Посмотрела свежую экранизацию «Доводов рассудка» Остин от Нетфликса (это фильм, не сериал, и слава богу) — и осталась недовольна. Редкий случай: мне практически всё снятое по Остин нравится, а «Гордость и предубеждение и зомби» просто обожаю.
В романе это история тихой старой девы Энн Эллиот, моей нынешней любимой героини Остин, — замкнутой, неуверенной в себе самоедки 27 лет.
В её умении уступать и быть незаметно незаменимой для шумных и надменных родственников таится внутренняя сила.
И как ты радуешься, когда эту силу начинает постепенно понимать и ценить капитан Фредерик Уэнтворт :)
Две предыдущие прекрасные экранизации, 1995 и 2007 годов, были как раз об этом.
Авторы нынешней (сценарист Рональд Бэсс, режиссёр Кэрри Крекнелл), видимо, решили, что такую героиню современные зрительницы не примут, и сделали из неё разбитной вариант Элизабет Беннет — уверенной в себе красотки (Дакота Джонсон), пьющей из горла и влюбляющей в себя всех мужчин окрестности.
СПОЙЛЕРЫ!
При этом канве сюжета они аккуратно следуют, но ни разу не попадают в настрой: скажем, Уэнтворт (Космо Джарвис), заметив, как обессилела на долгой прогулке Энн, сажает её в коляску проезжавших мимо знакомых, и в романе это тайный признак того, что он видит её и заботится о ней, несмотря на свой флирт с Луизой.
Тут он раздражённо говорит — «не усложняйте!» — предлагая ей сесть в коляску, словно пытается поскорей от неё отделаться.
Тайная, внутренняя линия их отношений (что составляет для меня главную прелесть этой истории) принесена в жертву опасениям показать героиню слишком слабой и зависимой от (о ужас) чувств к мужчине. И, говоря с Энн, Фредерик оговаривается: тут сильное течение, оно может быть опасным... простите, опять я вас опекаю. — И уходит, пока Энн очертя голову бросается в волны (то, что дамы тогда так не купались, опустим).
Диалоги, конечно, тоже прекрасны.
Луиза, строя глазки капитану Уэнтворту:
— Покажете, как пользоваться вашим секстантом?
— Но мы с вами едва знакомы.
— Вечером я свободна.
Возможно, авторы закладывали какую-то метафору в этот измерительный прибор, поскольку в финале Фредерик с Энн полулежат в травке на обрывистом берегу моря, и под его руководством она изучает этот секстант, многозначительно демонстрируя нам обручальное кольцо: мол, всё в порядке, героиня замужем, приличия соблюдены, теперь можно и за секстант приняться.
Такой похитительнице мужчин с печальным Уэнтвортом должно быть просто скучно, и когда на горизонте появляется импозантный баронет Уолтер Эллиот (Генри Голдинг), весь в чёрном, я оживилась. Даже мелькнула мысль, а не изменят ли они дерзко сюжет — Энн чудесно с ним пикировалась, и глазки сразу загорелись. Тут сэр Уолтер подходит ей куда больше Фредерика (представьте Лиззи Беннет, которая наслаждается обществом Уикхема куда больше бесед с занудой Дарси).
Но нет — внешний сюжет до конца верен роману.
Единственная, на кого я тут смотрела с удовольствием, — Мэри, младшая сестра Энн, капризный ипохондрик (Миа Маккенна-Брюс). Вот её удачно «осовременили»: мне важно прежде всего полюбить саму себя! Мой доктор сказал, что я должна находить светлые стороны даже там, где их нет! — отлично вписывается в романный образ Мэри.
В остальном — увы и ах. Два сезона «Сэндитона», в которых от сюжета Остин давно ничего не осталось, передают её дух куда лучше, чем это новое творение. По крайней мере, захотелось перечитать «Доводы рассудка» :)
Зато предыдущая экранизация романа Остин — «Эмма» 2020 года — мне очень зашла :)
В рецензиях кто-то сетовал, что герои похожи на фарфоровых пастушков и пастушек, — ничего подобного, все живые, история озорная и очень ироничная, в духе Остин.
