Найти в Дзене
ВоенПресс

Откуда приходит фашизм

Оглавление

Странно, что народ, который в 1945 году поставил жирную точку в истории фашизма, сейчас через поколения, снова находится под угрозой этой дьявольской идеологии. Вот опять мы боремся с фашизмом, и опять на Украине, Мы воюем там, но не замечаем, что здесь у нас, в глубоком тылу нацистская символика снова постепенно проникает в нашу жизнь.

Это фрагмент обложки довольно известной в военно-исторических кругах книги. Почему я решил использовать обложку этой книги как заглавное фото статьи? Об этом чуть позже.

Для простоты будем считать термины "фашизм" и "нацизм" синонимами. Эти две идеологии близки, хотя и имеют некоторые различия. Но для нас, обычных людей - это всего лишь разные оттенки черного, не очень различимые ипостаси зла.

Бытие определяет сознание

Многие люди, особенно рожденные в эпоху СССР, точно знают строчки этой песни:

С чего начинается Родина?
С картинки в моем букваре.....

С этим тезисом невозможно спорить. Визуальные образы играют определяющую роль не только в воспитании молодого человека, но и в повседневной жизни взрослых людей.

Мы ведем себя так, как мы видим окружающий мир, - что люди говорят, какую одежду носят, что показывают по ТВ, в Интернете, что пишут в книгах. и т.д. и т.п.

Все элементы этой жизненной мозаики складываются в целостную картину и становятся для нас привычным явлением, некоей обыденностью, примером для подражания.

А дальше? А дальше работает известная формула - "бытие определяет сознание".

Можно идеологически не принимать этот марксистский тезис, но то, что бытие оказывает сильное влияние на сознание человека, вряд ли кто-то поспорит.

Если вокруг нас все хорошее, мы скорее всего будем хорошими, а если плохое? А если мы не знаем, где грань между добром и злом?

По поводу фашизма и нацизма мы точно уверены и знаем, что это плохо. Но есть опасность, что эта уверенность временная. Пока живо поколение, выросшее на рассказах дедов.

В нашей жизни мы все же никак не можем полностью избежать нацистских визуальных образов. Мы встречаем их в СМИ, кино, литературе, компьютерных играх.

И насколько, в этом случае мы можем быть уверены, что эти образы создают у человека однозначно негативную картину, четкое отторжение и неприятие.

Насколько мы можем быть уверены, что через кино и литературу не происходит романтизация и героизация фашизма.

Что касается кино, то в нем довольно легко изобразить нацизм в нужном негативном ключе, если конечны создатели фильма понимают грань между добром и злом. Но даже если какая-то подобная крамола попадет в кино, это очень быстро станет достоянием общественности со всеми вытекающими последствиями.

Гораздо сложнее пресечь нацизм в книгах. Можно запретить "Майн кампф" Гитлера, и другие отдельные подобные работы. Но нельзя запретить книги по военной истории, издающиеся у нас в стране в огромном количестве. А эти, на первые взгляд, нишевые, рассчитанные на "любителя" книги таят в себе множество коварных сюрпризов.

Глазами врага

С начала 90-х годов военная история как направление науки и литературного жанра переживает настоящий ренессанс. Свобода печати и рассекреченные архивы сделали эту сферу привлекательной для целой армии исследователей и писателей.

Начали издаваться труды, ранее не доступные российскому читателю. И речь не только о наших ранее запрещенных авторах. В огромном количестве на книжные прилавки начала приходить литература "оттуда": мемуары немецких генералов, фронтовые дневники офицеров и солдат Вермахта.

А учитывая, что вся эпоха сталинизма в нашей истории, в том числе и период Великой Отечественной войны, подверглась жесткому ревизионизму, западный взгляд на историю Второй мировой войны стал интересен и для российского читателя. Более того, переводные книги немецких авторов стали особенно очень популярны, и даже модны.

Настолько модны, что мы за малым не перешли к оправданию деяний немецких солдат на российской земле. Чего только стоит пример школьника Коли из Уренгоя, выступившего в Бундестаге со словами сожаления за "невинно убитых солдат вермахта" во время Великой Отечественной войны.

Да, вы наверно спросите, разве мы не вправе взглянуть на войну глазами врага, понять, что было в голове у немецкого солдата, ступившего на советскую землю. Да и с научной точки зрения, объективную картину войны невозможно составить без изучения источников с обеих сторон.

Да, конечно, вправе. Но ведь вопрос не только в том, что нам предлагают читать, а в том, и даже больше в том, как эта информация подается, в какую упаковку заворачивается.

В массе своей эти западные книги содержат на обложках иллюстрации довольного однообразного ряда:

Страница книжного интернет-магазина ЛитРес
Страница книжного интернет-магазина ЛитРес

немецкие солдаты и техника на поле боя в различных вариантах на российской земле. А заголовки этих книг, как вы видите, либо довольно драматичны, либо восторженно романтичны, и даже героичны.

Не знающий российской истории читатель, изучая эти книги, вполне может проникнуться чувством жалости и сострадания к немецким солдатам. Но это не самое страшное. Опаснее то, что эти "асы вермахта" для неокрепших умов могут создать романтичный ореол вокруг самой идеологии Третьего рейха.

