Заразительный смех, если подумать, это не просто фразеологизм, а результат работы зеркальных нейронов.
Что это такое?
Это группа нейронов головного мозга, которые задействуются как при совершении действия, так и при наблюдении за выполнением этого действиями другими. Именно они отвечают за подражание и могут помочь наставникам научить подопечных чему-то новому.
Необязательно быть нейробиологом, чтобы использовать зеркальные нейроны осознанно и педагогом, чтоб уметь передавать знания. Можно научить человека необходимому алгоритму всего за 5 шагов. Зеркальные нейроны в помощь!
Шаг 1 — расскажи.
Опишите словами всё, что будете делать. Досконально и по пунктам. Именно ПРОГОВАРИВАЯ стоит делиться рекомендациями, как сделать правильно. На этом этапе поставьте цель, объясните стандарты выполнения, критерии оценки. В конце важно уточнить, всё ли понятно.
Шаг 2 — покажи.
Буквально — сделайте. Пусть подопечный внимательно смотрит за последовательностью действий. Обратите внимание, на что именно смотреть и продемонстрируйте эталонное выполнение.
Шаг 3 — попробуй.
Дайте подопечному сделать задачу самостоятельно, пусть потренируется несколько раз. Так будут лучше видны неточности выполнения задачи. Чем больше он допустит ошибок, тем лучше удастся закрепить урок.
Шаг 4 — скорректируй.
Не критикуйте, а корректируйте неправильные действия сразу. Помните: переучивать всегда сложнее.
Шаг 5 — дай свободу.
Подопечный готов самостоятельно выполнить задачу. Дай такую возможность, а итог закрепите похвалой (или особой мотивацией). Озвучьте, над чем ещё стоит поработать и подведите итоги.
Особый плюс этих шагов в том, что они работают не только при передаче опыта, но и для корректного делегирования задач.
Когда в команду НИИ «Спецвузавтоматика» приходит стажёр или новый специалист, наши коллеги уже неосознанно, степ бай степ, следуют этому алгоритму.
Как научить коллегу чему-то новому и не стать душным наставником
1 минута
6 прочтений
5 августа 2022