Что заметил старец Порфирий?
Духовым своим чадам старец Порфирий Кавсокаливит сказал:
Мы хотим получать добро и делать доброе, но не делаем это.
Нам кажется, что кто-то насылает нам зло и напасти.
Но дело в ином. Наше злое расположение и злые мысли влияют на других людей. Именно оно и приносит нам зло.
Если так, то нужно найти способ, как очистить свою душу от зла.
Парадокс апостола Павла.
И здесь, святой старец вспоминает, в качестве примера, парадокс апостола Павла.
Как трудно было для него начало. Он сам говорил о себе в Послании к Римлянам:
«Доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:19).
Образованный законник, человек умный, апостол Павел замечает и такую вещь:
«В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:23).
Старец поясняет, что под «членами» апостол понимает природу свою человеческую: ее ощущения, желания, чувства. Ум апостола все понимает правильно и стоит на законе добра. А вот ниже ума, в природе желаний и чувств, действует закон греха. Страстное ярче и сильнее и потому (человеку духовно не вразумленному и непросвещенному) кажется привлекательным. Но это обманчиво.
И апостол даже горько воздыхает и задает вопрос:
«Бедный я человек. Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24).
Старец Порфирий замечает, что все это апостол говорит вначале. Он видит и честно называет, что происходит с ним. Но он ищет ответ, он очень хочет изменений к лучшему, в себе, своей жизни.
Постепенно апостол Павел предает себя любви и служению Богу.
Бог видит расположение его души (сильное желание изменений к добру). Бог проникает в него и в Павла вселяется Божественная благодать.
Апостол достигает того, что нужно каждому христианину: жизни во Христе.
И происходит тот самый важный и нужный парадокс в жизни апостола Павла.
Раньше он не мог делать добро, которого желал (умом хотел, а греховное тело мешало), а теперь, когда в него вселилась Благодать, он делал добро и уже не мог делать зла. Ему стало противно зло.
И тогда апостол Павел заметил:
«Уже не я живу, а живет во мне Христос» (Гал.2:20).
Куда же делся бедный человек Павел? – задает вопрос старец Порфирий.
Он исчез.
Из бедного он стал благодатным. Потому что в него вселилась благодать Божья. А благодать Божья вселилась потому, что Павел дерзал и хотел делать добро.
Бог увидел и помог дерзновению осуществиться в жизни Павла.
Понимаете? – переспросил у духовных чад своих старец Порфирий – все мы Духом Божьим становимся неспособными ко всякому злу. Если мы направимся в русло Божье и предадим себя любви Христовой, то все преобразиться, все станет иным.
Те, кто внимал словам старца – на своем опыте убеждались в правоте их.
Обретение Благодати Божьей и жизнь по ней святой старец Порфирий называл раем.