На этот текст меня вдохновил марафон достижений. При подготовке к нему я обнаружила, что написание и согласование моей первой концепции заняло 26 редакций страницы, а второй — всего 10. Это заставило меня задуматься: какие изменения произошли в моем стиле написания? Действительно ли реально улучшить написание концепций за такой короткий срок? Давайте разбираться.
Сразу оговорюсь — количество редакций страницы на Confluence не равен показателю качества концепции. В некоторые страницы изменения вносятся много раз и намного позже их написания. Это относится к страницам, для которых важно сохранять актуальность, например, страницам с документацией. К страницам с концепциями из моего примера это не относится — каждая редакция была изменениями текста концепции для согласования с наставниками и техническими писателями.
Так что же я все эти разы переписывала? Во-первых, запрещенные слова и выражения. На самом деле, они не так ужасны, какими представляются при прочтении. К ним относятся антропоморфизмы, сленговые выражения и иноязычные слова. В компании «Диасофт» такой список состоит из 65 пунктов.
Выражения «система выполнит переход на страницу» и «сервис отправляет сообщение в топик» — примеры антропоморфизмов.
«Шедуллер», «лукап», «грид», «чек-бокс», «радио баттон», «буллит» — примеры иноязычных слов.
В целом, это требование соблюдать совсем не сложно. Хоть «запрещенка» и легко просачивается в концепцию неопытного аналитика, она также легко исправляется на разрешенные конструкции.
С формулировками разобрались. А что по смыслу?
Я люблю говорить, что аналитик — это переводчик с языка бизнеса на язык разработки. А какой самый простой способ донести суть бизнес-требования до разработчика? Такой же, как при объяснении чего-то иностранцу — через ассоциации, образы и картинки. Поэтому при подготовке концепций я рекомендую рисовать. Диаграммы последовательности, BPMN-диаграммы, Customer Journey Map должны стать вашими лучшими друзьями.
Вы можете удивиться, но именно эти изменения улучшили мое написание концепций. Использование верных формулировок и визуальных образов помогло не только лучше писать концепции, но и сделало более эффективным общение с заказчиком и разработчиком, что тоже дорогого стоит.
Отвечая на вопросы, озвученные мной в начале статьи, подведу итог — да, действительно, можно улучшить написание концепций за короткий срок. Для этого достаточно научиться использовать эффективные инструменты. А дальнейшие улучшения, как и мастерство, придут с опытом!