Что обычно представляет человек, когда слышит про Петергоф? Конечно, в первую очередь, он воображает себе прекрасный барочный императорский дворец, окруженный садами, фонтанами, самым знаменитым из которых является, разумеется, «Самсон, разрывающий пасть льву». Однако, в этом замечательном пригороде Санкт-Петербурга имеются и иные дворцовые постройки, которые, к сожалению или к счастью, не пользуются популярностью у туристов. Более того, не каждый петербуржец слышал про наличие таких усадеб. Я вот сам про них узнал только весной 2021 года и был приятно удивлен. На Петергофской дороге, системе улиц, проспектов, шоссе юго-западной части современного Петрополя, своеобразной «Рублевке» Российской империи, если угодно, имеется ряд заброшенных дворцов, самым уникальным по своим композиционно-художественным аспектам, по моему мнению, является Михайловская Дача.
В начале хотелось бы малость уделить внимания местоположению и истории мызы. Михайловка или Михайловская дача – это усадьба, находящаяся на территории Петергофа, расположенная на Петергофской дороге, трассе, вдоль которой селились, преимущественно, члены императорской семьи и придворные. Имение находится в восточной части пригорода Петербурга, недалеко от Стрельны, между Санкт-Петербургским шоссе и побережьем Финского залива. С петровских времен эта территория была обжита.
В середине XIX века земля была передана во владение великому князю Михаилу Николаевичу, сыну императора Николая I. Нынешний комплекс был построен в 1858-1861 годах. Первоначально проектированием усадьбы занимался Штакеншнейдер, затем ведущим архитектором стал Шарлемань, в конце концов был реализован проект Гаральда Боссе. В данный комплекс входят Кухонный и Конюшенный корпуса; Кавалерийский (Гофмейстерский) корпус, перестроенный из бывшего дома Разумовских; егерский дом с псарней; оранжереи с домом садовника; здание караулки; многочисленные садовые сооружения; церковь. Но нас будет интересовать сам дворец. После революции в имении была организована учебно-воспитательная колония «Красные Зори». В 1930-х гг. здесь существовал педагогический техникум «инструкторов сельскохозяйственного труда».
Во время войны дворец сгорел, другие здания ансамбля и парк получили значительные повреждения. В 1945 г. усадьбу передали птицефабрике Ленмясокомбината. Эта организация отремонтировала ряд наиболее сохранившихся зданий, но продолжала разрушать поврежденные, разбирая их на строительные материалы. В 1967 г. усадьба перешла к Кировскому заводу, для которого под руководством архитектора М.И. Толстова был разработан проект восстановления ансамбля с приспособлением его под оздоровительную базу отдыха. В настоящий момент территория усадьбы принадлежит СПбГУ, который в отреставрированных старых зданиях и новых построенных разместил кампус Высшей Школы Менеджмента. Однако сам дворец никак не используется, находится в крайне плачевном состоянии, нуждается в реставрации. Буквально за последние 30-40 лет усадьба пришла в негодность.
Основным материалом, из которого построен дворец, является кирпич, покрытый штукатуркой. Активно применены металлические конструкции и в качестве каркасных структур (например, арматуры колонн), и в качестве функционально-декоративных элементов (допустим, решетки). Также можно найти каменные и деревянные детали. Применена каркасная конструкция, присутствуют элементы стоечно-балочной системы.
Поговорим теперь про стиль. Наличие в экстерьере таких элементов, как аркады, портики, фронтоны, кариатиды, гермы, рустовка, ионические колонны, пилястры с коринфскими капителями, вазоны, подсказывает, что перед нами сооружение, выполненное в классицистично-ренессансном духе. Ключевым словом в предыдущем предложении является «в духе», поскольку нельзя назвать Михайловскую Дачу памятником стиля классицизма, а уж тем более ренессанса. Во-первых, из-за хронологических аспектов, во-вторых, из самой сути внешнего облика здания. Классицизм предполагает строгость, следование определенным пропорциональным соотношениям, которые были выведены творцами эпохи Античности, сдержанность в декоре, симметрию в композиции и оформлении. Архитектура Возрождения тоже следует подобным принципам, но она более жизнерадостная, декоративная.
