К написанию данной истории меня подвигли два события. Оба произошли в Ломоносове, ближайшем пригороде Санкт-Петербурга.
Первое - в январе 2017 года. Тогда я впервые познакомился с необычным строением, называется оно «Коттедж №13 или Замок с Привидениями». Вторым эпизодом стала встреча с этим же местом, но в последние дни осени.
Меня взволновала окраска здешнего неба, она была тёмно-синей, тем же цветом были окрашены и воды ближайшего пруда. Картина казалась по-настоящему завораживающей. Мне думается, неспроста всё это происходило, некто давал знать, подсказывал или даже напутствовал в необычном деле, открытии тайны происхождения Ораниенбаумских привидений.
Но прежде, чем тайна будет открыта, следует пояснить, что привидения на пустом месте не возникают, необходимы определённые условия и прежде всего – это жилплощадь. Может показаться странным, вроде неодушевлённые персонажи, а претендуют на какие-то квадратные метры, тут живым не всегда хватает, но давайте разберёмся, отчего так происходит.
Уйдя в мир иной и не найдя там должного упокоения, лица, именуемые в простонародье привидениями, вынуждены всё время скитаться, ища подходящие места для спокойного существования. А раз так, то надобно войти в их положение и смириться с мыслью, что они среди нас, при этом не докучать им, если те делят места общего проживания, ибо привидения – это особы незащищённые с тонкой нервной системой, скандалов и семейных разборок не терпят, как и оплат коммунальных счетов.
Именно поэтому все призраки и привидения очень сильно страдают, когда покидают насиженные места. Подобное неоднократно случалось и с нынешними обитателями коттеджа №13, о чём будет свидетельствовать данная история. Конечно, найдутся такие граждане, что скажут, то вздор, ерунда, ничего подобного происходить не могло. Однако автор уверенно заявляет, всё изложенное здесь – это чистая правда или почти так. И тому есть доказательства, архивные документы, письма и фотографии, за исключением некоторых второстепенных эпизодов, материально не отразившихся в ходе истории, ибо следы их были потеряны в силу объективных причин, различных войн и революций, коих в Европе и нашей стране происходило немало.
А начиналась история Ораниенбаумских привидений в начале XVIII столетия, когда Лондонское королевское общество по развитию знаний о природе решило избрать своим членом светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова. Выбор был не случайным. Будучи ближайшим сподвижником Петра I, Александр Данилович был отлично осведомлён обо всех стратегических планах российского императора, а потому представлял огромный интерес для иностранного государства. Не о науке думали тогда английские академики, их волновала политика, ибо служили они своему королю, а тот требовал от них именно таких действий.
Конечно, завербовать светлейшего князя никто из англичан не рассчитывал, не та фигура, но подослать шпионов, которые за ним бы следили, такое представлялось возможным. И вскоре в Санкт-Петербург из туманного Альбиона прибыло торговое судно. Помимо табака и прочих товаров, надо признать не самого лучшего качества, оно доставило на берега Невы диплом от королевского научного общества на имя светлейшего российского князя, сопроводительное письмо за подписью самого Исаака Ньютона, но самое главное, тайных шпионов.
А здесь следует пояснить, кем были эти агенты. Спецслужбы Британии поручили их роль привидениям. В Англии того времени это являлось обычной практикой. Привидений в королевстве было так много, что какой-то материальной ценности они не представляли. Вдобавок ко всему многие из них не имели постоянного места жительства, вынуждены были скитаться по стране и перебиваться случайными заработками. Именно таких, бездомных, но с хорошей родословной, после ускоренного обучения русскому языку инкогнито отправили в Санкт-Петербург.
Из ныне рассекреченных воспоминаний родственников действительных членов Лондонского королевского общества, кои готовили привидений к шпионской деятельности, следует, что числом агентов было около дюжины. Более точных цифр установить не удалось, воспоминания оказались обрывочными, а записей ввиду особой секретности миссии никто тогда не вёл.