Началось с того, что я не признала мистера Найтли. Показывают нам смазливого юного джентльмена, который сначала одевается в подробностях (и штаны, которые вот эти бриджи, они носили прямо на голое тело, настаивают авторы, никакого белья), а потом идёт по бесконечному коридору своего поместья, и за ним семенит старушка-домоуправительница, в которой я в изумлении узнаю Мэри Беннет (Люси Брирс) из «Гордости и предубеждения» 1995 года!
Ну да, двадцать пять лет прошло, Колин Фёрт уже в благородных сединах, но Мэри Беннет!..
И этого вот юного красавчика внезапно называют мистером Найтли! Который был старше Эммы на 16 лет (как Ретт Батлер был старше Скарлетт на 17).
Джонни Флинн хорош, спору нет, однако все его дидактические поучения Эммы, уместные в устах старшего друга семьи, должны, казалось бы, пропасть. Но ничего не пропало :)
«Эмма», как говорят исследователи, это детектив без убийства. (Хотя некоторые предполагают, что тётушка Фрэнка Черчилля скончалась как нельзя кстати, и уж не приложил ли он к этому руку.)
В детективе читатель не знает, что происходит (кто преступник), но видит внешние косвенные признаки, которые должны бы ему подсказать. Такие косвенные признаки постоянно видит и Эмма — и постоянно толкует их не так.
В этом фильме всё это блистательно показано. И мистер Найтли тут живой, увлекающийся и осознаёт, что влюблён в Эмму, куда раньше, чем в книге. И вся горячность его упрёков звучит подтекстом — как вы можете смотреть на мистера Черчилля, ну он же пустой хлыщ, ну посмотрите на меня!
Пустой хлыщ Фрэнк Черчилль прекрасен — в исполнении Каллума Тёрнера, Анатоля из би-би-сишной «Войны и мира». С ним всё ясно с первого взгляда :) Он из обворожительной породы остиновских обольстителей — Уикхем, Уиллоби, — просто здесь ему повезло с тётушкиным наследством.
Харриет (Миа Гот) тоже очень мила — девушка-простушка, которой Эмма вскружила голову и в которую она играет, как в свою куклу. Но здесь она понимает больше, чем Харриет в романе, — и сначала бросает Эмме: «Вы хотите приберечь мистера Найтли для себя?» — а потом упрекает: «Я отказала мистеру Мартину, потому что вы мне сказали!»
Болтушка мисс Бейтс — великолепная Миранда Харт; из-за неё пожалела, что смотрела в дубляже, её хочется услышать в оригинале. И сцена на пикнике, где Эмма говорит колкость мисс Бейтс, чем расстраивает до слёз, — до глубины души.
Мистер Вудхаус (Билл Найи) — вечный враг сквозняков, и момент, когда они на званом рождественском ужине обнаруживают, что пошёл снег, и вскидываются в ужасе, как от катастрофы, — забавный и трогательный. Потому что мистер Вудхаус бросает Эмме — ты помнишь, что твоя мать насмерть простудилась в снегопад? (Это тоже одна из версий исследователей — быть может, страх сквозняков возник у её отца не на пустом месте.) А как он в финале под предлогом сквозняка отгородился ширмой от Эммы с мистером Найтли :)
Эмма (Аня Тейлор-Джой) — порывистая, уверенная в себе, искренне заблуждающаяся и искренне переживающая. А уж когда во время романтического объяснения мистера Найтли (весьма косноязычного) у неё пошла кровь носом от волнения!..
Какие же они фарфоровые после этого! Настоящие, насколько это только возможно :)
А какие фильмы по романам Джейн Остин у вас любимые?
Читайте также:
Мистер Дарси, великий и прекрасный
Мистер Дарси после Колина Фёрта
«Гордость и предубеждение» 1940: старый добрый Голливуд
Стройные и пухленькие барышни в романах Остин
Шарлотта Лукас – звезда феминисток
На что рассчитывал Уикхем, похищая Лидию Беннет?
«Джен Эйр, или Записки гувернантки Теккерея»
Должна ли экранизация следовать книге?
Путеводитель по моему каналу на Яндекс.Дзене: публикации про кино и сериалы
Путеводитель по моему каналу на Яндекс.Дзене: про книги и спектакли