Ключевое понятие в классической архитектуре – это ордер. Что такое ордер в архитектуре? Это художественно осмысленная стоечно-балочная конструкция. При ордерной системе такая конструкция состоит из трех основных элементов - стереобата, колонны, антаблемента, каждый из которых делиться еще на три части, например, колонна на базу, фуст (ствол), капитель. В классической архитектуре, начиная с древнегреческих времен, все эти детали носили, в первую очередь, функциональную роль: колонны поддерживают портик, который защищает, накрывает вход в здание, и так далее. В Михайловской Даче ордер редко выполняет свое главное назначение, я бы сказал, что он играет второстепенную роль в конструктивном плане. Особо это касается кариатид (женских фигур), которые обычно заменяют собою колонны (вспомним знаменитый храм Эрехтейон в Афинах), но здесь они подчинены декоративистской цели. При просмотре этого дворца и других подобных ему сооружений создается ощущение, что все эти элементы «приделали» к стенам, не чувствуется тектоника, то есть построение не в конструктивном, но в композиционном плане.
Стоит упомянуть про стилевое содержание интерьеров Михайловской Дачи. Помещения были решены в стилях Людовика XVI, рококо, ренессанса. Таким образом, получается, что рассматриваемый объект не имеет единства стиля. Да, это так. Дворец в Михайловке является примером архитектуры эклектики, то есть многостилия, смешения стилей.
Я бы не стал эклектику называть каким одним единым стилем, а определил бы ее как сложное художественно-стилевое явление. Эклектизм в архитектуре присутствует всегда, однако во второй половине XIX века его градус был предельно высоким. Именно тогда были модными все эти стили с приставками «псевдо» и «нео». По сути, ничего бы кардинально в построении сооружения не изменилось, если бы его «одели» в псевдоготическую или неорусскую «шкуру». Стоит заметить, что в проекте Шарлеманя, который потом переработал Боссе, были предусмотрены английские реминисценции в оформлении, но в итоге от них отказались, чтобы усилить итальянизирующий дух усадьбы. Тут мы приходим к тому, что проблемой эклектики является ее подражательство историческим стилям. Это характерно не только для Михайловской Дачи, но вообще для большого количества зданий той эпохи. Если рассматривать в контексте всей истории архитектуры, то эпоха эклектики это некоторая остановка в развитие после больших стилей (романики, готики, барокко, классицизма) перед такими явлениями современного искусства и зодчества, как ар-нуво (у нас его называют модерном), модернизмом, постмодернизмом. Таким образом, стилевое оформление Михайловской Дачи вполне характерно для развития архитектуры России и Европы в середине - второй половине XIX века.
Перейдем к теме планировки и композиции здания. Дворец имеет крайне сложную планировку, которая лишена симметрии, объемы сгруппированы по функциональному признаку. Асимметричность композиции в лишний раз доказывает, что перед нами неклассическое здание, хоть и с колоннами и портиками. Сложносочиненный объем усадьбы вытянут по оси запад-восток. Условно, дворец можно разделить на две соединенные переходом части: на восточную более крупную, которая завершается восьмигранной во основании башней, и западную, примерно в два раза меньшую по площади.
Такой тип компоновки совершенно нетипичен для отечественной архитектуры середины XIX века и оказался новаторским, а Михайловская Дача стала самым крупным сооружением, возведенным подобным образом. Надо заметить, что архитектор Гаральд Боссе уже использовал принцип свободной композиции в своей практике при проектировании собственного дома на 4-й линии Васильевского острова. Искусствовед Андрей Пунин пишет:
«При обходе вокруг дворца зритель получат целый комплекс разнообразных впечатлений, вызванных активным ритмом: объемы здания словно поворачиваются перед ним своими гранями, то приближаясь, то отдаляясь; их живописная игра дополнялась разнообразием деталей и малых архитектурных форм».
Что касается силуэта всей постройки, то он приобрел волнообразный характер с тенденцией повышения объемов в северо-восточном направлении. Ступенчатая композиция плана обеспечила и непрерывное изменение ракурсов при обходе здания, величину которого трудно определить с одной какой-либо точки. Постройка, спроектированная Боссе, соразмерна и человеку, и окружающему ландшафту. Принцип живописной пространственной организации, положенный в основу проекта, как нельзя лучше подходил для неофициальной загородной резиденции, где помпезные, представительные формы были неуместны (Хотя обывателю может показаться, что дворец в Михайловке достаточно богат, но в сравнении с Зимнем, Петергофским или Екатерининским дворцами, парадными императорскими резиденциями, он достаточно скромен).
