Известно, что христианское духовенство начало активно регламентировать личную жизнь прихожан только в X-XIII веках. Вопросы брака вызывали в кругах священной братии одни лишь разногласия.
До раннего Средневековья (V–XI вв.) церковники всячески пропагандировали целибат. Но даже самые набожные обыватели никак не хотели соблюдать телесную чистоту, и духовенству пришлось смириться. Церковь стала проповедовать «единый нерасторжимый брак». Но как же люди женились до официального разрешения Церкви?
Люди раннего Средневековья, скажем честно, ещё долго жили по законам римского права.
Смешивали античные принципы с местными традициями. Например, франкские, германские и скандинавские народы придерживались своего свода законов, который со временем являл собой сущую мешанину из древних верований вкупе с раннехристианскими.
Вплоть до XI века светский брак не был ни моногамным, ни нерасторжимым. Богатые мужчины Европы (короли и их феодалы) порой имели несколько жён. И все они были христианами. При этом из трёх жён мужчина мог быть венчанным только с одной или вовсе пренебрегал благословением свыше.
Со временем духовенство всё больше настаивало на венчании. В итоге многожёнство сохранилось, венчанная супруга получала высокий статус, оставшиеся же дамы сердца не становились бесправными наложницами. Ведь существовало понятие конкубината.
До распространения христианства римский конкубинат подразумевал собой сожительство свободного мужчины и незамужней женщины, которое официально браком не считалось. Вот здесь Церковь и споткнулась. Долго законники спорили, являются ли такие отношения развратом и блудом? И что лучше — одна венчанная жена или парочка невенчанных, а может, оставить конкубинат как есть?
На первом Толедском совете в 398–400 годах постановили, что сожительство с конкубиной (невенчанной супругой), не делает мужчину грешником:
«...однако, да будет довольствоваться он союзом с одной женщиной, будь она женой или конкубиной – что его больше устраивает.»
Дама со статусом конкубины могла жить вместе с партнёром, иметь с ним общий дом, хозяйство, детей. Ребёнок от второй жены мог претендовать на земли и титул отца, если не было законных наследников. Существовали пары, которые имели раздельные дома. Особенно после V века, когда Церковь начала популяризировать браки венчанные, мужчина мог жить с одной супругой и содержать дом второй жены-конкубины.
Шаткое положение которой заключалось в свободе благоверного. Такой супруге мужчина мог спокойно заявить, что уходит к другой. Ей он был ничего не должен, совести хватало даже выгнать на улицу. Но, в свою очередь, и конкубина имела право выйти замуж за другого. У бывшего же гражданского мужа не было законной власти, чтобы вернуть супружницу домой.
Со временем в официальной истории брака появились жёны «more danico»
У них прав было больше, но и ответственности тоже, практически на уровне венчанной супруги. «More danico» с латинского переводится «по датскому обычаю». Со вторжением викингов такой брак с элементами древних скандинавских устоев распространился по всей Европе раннего Средневековья. Как понимаете — христианская Церковь к заключению такого союза никакого отношения не имела.
В отличие от конкубин, жёны more danico не могли уйти к другому мужчине, но их дети становились претендентами на наследство отца наравне с детьми от венчанной супруги.
Если вы смотрели популярный сериал «Викинги», то вам знаком персонаж по имени Ролло (ок. 860 — ок. 932)
Ушлый парень женился на Гизеле Французской, заключил союз с Карлом III Простоватым, её отцом и стал основателем Нормандской династии (и был, кстати, предком того самого Вильгельма Завоевателя). При этом, кроме венчанной супруги Гизелы, Ролло (или Роллон) имел другую жену, которая родила ему сына и наследника — Вильгельма Длинного Меча (900/910—942).
Отпрыск, в свою очередь, тоже венчался по расчёту. Литгарда де Вермандуа, девица весьма знатного рода и с жирным приданым, к сожалению, не подарила Длинному Мечу детей. Наследника герцогу Вильгельму родила девушка по имени Спота, его жена more danico.
Род викингов на Нормандском престоле продолжил Ричард I Бесстрашный, который имел венчанную супругу из благородных дам и гражданскую жену. Сын Ричарда Бесстрашного, Роберт Дьявол, стал отцом Вильгельма Завоевателя (1027/28–1087).
И мало кто знает, что этот всем известный король Англии был сыном конкубины Герлевы, а не венчанной жены (по некоторым данным, Роберт вообще никогда официально не состоял в браке). В итоге Герлеве надоел шаткий статус, она бросила герцога и вышла замуж за другого. Но Роберт Дьявол сына признал и сделал своим наследником.
Как видим — христианская Церковь раннего Средневековья не отвергала гражданские браки. Конечно, духовенство осуждало внебрачные связи. Но как говорится — «Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку». Богатым людям многожёнство разрешалось.
Долгое время в христианстве не могли определиться со статусом «вторых» жён. Всё население Европы придерживалось строгой иерархии. Сначала девица, после замужняя дама, потом (если доживёт) то и вдовой. Она могла быть монахиней. Но куда отнести ту же самую конкубину?
Падшей женщиной она не была. Ведь по римскому праву, которое за основу взяла христианская Церковь, конкубина (в отличие от гетеры) не «делала себя доступной более чем для двух мужчин».
«Вторые» жены были именно супругами: они принадлежали одному любовнику, вели хозяйство, рожали детей, были верны. Как замечали средневековые церковные теологи и юристы: конкубины и жёны «more danico» испытывали к возлюбленным истинную привязанность, даже любовь.
Так продолжалось до начала Высокого Средневековья. С середины XI века Церковь становилась всё категоричнее. Свободные отношения, основанные на чувствах, отошли на второй план. Восторжествовал брак христианский — единый и нерасторжимый.
Уважаемый читатель, поддержи нас переходом на наш сайт - «ПРОСВЕТ.ПРЕСС».
Мы в «Тelegram», в VK»
___________________________________________
Возможно Вам будут интересны другие каналы:
Канал «ПРОСВЕТ.ПРЕСС» - Свежие новости и обзор событий, мнения экспертов и аналитика.
Спасибо за внимание!