Самусьский судостроительно-судоремонтный завод расположен в поселке Самусь, в 38 км к северу от Томска, в месте впадения речки Самуськи в Томь.
Его история началась в 1879 году с вынужденной стоянки в устье реки грузопассажирского парохода «Гагара». Из-за внезапного похолодания (по Томи пошел лед-шуга) команда выбрала место для остановки и зазимовала. Место оказалось крайне удобным для жизни людей, а на берегу возник Самусьский судостроительно-судоремонтный завод.
Предприятие занимает земельный участок площадью 156,4 тыс. м2, имеет затон площадью 1,72 тыс. м2, судоподъемное устройство гребенчатого типа г/п 800 тонн, судостроительный и механосборочный цеха, достроечный причал с портальным краном.
Цеха были построены в 80-е годы с привлечением финских специалистов. Всего на заводе работают около 300 человек.
В этом году завод планирует потратить на ремонт цехов 25 миллионов рублей. В 2022 году на заводе появится уже третий по счету станок плазменной резки, который стоит около 7 миллионов рублей.
В настоящее время Самусьский судостроительно-судоремонтный завод (ССРЗ) строит десять 100-метровых морских барж для "Норникеля". Параллельно завод строит теплоходы и наплавные мосты.
В декабре 2021 года на Самусьском судостроительно-ремонтном заводе состоялась церемония закладки партии из 10 морских барж, которые будут построены для Енисейского речного пароходства (ЕРП, дочернее предприятие «Норникеля»). Общая стоимость контракта – 2 млрд руб.
Несамоходные баржи-площадки грузоподъёмностью 2500 тонн проекта RDB66.68М. Класс судна М-СП 3,5 (Лед 30), река-море. Длина баржи составит 92 м, доковый вес – 700 т, грузоподъемность в речных условиях – 3 000 т, в морских – 2 500 т. В этом году планируется сдать 3 баржи. Согласно условиям контракта, Самусьский судостроительно-ремонтный завод должен передать ЕРП две баржи в 2022 г. И по четыре в 2023 и 2024 гг.
На баржах только якорь, брашпиль и клюз китайские, а все остальное – российское.
Баржи планируется использовать в весенний период на притоках Енисея — Нижней Тунгуске, Подкаменной Тунгуске, реке Большая Хета, выполняя в том числе и программу северного завоза, а после того, как порт Дудинка и Енисейский залив освободятся ото льда, в морских условиях. Увеличение грузопотока связано также с освоением новых месторождений природных ресурсов севера Красноярского края. Технику, оборудование, контейнеры, трубы, насыпные и прочие грузы для реализации новых проектов планируется возить на новых баржах.
Строительство будет финансироваться с привлечением лизинговой схемы Сбербанка, а также с поддержкой Минпромторга России в виде субсидирования процентной ставки.
Это самый крупный заказ за последние 20 лет. Он позволит на три года загрузить производственные мощности Самусьского судостроительно-судоремонтного завода практически на 100%. Если завод выполнит заказ досрочно, то есть возможность строительства еще 15 барж для "Норникеля".
В процессе завершения два обстановочных судна проекта 3052. В скором времени завод приступит к центровке валовой линии и двигателей, потом и к швартовно-ходовым испытаниям, а далее – перегон в Енисейск. Изначально суда ориентированы на российское происхождение, так как 95% комплектующих в нем – российские.
Завод также строит наплывной мост, В 2021 году это был наплавной мост 150 м, в этом – 130 м.