Уникальность этого объекта состоит также в том, что все стороны здания решены индивидуально. Фасады дворца, лишенные фронтальности, демонстрируют сложную игру светотени, обусловленную многоплановым расположением выступающих частей. Выделим особенности некоторых из них. На одном из юго-западных фасадов дворца весьма выразительна лоджия с изящной решеткой, которая покоится на портике с ионическими каннелированными колонами. Оконные проемы первого этажа имеют арочную форму. На крыше видны остатки балюстрады.
С юго-восточной стороны находится парадный вход во дворец, который выделяется чисто декоративным портиком с четырьмя ионическими колоннами, расположенными под краями антаблемента. Между колоннами 3 арочных проема, средний из которых больше боковых. По углам на крыше объема стоят вазы. Выразительным элементом этого фасада является эркер, украшенный женскими гермами.
Важную роль в композиционном решении этой стороны усадьбы играет восьмигранная башня. Она также доминирует в композиции северо-восточного фасада, который выделяется своим небольшим портиком и эркером с кариатидами.
Тот же искусствовед Пунин отмечает, что в облике Михайловской Дачи существует противоречие: с одной стороны, для нее характерна довольно новаторская, живописная планировка, система распределения объемов, но с другой стороны, декор фасадов зиждиться на повторении, подражании исторических стилей. Действительно, такая проблема актуальна для архитектуры рассматриваемой усадьбы. Построение композиции продиктовано функциональными соображениями, а относительно облика экстерьеров и интерьеров, то тут очевидно архитектору пришлось учесть вкусы и требования заказчика.
Важным элементом усадьбы является, несомненно, ландшафтный, нерегулярный парк английского типа. Боссе развил систему наружных малых форм — балконов, террас, площадок с бассейнами и фонтанами, обрамленных перголами. Они как бы продлевали дворцовые интерьеры по их основным осям.
Верхняя площадка двухступенчатой террасы с северной стороны дворца была ограждена ажурной металлической решеткой с постаментами для парных скульптур оленей и мраморных ваз. Вокруг здания было сооружено семь фонтанов. Многие парковые сооружения, где Боссе также показал себя большим специалистом во всех инженерно-технических и гидростроительных вопросах, до нас не дошли. Сейчас же дворец окружают деревья, пруды, каменные мостики, остатки террасы, обращенной к Финскому заливу, на берегу которого раньше имелась пристань.
Итак, Михайловская Дача – весьма уникальный памятник архитектуры, расположенный в пределах Петербурга. Архитектору Гаральду Боссе удалось создать здание с необычной, крайне сложной асимметричной планировкой, композицией, которое удачно удалось вписалось в спокойную парковую прибрежную среду. Памятник обладает умеренным декоративным убранством, формы, мотивы которого имеют классицистическую и ренессансную природу, что входит в противоречие с новаторским для того времени типом композиции. Первоначально здание удовлетворяло витрувианскую формулу «польза-прочность-красота». Дворец был построен как загородная великокняжеская резиденция, а после революции в нем размещались различные учреждения. Сейчас же в силу обстоятельств никакой практической пользы Михайловская Дача не приносит, помещения усадьбы никак не эксплуатируются. Сначала здание было прочным, только влияние внешних факторов, таких как, Великая Отечественная война, отсутствие ухода, заброшенность территории, привело к тому, что дворец сейчас находится в аварийным состоянии. Но несмотря на общую судьбу резиденции, объект продолжает оставаться быть красивым во всех смыслах, то есть он представляет собой хорошо организованную архитектурную массу, и эстетически является приятным для наблюдателя.
Сегодня Михайловская Дача в качестве заброшенной старинной усадьбы привлекает внимание преимущественно любителей романтических, живописных руин и интересующихся местной историей и культурой, она стала, если можно так сказать, объектом своей «античности».
При подготовки статьи использовалась следующая литература:
1. Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Т. 1 : 1830-1860-е годы. Ранняя эклектика. - 2009. – 582
2. Андреева В. И. Гаральд Боссе / В.И. Андреева. - СПб. : Белое и Черное, 2002. – 318
3. Горбатенко С.Б. Петергофская дорога. Историко-архитектурный путеводитель / С.Б. Горбатенко – СПб.: Европейский дом, 2001 – 447 с.
4. Зодчие Санкт-Петербурга : XIX - начало XX века / [Сост. В.Г. Исаченко ; Ред. Ю.В. Артемьева, С.А. Прохватилова]. - СПб. : Лениздат, 1998. - 1070 с
#петергоф #санктпетербург #архитектурапетербурга #михайловскаядача #эклектика