Найти тему

"Не успели уничтожить". Что происходит в Донбассе

Заводу "Азот" в Северодонецке прочили судьбу мариупольской "Азовстали". Однако комбинат после долгого перерыва вновь заработал. Открылись рынки, больницы, гуманитарных конвоев все больше. Пока ходить по улицам небезопасно — всюду неразорвавшиеся снаряды. Военные, в свою очередь, просят местных сохранять бдительность: в подвалах до сих пор могут скрываться украинские боевики.

Приказ сверху

"Когда к нам подошел разведотряд, я сперва не обратил внимание на ленточки. Присмотрелся — русские", — говорит Валерий. Пятиэтажка на улице Егорова, в которой он живет, одна из первых оказалась под ударом ВСУ.

"Прилетело 26 февраля в крышу. В девять утра. Так меня с днем рождения поздравили. Мы спустились в подвалы, — тяжело вздыхает он. — Стреляли из соседнего поселка Боровское, потом заняли жилые кварталы. Били из "Градов", устраивали фейерверки из зажигательных снарядов".
Предлагали эвакуироваться на Западную Украину, но Валерий и соседи отказались. "Нас тут же обозвали сепаратистами. Пугали: русские, мол, всех расстреляют", — рассказывает пенсионерка из того же дома Людмила Алексеевна.

Лишь на днях они перебрались обратно в квартиры. Стараются держаться вместе.

"Радует, что хотя бы во двор можем выйти, — признается пожилая женщина. — Готовим еще на кострах, света нет. Надеемся, все наладится до холодов".

Продержались на запасах, а с водой было туго. Гуманитарная помощь во время активных боевых действий полагалась не каждому — рассчитывать на что-то могли лишь пенсионеры и семьи с маленькими детьми. Пункт был по адресу Федоренко, 10.

В гуманитарном пункте принимают коллективные заявки

"Мирные жители недополучали. Тогда было крайне сложно работать. На наших глазах военные и просто люди в гражданском, приближенные той власти, выносили все, что им нужно. Мы не голодали, но себя ограничивали", — вспоминает волонтер Анна.

В июне, когда союзные войска взяли город под контроль, прибыла гуманитарка из ЛНР. Анна и другие добровольцы продолжили помогать местным. Расположились в офисе на улице Гагарина. Первую фуру отправили десятого числа. Через семь дней это здание разбомбили.

Переехали снова — на улицу Донецкую. За пайком можно прийти самостоятельно. Много погорельцев, им помогают найти кров. Хотя некоторые активисты и сами до сих пор ночуют в подвале.

Склад на Федоренко по-прежнему работает. Рук, правда, не хватает — гумконвоев все больше. С продуктами проблем нет, но очень нужны средства личной гигиены. Не помешал бы и автомобиль. Пока же по адресам доставляют либо пешком, либо на велосипеде.

"На одного человека на две недели — по три банки тушенки и селедки, две — сгущенки, макароны, сахар, рис, растительное масло, — перечисляют волонтеры. — Детям — сладости, игрушки".

Активисты обходят до 20 адресов в день, по каждому — два-три десятка нуждающихся. Самостоятельно пункт посещают около 600 человек. Пайки выдают в первую очередь тем, кто ни разу не получал. Часто просят лекарства — в основном сердечные, успокоительное, инсулин. В центре нет своего медика, препараты не завозят.

Получить бесплатно можно в городской многопрофильной больнице — гуманитарные конвои туда тоже заезжают. Из семи корпусов уцелели два. Один превратили в административный, там и выдают лекарства. Лечат во втором. Есть терапевтическое и кардиологическое отделения. Скоро запустят хирургическое.

-2
-3
-4
-5
-6

"Много обращаются за амбулаторной помощью. В стационаре 40 человек, — объясняет кардиолог Лилия Петросян. — Врачей не хватает. Нам, оставшимся, приходится осваивать смежные специализации — травматологов, невропатологов, окулистов…"

Медики самостоятельно разбирают завалы, достают уцелевшее оборудование, препараты. По больничному городку уже прошли саперы. Еще не убрано — кругом битое стекло, осколки снарядов.

-7
-8
-9

Так везде на окраинах Северодонецка. В центре лучше. Дороги расчищены, но некоторые улицы приходится объезжать из-за провисшей "паутины" сетей электропередачи.

Уже ходит автобус в соседний Старобельск. Первые пассажиры — торговцы. "Там закупаемся продуктами, здесь продаем. У нас с супругой был овощной киоск, но сгорел, — говорит местный житель Сергей. — Квартира уцелела, а дом в частном секторе пострадал: в крыше огромная дыра. Надо зарабатывать".

До этого жили на запасах. Гуманитарку не получали. Проблематично было и с водой. "Идешь к колонке — не знаешь, вернешься ли живой. Туда постоянно прилетало", — уточняет Сергей.


Рынок
Теперь центральный рынок — место встречи. Здесь ищут тех, с кем потеряли связь, обмениваются новостями. Самая обсуждаемая в последние дни — в 15-й школе открылись отделение Пенсионного фонда и центр занятности.

"Скоро возобновятся выплаты для всех, кто получал пенсию при Украине. Кроме того, составляют список детей, которые пойдут в школу, учителей, — поясняет бывший сотрудник управления образования Елена Соколенко. — По работе пока предлагают уборку и охрану города. Также набирают штат на комбинат "Азот".