Найти тему

F-22 Raptor. Господство в воздухе. История создания, путь, будущее.

Оглавление

F-22 Raptor разрабатывался для обеспечения господства ВВС США в воздухе «Top dog» ( хозяин положения или, дословно, «победившая в схватке собака»), как иногда называют самолет, является лучшим в мире из ныне стоящих на вооружении. В период списания F-117 Nighthawk F-22 адаптировали и для нанесения ударов по наземным целям.

Было построено девять опытных машин F-22 EMD с целью изучения и отработки всех особенностей конструкции истребителя. Последние два самолета EMD и два первых серийных истребителя были задействованы в эксплуатационных испытаниях.
Было построено девять опытных машин F-22 EMD с целью изучения и отработки всех особенностей конструкции истребителя. Последние два самолета EMD и два первых серийных истребителя были задействованы в эксплуатационных испытаниях.

Многоцелевой F-22 появился в тот период, когда в США, в отличие от времен холодной войны, отсутствовало понимание реальных угроз, и расход на оборону сокращались. В целях экономии средств самолет приспособили к нанесению ударов по наземным целям, что в определенной степени помогло политикам отстоять программу.

На стадии разработки предполагалось, что F-22 будет действовать в условиях очень сильной интегральной ПВО, состоящей из ЗРК, зенитной артиллерии, РЛС различного назначения и истребителей типа Су-27. Выжить в таких условиях мог только самолет с совершенным БРЭО и очень высокими летными данными, созданный по технологиям малой радиолокационной заметности.

После завершения холодной войны угроза со стороны истребителей существенно снизилась, однако многоуровневая ПВО осталась реальностью. Такая система ПВО остается актуальной и сегодня, так как Россия экспортирует современные комплексы в страны, не всегда дружественные США. Считается, что F-22 прекрасно подходит в качестве компонента глобальных ударных сил США.В рамках существующего сценария войны на Raptor возложена задача защиты бомбардировщиков от воздушной угрозы и наземной ПВО.

Истребители противника, в общем-то, ныне не представляют для F-22 слишком серьезной угрозы – считается, что Raptor вполне способен защитить от них бомбардировщики и иные важные объекты. Для нанесения ударов по наземной ПВО F-22 может применять корректируемые авиабомбы с управлением по GPS, такие как JDAM и SDB.

Уникальные возможности F-22 могут быть максимально востребованы в начальный период предполагаемого конфликта, но даже после нейтрализации ПВО противника F-22 останется важнейшим инструментом сохранения господства в воздухе.

Совершенное БРЭО обеспечивает F-22 преимущество в ведении дальнего ракетного боя, однако самолет способен эффективно вести и маневренный воздушный бой. Сверхманевренность достигнута за счет комбинации мощных двигателей F119 с управляемым вектором тяги и крылом большой площади.
Совершенное БРЭО обеспечивает F-22 преимущество в ведении дальнего ракетного боя, однако самолет способен эффективно вести и маневренный воздушный бой. Сверхманевренность достигнута за счет комбинации мощных двигателей F119 с управляемым вектором тяги и крылом большой площади.

Путь к Raptor

Более 15 лет разделяют первый полет демонстранта YF-22 и начало эксплуатации Raptor. В то время расходы на программу периодически сокращались, уровень требований к самолеты понижался. Сама программа постоянно подвергалась политическим нападкам. В результате заказ на серию сократили с 750 до 187 единиц.

Сокращение объема производства связано не с техникой, а является отражением общей ситуацией в мире. Окончание холодной войны привело к сокращению или закрытию самых дорогостоящих оборонных программ. Начавшаяся в 21 веке так называемая «Глобальная война с терроризмом» потребовала вооружения, ориентированного скорее на противопартизанскую борьбу, что, опять же, привело к перераспределению средств внутри военного бюджета. В подобной войне место для F-22 отыскать сложно. Сокращению расходов на Raptor поспособствовал и финансовый кризис 2009 года. Производство F-22 могли свернуть уже в 2009 году, направив высвободившиеся средства на программу создания многоцелевого F-35.

История F-22

Работы по программе создания «Advanced Tactical Fighter» (ATF) начались в 1971 году. На вооружение ВВС США только что приняли F-15, и поэтому проектирование истребителя следующего поколения велось неспешно. Работы ускорились в конце 1970-х годов, когда стал очевидным прогресс советской авиапромышленности.

F-22 из 1-го истребительного авиакрыла выполняет сброс GBU-32 JDAM с инертной боевой частью. На F-22 возлагается задачи поражения наземной целей, на протяжении короткого периода самолет даже обозначался как F/A-22.
F-22 из 1-го истребительного авиакрыла выполняет сброс GBU-32 JDAM с инертной боевой частью. На F-22 возлагается задачи поражения наземной целей, на протяжении короткого периода самолет даже обозначался как F/A-22.

Первый полет демонстратор технологий YF-22 выполнил 29 сентября 1990 года. F-22A Raptor поднялся в воздух почти через семь лет. За это время резко сократили объем серийного производства и отказались от разработки двухместного F-22B. Состояния первоначальной боеготовности F-22A достиг 15 декабря 2005 года, когда Raptor приступили к выполнению миссий «Noble Eagle» в ПВО США. С 2005 года боевые возможности состоящих на вооружении F-22A постоянно расширяются.

В части ведения воздушного боя машина полностью удовлетворяет требованиям, но эффективность «работы по земле» стремятся повысить. Самолет F-22A пришел на смену F-117 и части F-15С. Однако из-за сокращения объема серийного производства F-22 превратился в так называемую «серебряную пулю» предназначенную для решения задач особой важности. С 2005 года ведутся работы по налаживанию взаимодействия истребителей 40го поколения (F-15 и F-16) с F-22 и адаптации их тактики под тактику Raptor.

Предполетный осмотр для F-22 имеет большое значение, чем для самолетов предшествующих поколений. Raptor построен с использованием технологией малозаметности (стелс). Форма планера создана так, чтобы сигнал от РЛС противника отражался лишь в нескольких направлениях.
Предполетный осмотр для F-22 имеет большое значение, чем для самолетов предшествующих поколений. Raptor построен с использованием технологией малозаметности (стелс). Форма планера создана так, чтобы сигнал от РЛС противника отражался лишь в нескольких направлениях.

Будущее

Ограниченные возможности F-22 в части нанесения ударов по наземным целям в будущем планируется преодолеть. Компания «Lockheed Martin» и ВВС США ведут работы по совершенствованию РЛС АРG-77 AESA, в результате которых станция получит способность находить неподвижные наземные объекты и отслеживать подвижные наземные объекты. По мнению командования, РЛС АРG-77 обладает уникальными характеристиками по ведению РЭБ, способна ставить помехи и даже физически выводить из строя компоненты БРЭО самолетов противника.

В состав вооружения Raptor интегрированы УР класса «воздух-воздух» AIM-9X, в ближайшей перспективе ассортимент вооружения пополнится УР «воздух-воздух» AIM-120D. Для самолета разрабатывается нашлемная система целеуказания JHMCS (Joint Helmet Mounted Cueing System).

Подписывайся,ставь лайк. Пиши комментарий. Дальше будет интересней.