Ведь немецкая армия во Второй мировой войне, это не просто противник, который хочет захватить твою страну; немецкая армия - это главная движущая сила фашистской экспансии. И хотя, на этих картинках невидно никакой нацистской символики, и не к чему придраться с точки зрения закона, все же есть нехорошее ощущение, что мы вот так просто позволяем этим книгам стоять рядом с книгами наших авторов о Великой Отечественной войне.

Что интересно, цветовая гамма обложек зарубежных книг о Второй мировой войне, очень часто такая же, как и книги наших авторов - черно-красная. Получается, что книги про немецкий Вермахт, и про Красную Армию практически идентичны по оформлению.

И наверняка, такой стиль для изданий выбран нашими российскими издателями. Интересно, что они хотели этим сказать? Поставить знак равенства между СССР и фашистской Германией?

Надо признать, что опасность такого рода книг обществом замечена. Год назад вступил в действие закон, который в части книг запрещает на обложках использовать изображения нацистских преступников.

И по ряду авторов оформление книг изменилось, примерно так.

Страница книжного интернет-магазина ЛитРес
Страница книжного интернет-магазина ЛитРес

Портреты немецких генералов с обложек книг ушли. Это уже хорошо. Но достаточно ли только этих мер? Ведь по факту получается, что все эти многочисленные "горькие" мемуары немецких офицеров и солдат, банально являются одним из средств той самой "мягкой силы" Запада по реабилитации нацизма. И мы пока никак с этим не боремся.

Но книги западных авторов - это одна сторона вопроса. С российскими изданиями тоже не все так радужно.

Своими глазами

Есть у нас России есть один известный военный историк - Алексей Исаев.

Это обложка его книги помещена в начале статьи. Вот ее полная версия без купюр. Это к слову о красно-черном оформлении.

-4

Алексей Исаев - кандидат исторических наук. Автор десятков книг. Человек поистине энциклопедических знаний. Без опоры на бумажку он может с точностью до даты и номера дивизии описать вам всю войну. Это круто. Реально круто.

Причем он не какой-нибудь маргинал и конспиролог, а вполне официальное лицо - старший научный сотрудник Института Военной истории, входящего ныне в структуру Генштаба МО РФ.

Его зовут на многие крупные военно-исторические мероприятия. По сути его можно сейчас назвать самым главным лектором России по истории Великой Отечественной войны. У него есть конечно оппоненты, но для исторической науки это нормально.

Новаторство Исаева в истории в том, что в своих работах он опирается не столько на наши источники, сколько на документы немецкой стороны. Такой метод естественно позволяет получать более объективную картину о происходивших событиях.

Но мы сейчас снова не о текстовом содержании, а о форме.

В качестве примера обратимся к раннее уже упомянутому труду Исаева "Вторжение. 22 июня 1941 года". Заглянем вовнутрь и просмотрим фотоматериалы книги.

Что мы видим? В книге используется большое количество фотографий - около 160. Это без учета таблиц и карт. Только вот странно, что большая часть этих фото, начиная с обложки, немецкие. И что вы думаете изображено на этих фото?

Ну конечно, немецкие генералы, офицеры, солдаты, техника немецкая, техника наша. Наша техника - как правило, разбитая, брошенная. Немецкая техника в массе своей целая.

Понятно, что советской фотохроники первых дней войны очень мало. Никто и не спорит с этим фактом. Дело в другом.

Самое первое фото в книге на одиннадцатой странице - маршал Тимошенко с группой высшего комсостава на учениях. Следующее фото - генерал Кузнецов, командующий Прибалтийским фронтом, аж на стр. 43. Следующее наше фото - генерал Павлов, командующий Западным фронтом на стр . 178.

Пока по содержанию мы дойдем до генерала Павлова, мы увидим добрый десяток немецких генералов. Столько же, сколько наших командиров на всю книгу. А объем книги - около 460 страниц.

Пролистывая эту книгу возникает четкое убеждение, что писал ее не российский историк, а немецкий автор. Настолько автор не любит давать советскую фотохронику.

Казалось бы, что мешало представить в книге фотографии наших генералов и командиров, активных участников первых дней войны. Они все есть, их легко найти. Но нет, книга про вторжение показывает нам только врага, и не показывает наших бойцов. Разве что только в качестве пленных.

В чем причина этого явления? Ведь приведенный пример далеко не единичен. Немецкая фотохроника фактически заполонила интернет и книги по военно-исторической тематике.

В завершение еще один пример. На днях мы отмечали памятную дату - годовщину начала Сталинградской битвы. На сайте интернет-издания "Военное обозрение" по этому поводу была опубликована статья:

https://topwar.ru/199101-kak-nachalas-bitva-za-stalingrad.html#comment-id-12680893

В этой статье из десяти фотографий только три советские.

Скрытая угроза

Некоторым читателям вполне может показаться, что автор статьи излишне драматизирует ситуацию, занимаясь мелкими придирками и подсчитывая количество немецких и советских фотографий в книгах о войне. Но эти визуальные образы очень коварно действуют на людей. Сначала мы привыкаем к этому, а потом и принимаем.

И дело не только в картинках. К содержанию этих книг тоже много вопросов. Наряду с искренними дневниками немецких солдат, под видом мемуаров часто подается недавно сочиненная художественная литература, в которой нередко содержатся прямые нацистские тезисы и лозунги.

Что это, как не скрытая пропаганда фашизма. Ясно одно. Эта сфера медийной деятельности сейчас как никогда требует пристального внимания и регулирования. Как регулировать - должны решить специалисты.