Мы как-то привыкли, что на Западе сосредоточены высокие технологии, там делают всякие сложнейшие вещи, нашему уму недоступные, например, стеклянные бусы. А мы у них вроде как подмастерья, нам доступно лишь самое простое : природные ресурсы добывать, скажем, золото, это занятие для туземцев.
Конечно, полезные ископаемые находятся, как правило, глубоко под землёй, чтобы их добыть, надо самим под землю и зарываться. Потому такие технологии и называются низкими. Нет, мне больше нравится глубинными.
Обрабатывающее оборудование устанавливается обычно на поверхности, иногда даже на некоторой высоте над землёй. Поэтому работу на таком оборудовании называют высокой технологией. Или поверхностной.
О высоких технологиях.
Чтобы из стального листа сделать, скажем, крышку багажника, нужен сложнейший пресс, да ещё и пуансон с матрицей, а их вообще на сложнейших супер-п у п е р фрезерных станках с ЧПУ делают, роботы за ними присматривают. А у вас этот стальной лист сам из-под земли выпрыгивает, его только подобрать да к нам доставить требуется.
Теперь о глубинных.
Нет, не выпрыгивает. Чтобы добыть полезное ископаемое, его перво-наперво найти надо, для этого тысячи людей по тайге ходят-бродят, комаров кормят, но сначала их надо туда на вертолёте доставить. И сотни таких экспедиций впустую проходят, пока одна что-то найдёт. Ура!
Нет, рано кричать "Ура!" Теперь надо посреди тайги город построить со всей его инфраструктурой, и дороги с ЛЭПами к нему провести за т ы щ у
километров.
Город заселить надо, а кто ж туда поедет из обжитых цивилизованных мест? За "длинным рублём" туда поедут, так эти длинные рубли надо где-то найти.
Собственно глубинная технология.
Начинается с карьера или шахты.
Если ископаемое сравнительно неглубоко, то устраивают карьер. Для начала делают "вскрышу", то есть снимают слой грунта метров 10-50 толщиной и куда-то (куда?) отвозят. Миллионы кубометров!
Гораздо сложнее шахта. Надо ведь не только людей туда доставить, туда надо и воздух доставлять постоянно и воду откачивать. И сколько всяких премудростей, чтоб шахту не завалило!
И лет через 50-100 ископаемое будет ископано под ноль, и город придётся заново где-то строить.
А при поверхностных технологиях на протяжении веков на одном месте заменяли водяное колесо на паровую машину, потом на электродвигатель - прогресс!
Проблемы лишь начались.
Но вот, добыли, наконец, руду. Её надо теперь нагреть до очень высокой температуры. Для этого придётся сжигать в огромных количествах топливо и производить при этом парниковые г а з ы, на радость европейским экологам.
Не только топливо сжигать, расплавленный металл надо как-то переносить с места на место, а как, в чём? Нальёшь его даже в стальную кружку, а она сразу и расплавится. А если и не расплавится, как эту кружку в руки возьмёшь?
Из разговоров - кто с этой проблемой не сталкивался, об этом и не задумывался. "Как-то делают." Но как? Я-то сталкивался. Единственный металл, который для таких вещей годится - платина. Можно не продолжать.
"Стальные руки" для работы с расплавленным металлом делают из малоуглеродистой стали с двойными стенками, в пространстве между которыми циркулирует вода. Она-то и не даёт "рукам" нагреваться до запредельной температуры.
Эти-то "руки" мне и приходилось конструировать, среди прочего, о чём я уже говорил в предыдущих заметках. Если Вы их читали, то понимаете, что тема-то одна. З а м о р о ч е к тут очень много: надо, чтобы вода нигде не застаивалась, чтобы воздушные "мешки" не появлялись .А главное - "руки" получаются очень толстые и неуклюжие.
Химия.
Всевышний закладывал руду в землю вовсе не для того, чтобы мы её добывали. (А по некоторым сведениям это делал не он, а Диавол). Потому металл из неё идёт сначала с многочисленными ненужными примесями , их надо как-то удалить (как?). И внести нужные добавки. А как это сделать, если всё: и металл, и примеси в нём и добавки нагреты до т ы щ и с лишним градусов?
Вердикт.
Эпоха дешёвого сырья закончилась. Теперь за него надо платить - и дорого. "Высокая " технология доступна теперь всем. Мы научились делать стеклянные бусы.
В этой новой реальности для Западной Европы вообще нет места. Конечно. они с этим не согласятся, будут сражаться до последнего европейца.
Мы не кровожадны, как они, мы готовы оставить им экономическую нишу. Пусть и впредь делают свои стеклянные бусы, в конце концов , они тоже ведь нужны. Только пусть знают своё место в технологической цепочке.
Не готовы они с этим согласиться, но придётся.