Буквально пару дней назад закончилось наше с мужем (и естественно с собаками - у нас их 3) путешествие на Русский Север. За полторы недели накатали более 3000 км по дорогам разной степени проезжаемости и проходимости, увидели красоты северного края, искупались в Белом море и даже загорели. Еще раз убедилась, что для наших поездок машина выбрана абсолютно правильно, но обо всем по порядку.
Основной целью этого путешествия стал берег Белого моря, хотелось подышать морским воздухом, при этом не изнывая от жары и толп народа Черноморского или Азовского побережья. По возможности хотелось провести несколько тренировок с собаками (они у нас ездовые, активно принимают участие в различных соревнованиях по ездовому спорту). После ухода иностранного сервиса бронирования поиск жилья, куда пускают с собаками осложнился, но вооружившись известными отечественными сайтами, новыми сервисами и телефонами, смогли набросать маршрут с несколькими промежуточными точками отдыха и в ночь со 2 на 3 июля выдвинулись в путь по трассе М8 "Холмогоры".
В день выезда прогноз нам обещал комфортные +21 днем с небольшой облачностью почти всю дорогу, и мы запланировали остановиться для отдыха днем, разложить палатку и поспать пару часов где-нибудь за Вологдой. Но на подъезде к городу мы поняли, что на небе ни облачка, температура растет - пеший осмотр достопримечательностей был отменен, т.к. в машине собаки, а для них единственный способ охладиться - кондиционер. Вологда была осмотрена из машины, а для себя сделана пометочка - вернуться еще раз, забронировать жилье и, никуда не спеша, погулять по городу. Остановились только, чтобы позавтракать, километрах в 40 в одной из закусочных сети "Баранка" - всем проезжающим по Вологодской области рекомендую, очень вкусные омлеты и кофе, можно закупиться местными продуктами (вологодские чаи, пастила и т.д.).
Немного отвлекусь и расскажу про инфраструктуру на М8. Асфальтовое покрытие хорошее, в нескольких местах идет капитальный ремонт мостов, но заторов это не вызывает. До Ярославля трасса почти везде имеет несколько полос в каждую сторону, есть где заправиться, остановиться отдохнуть и поесть. За Ярославлем количество заправок и кафе становится заметно меньше, площадки для отдыха тоже встречаются реже, имеет смысл заправляться в Ярославле и проезжать на одном баке до Вологды - расстояние позволяет. За Вологдой ситуация становится еще более плачевная: редкие деревни, в которых в лучшем случае есть магазин, пара заправок, не принадлежащих известным сетям, на перегоне Вологда-Анхангельск встретила 2 Роснефти и один Лукойл (и то уже ближе к Архангельску), в какой-то момент пришлось заливаться с канистр. Еще для поездки на Кольский мы приобрели 3 экспедиционные канистры, каждая по 18 с небольшим литров. И если уже речь зашла про них, то в Архангельской области я столкнулась с удивительным явлением: меня отказались заправлять в канистры, т.к. они видите ли пластиковые, а у них правилами запрещено заправляться в пластик. Убеждать, что канистра из полимера, имеет сертификат соответствия, подходит для хранения всех видов топлива было бесполезно. Теперь вожу с собой такую пометку (может и вам тоже пригодится): "документ РД 153-39.2-080-01, согласно которому нельзя было заправляться в пластиковую и стеклянную тару, отменен. С 1 июля 2019 года действует новый стандарт ГОСТ 58404-2019. Согласно ГОСТу: пункт 8.2.5 Не допускается отпуск нефтепродуктов в стеклянную тару. Отпуск нефтепродуктов в тару, выполненную из полимерных материалов, допускается только при наличии на ней маркировки предприятия-изготовителя о возможности ее использования для хранения нефтепродуктов. Объем тары должен быть больше минимальной дозы, выдаваемой ТРК, установленной ее производителем в эксплуатационно-технической документации. Также, помимо этого есть ещё и официальное разъяснение, а точнее Приказ Минэнерго России от 16.09.2019 № 981 "О признании не подлежащими применению некоторых актов Минэнерго России", где также черным по белому написано об отмене старых правил и вводе новых." К этой тираде прикладываю маркировку на канистре и ее расшифровку с официального сайта производителя. Если такие аргументы не действуют, то оставляю жалобу на сотрудников АЗС, но не в жалобной книге, а по контактам с официального сайта сети. Еще можно пригрозить досудебной претензией и материальным взысканием. Может и жестко, но в условиях, где заправки можно пересчитать по пальцам, а бака на пробег между ними может и не хватить, приходится жестить (в рамках закона естественно).
А теперь обратно к поездке. На завтраке в Баранке мы осознали всю бесполезность метеопрогнозов, температура за бортом начала приближаться к +30, спать после ночи за рулем хотелось ужасно, жилья на этом этапе мы не бронировали - начали искать удобные съезды с дороги к водоемам, чтобы можно было встать в тени с палаткой.
