Территорию Южного Урала с древних времен пересекали пути, связывавшие Сибирь и европейскую часть материка, Среднюю Азию и Поволжье (Прикамье) и далее, вплоть до Балтики, степь и северные леса. И эти пути, пересекавшие Уральские горы и соединявшие разные территории Евразии, действовали и в эпоху бронзы, и в раннем железном веке - когда в степях кочевали воинственные саки, сарматы и гунны, и в раннем Средневековье, и в период существования Сибирского ханства и Ногайской Орды, и в эпоху русского расселения. На протяжении тысячелетий практически неизменными отрезками исторических путей были участки бродов, которые служили жесткими привязками к дороге.
Миасская крепость была основана в 1736 году и контролировала так называемый Улутупский брод на реке Миасс, который являлся важным перевалочным пунктом и через который проходили многочисленные торговые пути. Еще в глубокой древности между реками Исеть и Миасс несколькими ветками через горные перевалы с Алтая в Европу был проложен Скифский путь. Его южная ветка проходила по реке Миасс. В 15 веке Улутупский брод являлся перевалочным пунктом дороги Большая Сакма («Сакма» означает «скотоперегонный путь») на Бухару и Хиву. По Большой Сакме передвигались не только торговые караваны. Калмыки, каракалпаки и киргизы шли грабить местных таежников и появившиеся русские слободы. Это происходило в 1629, 1633, 1638 и 1647 годах. После стояния кочевников в урочище Брод Калмакский на Тече в 1709 году жители Теченской слободы заложили пограничную деревню (современное село Бродокалмак). Одна из самых старинных торговых дорог – Степная, пересекала реку Миасс на территории современного райцентра в урочище Оло-Туп (русское звучание – Улутуп) и тянулась из Тобольска на Яик (река Урал). Поэтому Миасской крепости была отведена роль форпоста, осуществлявшего наблюдение и контроль за передвижением кочевников через Улутупский брод.
Аборигены именовали брод по-разному: «Каракалпакским», «Калмыцким» или «Оло Туп». В отдельных документах от 1740 года Миасская крепость называется Улутупская, по всей видимости, со слов башкир. В переводе на русский язык с искаженного Улутуп (Оло Туп) – длинный остров, так как выше по течению река Миасс разделялась на два рукава, образуя внутрипойменный остров, который сохранился до настоящего времени. Первые заимки с русскоязычным населением в 16 веке первоначально также располагались по пути движения торговых караванов. К примеру, деревня Поздеева возникла на южном берегу озера Чучкалы на старинной дороге на Бухару и насчитывала 4 двора при 22 жителях (деревня упразднена в 1825 году).
У челябинских краеведов существует четыре версии местонахождения Улутупского брода. Такое расхождение мнений объясняется отсутствием знаний топографии местности, глубины реки в пределах современного села Миасского и состояния речного дна. На территории села Миасского находится два речных острова, имеющих длину 250 и 600 метров. Естественно, что более крупный по площади остров и является Улутупским. К слову, данное островное образование является самым крупным на территории всего Красноармейского района. Таким образом, Улутупская переправа располагалась в 200 метрах от современного моста выше по течению реки и соединяла современную улицу Политотдела и общежития Агроинститута. В прошлом веке именно это место являлось самым подходящим для переправы гусеничной техники по причине мелководья (до 50 см) и каменистого дна, в отличие от песчаного и заиленного ниже по течению Миасса и не проходимого в старину для обозных повозок.
Доводы отдельных челябинских краеведов о том, что Миасская крепость должна была находиться непосредственно на Улутупском броду, не соответствуют действительности. Надзиратель лесов Федор Карцев, посланный Якову Павлуцкому для оказания помощи в постройке Миасской крепости, сообщает о выборе места, подходящего для строительства: «Прибыл я с командою на Мияс 19 дня июля 1736 года, и того ж дни осматривал место где удобно строить, улуча б сено готовить. Которое того ж числа иссмотрели ПОНИЖЕ НЕМНОГО ДОРОГИ И ПРЕЖНЕЙ ПЕРЕПРАВЫ…». Из письменного донесения следует, что Миасская крепость была заложена не напротив Улутупского брода, что было бы логичным для наблюдения за переправой, а немного восточнее (400 метров) по причине выбора землеустроителем «более ровного и удобного места возле Мияса».
Строительство первого деревянного моста через реку Миасс было начато еще в мае 1736 года специально посланной для этой цели воинской командой под руководством капитана Ранчковского, и имела переправа протяженность 17 сажен (35 метров). С возведением моста и Миасской крепости Улутупский брод потерял свое стратегическое значение, и спустя 285 лет его местонахождение было предано людскому забвению.
Так называемые черные копатели по моему совету неоднократно предпринимали попытки проверить близлежащую к Улутупскому броду территорию и дно самой реки в месте переправы на предмет поиска старинных монет металлоискателем. Однако их попытки не увенчались успехом, поскольку вся площадка перед бродом захламлена современным железным мусором, что крайне осложняло поиск пустой тратой времени. Даже единичная находка монеты или изделия конской упряжи периода 14-15 веков будет являться абсолютным доказательством существования башкирского брода именно в данном месте.