Также стало известно, что все привидения были родом из Ланкашира, что на северо-западе от Лондона. Привидения добровольно и без всяких принуждений согласились отправиться в чужую страну, при этом совершенно не представляли, где это и какие опасности их ожидают.
Прибывших в российскую столицу шпионов встречал лично английский посол. Неделю привидения прожили в его особняке, изучая карту Санкт-Петербурга, местные обычаи, а также корректировали свои знания в области русского языка, той его части, которая непечатная.
Убедившись, что привидения должным образом подготовлены, посол организовал их переселение в недавно отстроенный дворец Меншикова, что на набережной Невы. И хотя внутренние работы там ещё продолжались, и многие залы были пусты, привидения кое-как устроились и на судьбу не роптали. Некоторое время шпионы исправно несли тайную службу, следя за светлейшим князем и его покровителем Петром I, о чём английский посол неоднократно информировал Лондон. Картина кардинальным образом изменилась, когда российский император перестал поручать Меншикову вести баталии, Пётр направил князя на городское хозяйство.
Теперь привидения были вынуждены всё больше мотаться по стройкам и верфям, отчего многие из них захворали, а дабы здоровье поправить начали потихоньку закладывать за воротник. А дальше и вовсе началось полное безобразие, к пьянству добавилось моральное разложение. То ли от скуки или иных причин они вместо слежки окончательно переключились на развлечения, стали посещать балы, различного рода придворные вечеринки и прочие рауты, при этом особое внимание уделяли не Александру Даниловичу, а слабому полу.
Английский посол пытался поставить отступников на место, но те сами его послали. Тогда в Лондон было срочно отправлено шифрованное донесение: «Агенты работать отказываются, жду указаний».
Вскоре ответ последовал. Послу предлагалось два варианта действий. Первый, это незамедлительно восстановить нормальную шпионскую деятельность. Второй вариант, если первый не по силам, тут же, не дожидаясь попутного ветра, садиться на корабль, гружённый дёгтем, чтоб путешествие не показалось приятным и, не заходя ни в какие порты, следовать строго в Англию.
Имелся и третий вариант, но в секретной бумаге он не был прописан. Послу о нём говорили ещё на родине перед отправкой в Санкт-Петербург, вариант в отличие от первых двух очень простой, надо лишь выйти на набережную и утопиться.
Ни первое, ни второе посол не исполнил, потому как исчезли привидения, вероятно, прочли секретное письмо раньше. Дипломат топиться не стал, вместо этого быстренько собрал чемоданы, прихватил кое-какие казённые документы, деньги и скрылся в неизвестном направлении.
А привидения тем временем благополучно прибыли в Ораниенбаум, ныне город Ломоносов, где у светлейшего князя имелся Большой дворец его имени и обширный парк. Не привлекая к себе внимания, беглецы переключились исключительно на отшельнический образ жизни. Днём таились на чердаках и во флигелях, а по ночам бродили по тенистым аллеям.
Шли годы, и привидения начали забывать, зачем они прибыли в Россию. Северная и неприветливая страна стала для них новой родиной. Жизнь как будто наладилась. Так продолжалось до 1727 года.
В тот роковой день по небу ползли чёрные тучи, казалось, что наступила ночь. Дул шквалистый ветер, он повалил несколько старых деревьев в парке, а потом пришли некие люди и начали отбивать от фасада дворца княжеский герб Меншикова. Позже привидения узнали, что Данилыча, так ласково они называли светлейшего князя, арестовали по обвинению в государственной измене и казнокрадстве.
Два или три привидения последовали за осужденным в далёкую ссылку в Сибирь. Больше их никто не видел, добрались ли они до конечного пункта неприметного городка Берёзова или сгинули где по пути, неизвестно. Оставшимся привидениям ввиду смены владельца дворца, а им оказалось казённое ведомство, проживание на прежних условиях стало невозможным.