Подходящее место нашлось у реки Сямжа - водоем, есть деревья, удобный подъезд прямо к воде, в отдалении от населенного пункта, чтобы дать собакам возможность размяться (координаты 60.011875, 41.106512).
Все вроде бы хорошо, я даже поспала минут 40, но не учли мы несколько факторов: овода, точнее ОВОДА!!!, которые летают стадом и ищут кем бы полакомиться, а еще выходной день и толпы желающих из ближайшего поселка охладиться в реке. Часам к 12 дня одна группа купающихся начала сменять другую беспрерывно, солнце жарит, собак пришлось убирать в клетки в машине - спать стало невозможно, решили собраться и поехать днем (лучше в машине с кондюком, чем на жаре с оводами и недовольными местными), и уже вечером найти место для отдыха.
Очередная попытка отдохнуть - лесок у поселка Шелашский (примерные координаты 61.979750, 42.741648). Сосны, черничник, мох, красота.... и КОМАРЫ! Сначала все все начиналось неплохо, нашли место подальше от дороги с хорошим подъездом, расположили полевую кухню, зажгли спиральки от насекомых, погуляли и покормили собак, поели сами, расслабились... и тут началось. Ощущение было, что комары слетелись к нам со всего леса, две наши гладкошерстные собаки покрылись покусами в первые пару минут, нас начали кусать через одежду, досталось даже сильно шерстяному хасю! Отдохнуть хотелось очень сильно, до места заселения еще с полсотни километров, и нас не ждут раньше двух часов следующего дня. Выкинули часть вещей из салона, распихали собак обратно в клетки, окна открыли до маленьких щелочек, попробовали поспать. Мужа хватило минут на 20, пока комары не начали пролезать в машину, муж ворочается - мне заснуть не дает. Плюнули на попытку отдохнуть "дикарями", под покусами и писком собрали вещи минут за 10 и поехали дальше. Вообще за Вологдой покрытие с мобильным интернетом оставляет желать лучшего (из двух операторов - МТС и Билайн, большую часть времени хоть какая-то сеть есть у МТС), местами мобильная связь пропадает полностью. Нам повезло, на нашей остановке сеть была, и даже мобильный интернет достаточно стабильный для поиска гостиницы.
Мы смогли найти место для нормального ночлега в поселке Березник, в небольшой гостинице у паромной переправы через Северную Двину нас не только заселили без предварительного бронирования, но и пустили в номер с собаками.
5 часов сна в номере с нормальными матрасами, чистым бельем, москитными сетками и фумитоксом, и мы готовы ехать дальше. Следующая остановка - Архангельск, нас ждет завтрак на набережной Северной Двины. Город нас встретил жарой и солнцем (а мы то ждали +18+20, эх), его мы также посмотрели из машины, смогли осмотреться только на набережной по дороге от парковки в кафе, но и этого было достаточно, чтобы получить самые приятные впечатления и захотеть вернуться.
После сытного завтра выдвигаемся в Северодвинск, о дороге и о самом городе рассказывать подробно не буду. Дорожное покрытие вполне приемлемое, город промышленный, советская застройка, есть парк и несколько торговых центров. А вот дальше наш путь лежал в Онежский район, где мы сняли домик на несколько дней, и вот тут начинается рассказ о Патриоте и северных дорогах.
От Северодвинска до места назначения около 140 км, примерно 20 по отличному новому асфальту, остальные 120 по строящимся участкам дороги (судя по информационным сдендам, в планах восстановить полностью дорогу на Онегу), по снятому грейдером старому покрытию или просто по песку. Ни одного населенного пункта, заправки или стоянки. Ощущение, что едешь по стиральной доске, средняя скорость около 40 км/ч: где чуть ровнее разгонялась до 60, в иных местах держала не больше 20; всю дорогу на полном приводе, местные обгоняют. Обогнали меня и пара легковушек, но их я встретила через пару километров после обгона: встреча на скорости с песчаным заносом и, как следствие, поцелуй с отбойником. Эмоций много, вместо часа с небольшим 120 км растягиваются на 3 с лишним часа. Писать что-то еще не буду (и так много букв), лучше покажу видео.
Последствия такой дороги для машины - да никаких! Да, гремели... металлической посудой в багажнике. Покрышки и диски целы. Собаки немного в шоке, но достаточно быстро обо всем забыли. И главное, достигнута основная точка на маршруте - домик на побережье Белого моря!
Температура днем около +31, вода - парное молоко, во время прилива море не доходит до дома метра два, тишина, покой, отсутствие шума и связи, невероятные белые ночи.
Пост получается длинный, поэтому разобью его несколько частей. Отдельно расскажу про сам домик и ближайшие достопримечательности, а еще будет рассказ про дорогу от города Онега до города Рыбинск.
Часть 2
#любушканауазе #уаз #уазпатриот #путешествия #путешествиенамашине #путешествияпороссии #архангельск #архангельскаяобласть #белоеморе #море