Найти тему
Мел

Дети просто ссорятся или это уже травля? 5 признаков буллинга в классе

Оглавление

Коллектив не может обойтись без ссор и конфликтов — и это впол­не нормальная часть отно­шений между людьми любого возраста. Но разовая ссора — это одно, а система­тическая травля — сов­сем другое. Наблю­дая за ссо­рами, не требующими вмешательс­т­ва, учитель может не заметить полноценного буллинга. Расска­зываем, как отличить обычную ссору от травли.

У травли не всегда есть понятная причина

Конфликты и ссоры случаются у всех. Сильно переживать из-за того, что дети порой ссорятся или спорят между собой, не стоит — это нормально. Открыто выражая недовольство, люди даже могут улучшить свои отношения, если впоследствии смогут обсудить причины ссоры — с последним им как раз может помочь учитель.

Но ссора или спор всегда возникают из-за чего-то — дети не поделили какую-то вещь, у них разные мнения насчет чего-то или кого-то, кто-то кому-то помешал, толкнул, ударил. У травли же, как правило, нет острой причины. Довольно часто достаточным основанием для нее оказывается тот факт, что один ребенок просто не похож на всех остальных — коллективу он по каким-то признакам кажется «хуже». Поэтому учителю стоит обратить особое внимание на те ситуации, где задирают детей из семей с низким достатком или отличающихся по неким внешним признакам.

В конфликтной ситуации виноваты обе стороны

Ответственность за свои слова и дейст­вия во время конфликта или ссоры несут обе стороны. Обе же стороны могут инициировать прекра­щение конфликта, прислушавшись друг к другу и изменив раздражающие других паттерны поведения.

В травле, где жертва противостоит актив­ным задирам и тем, кто пассивно поддерживает их, виноваты зачинщи­ки травли и те, кто молча ее одобряет. Жерт­ва зачастую не понимает, что именно она делает не так, чем провоцирует травлю и как может изменить ситуацию.

В конфликте у противоположных сторон равные силы

Как правило, в ссорах и конфликтах число участников с обеих сторон отличается не слишком сильно. Да, ребенок может поссориться с двумя своими друзьями, но из-за «локаль­ной» ссоры не станет врагом всего класса. Жертва травли оказывается как раз в этом положении и вообще ничего не может поставить против своих противников. Поэтому, если ребенок просит помощи у педагога, не стоит сразу отказывать ему, предлагая разобраться самостоятельно — вполне возможно, он уже пытался.

Ссору нельзя запланировать

Ссоры происходят спонтанно, резко. Недовольство долго накапливается, а в один момент взрывается из-за несу­щественного повода. Или, наобо­рот, причина конфликта появляется внезапно, и действия разворачиваются стремитель­но. Главное, что обе стороны не замышляли конфликт специально.

Жертвы травли часто слышат, как булли шепчутся прямо за их спинами, обсуждая, как бы еще уязвить неугод­ного. Иногда обидчики даже понима­ют, что человек все слышит, и не стесня­ются этого — это еще один способ задеть.

Ссора быстро закончится или перестанет тревожить

Как правило, детские конфликты быстро разрешаются, особенно если они проис­ходят между друзьями. Дети либо просто мирятся, либо на какое-то время перес­тают общаться (обычно это длится недолго). А потом забывают о случив­шемся либо обсуждают прои­зошедшее и тоже приходят к согласию. В крайнем случае ребята могут просто вообще перестать общаться, но это тоже выход.

А вот жертва травли не может обсудить проблему со своими обидчиками, чтобы прекратить буллинг, — ее просто не станут слушать. В такие ситуации обяза­тельно должен вмешаться взрослый: учитель может подключить школьного психолога, родителей, других коллег, чтобы прийти на помощь жертве и объяс­нить зачин­щикам и тем, кто попусти­тельствует травле, что именно они делают и какие у всего этого могут быть последствия. Главное — действовать не в рамках товарищеского суда и парт­собрания с санкциями. Разговоры в духе «Еще раз об этом услышу — пойдете к директору» вряд ли сработают. А вот спокойные, доверительные, но серьезные беседы в узком кругу могут дать результат.