Вернуться в Англию они не могли, по ним плакал Тауэр, и Санкт-Петербург оставался для них закрытым городом, новый посол наверняка их разыскивал.
Почти 50 лет об Ораниенбаумских привидениях никто ничего не слышал, и только в середине 1770-х годов о них во весь голос заговорили, и главное кто, сама императрица Екатерина II.
Для своего времени она была очень просвещённой особой, искренне интересовалась различными науками, в том числе и сверхъестественными, находящимися за гранью обычного физического понимания. Императрица любила устраивать спиритические сеансы, на одном из которых в Ораниенбауме в её Китайском дворце произошёл контакт с привидениями. Те пожаловались на несчастную долю, но главное, рассказали, что теперь вынуждены жить практически на улице.
Екатерина II прониклась нуждами обездоленных и тут же распорядилась предоставить им жилплощадь соответствующую их положению. Так Китайский дворец или Собственная дача, а с ним Каменное зало, где проводились танцевальные вечера, и павильон Катальная горка, зимняя забава императрицы, стали доступными для привидений. И хотя императрица не часто посещала Ораниенбаум, но каждый её приезд обязательно начинался с общения с привидениями.
Интересен такой факт, Екатерина II вела обширную переписку, в том числе и с Вольтером. Французский философ и просветитель, к тому же непреклонный противник церкви и любого абсолютизма, находил общение с российской императрицей весьма полезным для себя. В свою очередь Екатерина II прислушивалась к советам прогрессивного философа, мало того, даже размышляла о возможном введении конституции для России.
Казалось бы, две абсолютно разные фигуры, как по социальному положению, так и по взглядам, но что же тогда их связывало? Только ли одни письма или нечто большее? И здесь на сцену выходят наши Ораниенбаумские привидения. Надо заметить, что корреспонденций они не доставляли, письма были в ведении посольских чиновников. А вот сокровенные мысли Вольтера и Екатерины, что бумаге доверить было нельзя, передавали, для чего регулярно совершали переезды из одной страны в другую.
Так продолжалось до 1778 года, до самой смерти Вольтера. Двое привидений, посланных Екатериной II, не успели застать мыслителя живым, а потому возвращаться обратно в Россию не рискнули. Кто знает, как отреагировала бы императрица на их задержку.
Вскоре во Франции вспыхнула революция, свергнувшая монархию. Народ вспомнил о Вольтере, нашли его могилу где-то в Шампани и под всеобщее ликование останки перенесли в Париж, в Пантеон в усыпальницу выдающихся граждан Франции. Именно туда и проследовали двое наших Ораниенбаумских привидений, не пожелавших однажды вернуться в Россию.
Интересно сложилась их дальнейшая судьба. Они до сих пор благополучно обитают в тени Вольтера. Если кто не знает, памятник мыслителю в Пантеоне имеет особую деталь – это тень, которая исходит от скульптуры, она удивительным образом меняется, пока свет на неё падает. Складывается впечатление, что памятник оживает. Достичь подобного, изменением угла освещённости, нельзя, светильники накрепко закреплены около памятника. Получается, кто-то тайно ими манипулирует, то привидения пытаются реанимировать Вольтера. Им необходимо что-то тому сообщить.
Только однажды Ораниенбаумские привидения покидали Пантеон, то было в 1888 году, когда в Париже открылся институт Пастера. Научное учреждение занимается вопросами биологии, инфекционных заболеваний и вакцин. Видимо привидениям тогда самим понадобилась помощь. Однако что-то пошло не так, пастеризация ожидаемого успеха у привидений не вызвала, напротив, у одного из них парализовало ногу, а у второго частично отключилось сознание. Бросив институт, они кое-как поспешили обратно под тень Вольтера. Некоторое облегчение для пострадавших произошло в 1955 году, когда в Пантеон доставили останки Марии Склодовской-Кюри. Сильная радиация, исходившая от праха естествоиспытательницы, каким-то чудным образом подлечила ногу и вернула утраченное сознание.
