Коллектив не может обойтись без ссор и конфликтов — и это вполне нормальная часть отношений между людьми любого возраста. Но разовая ссора — это одно, а систематическая травля — совсем другое. Наблюдая за ссорами, не требующими вмешательства, учитель может не заметить полноценного буллинга. Рассказываем, как отличить обычную ссору от травли.
У травли не всегда есть понятная причина
Конфликты и ссоры случаются у всех. Сильно переживать из-за того, что дети порой ссорятся или спорят между собой, не стоит — это нормально. Открыто выражая недовольство, люди даже могут улучшить свои отношения, если впоследствии смогут обсудить причины ссоры — с последним им как раз может помочь учитель.
Но ссора или спор всегда возникают из-за чего-то — дети не поделили какую-то вещь, у них разные мнения насчет чего-то или кого-то, кто-то кому-то помешал, толкнул, ударил. У травли же, как правило, нет острой причины. Довольно часто достаточным основанием для нее оказывается тот факт, что один ребенок просто не похож на всех остальных — коллективу он по каким-то признакам кажется «хуже». Поэтому учителю стоит обратить особое внимание на те ситуации, где задирают детей из семей с низким достатком или отличающихся по неким внешним признакам.
В конфликтной ситуации виноваты обе стороны
Ответственность за свои слова и действия во время конфликта или ссоры несут обе стороны. Обе же стороны могут инициировать прекращение конфликта, прислушавшись друг к другу и изменив раздражающие других паттерны поведения.
В травле, где жертва противостоит активным задирам и тем, кто пассивно поддерживает их, виноваты зачинщики травли и те, кто молча ее одобряет. Жертва зачастую не понимает, что именно она делает не так, чем провоцирует травлю и как может изменить ситуацию.
В конфликте у противоположных сторон равные силы
Как правило, в ссорах и конфликтах число участников с обеих сторон отличается не слишком сильно. Да, ребенок может поссориться с двумя своими друзьями, но из-за «локальной» ссоры не станет врагом всего класса. Жертва травли оказывается как раз в этом положении и вообще ничего не может поставить против своих противников. Поэтому, если ребенок просит помощи у педагога, не стоит сразу отказывать ему, предлагая разобраться самостоятельно — вполне возможно, он уже пытался.
Ссору нельзя запланировать
Ссоры происходят спонтанно, резко. Недовольство долго накапливается, а в один момент взрывается из-за несущественного повода. Или, наоборот, причина конфликта появляется внезапно, и действия разворачиваются стремительно. Главное, что обе стороны не замышляли конфликт специально.
Жертвы травли часто слышат, как булли шепчутся прямо за их спинами, обсуждая, как бы еще уязвить неугодного. Иногда обидчики даже понимают, что человек все слышит, и не стесняются этого — это еще один способ задеть.
Ссора быстро закончится или перестанет тревожить
Как правило, детские конфликты быстро разрешаются, особенно если они происходят между друзьями. Дети либо просто мирятся, либо на какое-то время перестают общаться (обычно это длится недолго). А потом забывают о случившемся либо обсуждают произошедшее и тоже приходят к согласию. В крайнем случае ребята могут просто вообще перестать общаться, но это тоже выход.
А вот жертва травли не может обсудить проблему со своими обидчиками, чтобы прекратить буллинг, — ее просто не станут слушать. В такие ситуации обязательно должен вмешаться взрослый: учитель может подключить школьного психолога, родителей, других коллег, чтобы прийти на помощь жертве и объяснить зачинщикам и тем, кто попустительствует травле, что именно они делают и какие у всего этого могут быть последствия. Главное — действовать не в рамках товарищеского суда и партсобрания с санкциями. Разговоры в духе «Еще раз об этом услышу — пойдете к директору» вряд ли сработают. А вот спокойные, доверительные, но серьезные беседы в узком кругу могут дать результат.