишь «Rock and roll all nite». Тем не менее, это не спасает группу. Денег по-прежнему нет ни у них, ни у лейбла. Прорыв был необходим, т. к. лейбл уже находился на грани банкротства.
КИССы неожиданно решаются на весьма неоднозначный ход
Группа решает сделать запись своего концерта, чтобы передать атмосферу фееричных шоу, происходящих на сцене, и уже известных на тот момент. 10 сентября 1975 г выходит альбом «Alive», который достаточно быстро получает золотой статус и попадание в Топ 40 синглов, спасая лейбл от банкротства. Короче, все счастливы!
Дальше на этой волне все идет гладко и хорошо: платиновый альбом «Destroyer», «Rock and roll over», «Love gun», «Alive II» с тем же платиновым статусом, сольные альбомы, разогревочные перед еще одним альбомом и т. д. Но везет далеко не всегда и в творчестве КИССов наступает довольно критичный спад популярности.
Ребята серьезно задумываются, что бы такого предпринять для возрождения былого успеха. И решение вновь не в музыке, а в маркетинге. КИСС смывают грим! Событие века. Все поклонники бегут посмотреть на настоящих кумиров. Снова слава, успех и деньги. Но, увы, ненадолго. Зрителям разгриммированные КИССы быстро надоедают, поэтому ребятам снова приходится идти в гримерку. Сами же приучили зрителя к шоу, а тут вам натуралистичные фигуры.
Собственно, здесь мы плавно и подходим к нашему мысленному эксперименту.
Представим, что сейчас 1975 год, а мы на концерте группы KISS в ее, скажем так, еще зачаточном состоянии. Несмотря на то, что это лишь первые шаги КИССов к мировой славе, концерт – просто отвал башки. Это даже не концерт - это настоящее представление с фаерами, полетами на канатах и театрализованными постановками. И поют нам не просто какие-то пацаны с гитарами, а мифические существа, настоящие демоны в гриме и замысловатых костюмах. Такого до них не делал вообще никто.Это позднее такие выступления будут нормой: Мэрлин Мэнсон, Элис Купер, Раммштайн, Леди Гага и пр. Но мы-то в 1975м, мы с таким еще не знакомы. И это не на шутку впечатляет. Эпичность зашкаливает!
Ну, а теперь представьте себе концерт КИСС, где они убирают свои светошумовые представления и просто поют а-ля Битлз стайл. Представили? Вот и мы не можем.
Иными словами, КИССы никогда не пробились бы в люди, если бы делали ставку исключительно на музыку. Нет, мы не хотим сказать, что музыка у них совсем плохая. Но она будто бы вынуждена встраиваться во всю эту канонаду сценических фейерверков и образов. Она не рождается спонтанно, как условный Йэстердей или Претти Вуман. Она — расчетливая, тактично складывающаяся в аккорды современных трендов. Вы хотите рок? Нате вам рок! Вот квинты, вот сатан и все дела. Диско? Не проблема! Вот блестящий шар! Что-нибудь слезливое? Ну, у нас есть балладочка грустная! И вообще, можем хоть тему из Пиноккио спеть и хор мальчиков позвать (это кстати, не фигура речи, это альбом Джина Симмонса).
В общем, слушая разные альбомы КИСС, складывается ощущение, что путь к их музыкальной славе пролегал отнюдь не через музыку, а через череду очень грамотных и продуманных бизнес ходов. Наверное, есть определенный момент иронии в том, что даже самую узнаваемую песню КИСС «I was made for lovin you baby», написали не сами КИСС, а музыкант Дезмонд Чайлд. А песня «Lick it up» как-то подозрительно похожа на песню Gloria, которую выпустила Laura Branigan годом ранее.
И, пожалуй, указанная выше фактура неплохо объясняет, почему многие очень ровно относятся к КИССам: поиск коммерческого успеха осуществлялся где угодно, кроме музыки. Играть можно практически что угодно, главное - как это преподнести, верно? И если зрителю заходит тема оккультизма, то можно просто погрузить зрителя в инфернальную атмосферу, накрыть, так сказать, темной вуалью зал и фоном поиграть что-то драйвовое. Главное - не переборщить с мистикой, чтобы не отпугнуть платежеспособные аудитории. В целом публике заходит - и слава Богу. Или Дьяволу.
И еще один небольшой факт в бизнесовую копилку. Параллельно с музыкальным бизнесом КИСС стали безусловными лидерами по производству всякого мерча. Маски, гримы, фигурки, плакаты. Да что там, они даже пытались свои телевизоры толкать! Короче, превзошли реально всех коллег по цеху того времени, сгенерировав невероятное количество бабла. Ну серьезно, когда тут песни писать, когда столько всего вокруг происходит?
Короче, к чему мы это сегодня? Да просто душа попросила чего-то искреннего и трогательного, а тут диск КИССов попался, как на зло.