А как же другие Ораниенбаумские привидения, что остались в России, как их сложилась судьба?
Здесь много неясного. Если до 1917 года их биография как-то прослеживалась, привидения относительно спокойно проживали в Ораниенбауме за казённый счёт, то последующие годы, а то была эпоха революций, войн и других социальных потрясений, внесли полную неразбериху.
Уверенно можно выделить два эпизода заслуживающих внимания. Первый произошёл предположительно в 1932 или 1933 году. То были тяжёлые времена. Новая власть в лице рабочих и крестьян бывшее царское самодержавие, мягко говоря, не уважало и всё, что было связано с его памятью, старалось искоренить. Привидения были вынуждены оставить дворцы и перебраться в пригород, на поезде они добрались до некой станции, где их насильно высадили какие-то странные личности, смахивающие на обезьян. То оказались здешние работники железной дороги. Конфликт произошёл на почве территориальных притязаний. Обезьянам показалось, что привидения хотят завладеть их жильём, будкой обходчика. Завязалась потасовка. В результате чего будка мартышек выгорела дотла. К счастью никто серьёзно не пострадал, не считая выбитых зубов, ссадин и оторванных хвостов. О тех событиях подробно: https://zen.yandex.ru/media/id/5f5c9254a193266cfa4a88c0/62a5c1a98f4f1a4e3ad2562e
Отделавшись малой кровью, привидения вскоре вернулись обратно в Ораниенбаум. А железнодорожную станцию, где происходила баталия с тех пор начали именовать «Платформа Мартышкино». Что до самих обезьян, то их следы здесь теряются.
Вторым эпизодом можно назвать встречу Ораниенбаумских привидений с "Мумиями из Мартышкино". Предположительно в 1948 году в краеведческий музей тогда уже города Ломоносов поступили два необычных экспоната, то были мумии, но не египетские, а местные, найденные в окрестностях Ораниенбаума в 1920-ых годах. Установить имена мумий не удалось, могильные склепы были разграблены ещё ранее. Здесь их истори: https://zen.yandex.ru/media/id/5f5c9254a193266cfa4a88c0/626125fafdb67e6634204adb
Привидения случайно узнали, что в местном музее демонстрируются некие диковины, решили посмотреть. Ночью они скрытно проникли в музей через дымовую трубу, познакомились с экспонатами, нашли их весьма безобидными для себя, а затем на несколько лет остались их сторожить. Правда, смотрители музея наперебой утверждали, что ничего подобного в их стенах происходить не могло. Да, сторож имелся, но то был дядя Вася, привидений он никогда не видел, разве что пляшущих человечков, но то исключительно после похмелья.
После краеведческого музея привидения ещё некоторое время где-то скрывались, и только в 1960-ых годах им удалось наконец-то вернуться в свой Ораниенбаум. Дворцы реставрировали, они стали музеями. Жизнь вновь наладилась. Однако с тех пор привидения перестали общаться с людьми, вероятно, так повлияли на них всякого рода события, по большей части неприятные.
И вот совершенно недавно Ораниенбаумские привидения вновь дали о себе знать. На этот раз им приглянулся коттедж №13. Пока они только присматриваются к несуразному на вид сооружению. Как знать, может пропишутся там постоянно. Думаю, всё будет зависеть от нас, от нашего такта и терпения.
На этом, пожалуй, историю Ораниенбаумских привидений можно было бы и закончить, но существует один маленький нюанс, мне не дающий покоя, — это "Габитус" https://zen.yandex.ru/media/id/5f5c9254a193266cfa4a88c0/628e312dba30d31d969ef39c
Необычное дерево в парке, видом своим очень смахивающем на лыжника, пропавшего загадочным образом годами ранее. Неужели это дело рук привидений? Значит, не все ещё тайны открыты...