Добрый день! Продолжаю цикл статей о войне и Победе. Здесь вы можете посмотреть предыдущие статьи:
Итак, на очереди восьмидесятые. Если начало восьмидесятых - эпоха застоя, то с 1985 - переход к новой реальности. Давайте посмотрим, как относились к памяти о войне и Победе в эти годы, какие песни были созданы.
1 - Довоенный вальс (1984 год) (П. Аедоницкий, Ф. Лаубе)
В 80-ые годы пытались уже анализировать не только сами события войны, но и предыдущие годы. Как же случилась такая трагедия? Ведь ничто не предвещало беды. Шёл мирный 1941 год, стояла жаркая погода, только-только прошли выпускные. Люди жили, мечтали, любили. И всё это в один момент прервала война, унеся миллионы жизней.
Вот что рассказывал о рождении стихов этой песни их автор – поэт Феликс Лаубе: "Сам я из поколения тех, чье детство «зацепила» война. Хорошо помню натужный гул фашистских бомбовозов, пролетавших в небе над нашим селом Успенским в сторону столицы. Многие годы спустя, когда я вновь побывал в родных местах, мне вдруг вспомнилось все до мельчайших подробностей. И почему-то ярче всего – голубое и бездонное довоенное небо в начале июня сорок первого. И пришли эти самые строчки про то, каким оно было для тех, с кем вскоре навсегда разлучила война… Многие известные композиторы отказались от написания музыки на эти стихи. И только Павел Аедоницкий буквально «вцепился» в них, настолько они его взволновали… «Ничего в этом нет удивительного, – заметил мне Павел Кузьмич Аедоницкий, когда пришел черед побеседовать с ним. – Когда я прочел стихи, одна строчка меня просто поразила. Ею все строфы кончаются: «Все еще живы…» Помните? «В классах десятых экзамены завтра...» Боже мой! Да это же про меня! Я как раз окончил школу в сорок первом. Это о нас, о нашем поколении. Словом, я загорелся, и музыка к этим стихам была очень скоро написана.
2 - Белые панамки (1981) (В. Егоров)
Песня, которая, наверное, способна выбить слёзы даже у самого равнодушного человека, ведь она о самых маленьких детках, которым не место на войне, и их пытаются увезти от неё, но, увы, тщетно... Самое страшное, что песня основана на реальных событиях. Как после этого можно простить фашистских преступников?
По рассказу дедушки – очевидца страшной трагедии, происшедшей теплой осенью 1941 года на Ладожском озере. Дедушка был организатором эвакуации малышей детских садов из Ленинграда в тыл. Мамы и бабушки провожали своих детишек в белых панамках на корабли от войны, и надеялись потом встретиться после победы. Конечно, все горько плакали, расставаясь со своими кровинушками. Так надо было, чтобы спасти детей от гибели во время блокады. И вот, когда корабль отплыл далеко от пристани, все провожавшие увидели в небе несколько фашистских самолетов «Мессершмиттов». Самолеты специально летели низко-низко к кораблям с детьми. Вдруг полетели бомбы. Прямо на корабль! Всех охватил ужас.Бомбы падали одна за другой. Небо и ладожская вода как бы смешались. Вокруг стало черным-черно. На фоне рѐва моторов самолетов поднялся людской крик. Дедушка плакал и говорил: «Это был сущий ад». Потом все самолеты улетели, и люди увидели на черной воде белые панамки. Этот рассказ затронул душу Вадима Егорова, и долго не проходило состояние горя от потери. Вскоре зародились слова: «Кораблю наперерез огневым исчадьем ада, Мессершмитта чѐрный крест воспарил над детским садом. На войне как на войне - попаданье без ошибки... И панамки на воде, а панамки на воде, Словно белые кувшинки...».
3 - Солдатка (В. Резников, С. Островой) (1985)
Песня была написана в начале Перестройки, когда начинала цениться совсем другая музыка и совсем другие песни. Возможно, поэтому композиция осталась малоизвестной. А, тем не менее, она заслуживает внимания, в ней воспевается подвиг простой женщины, которая уже в 23 года осталась вдовой.
4 - А может не было войны (А. Розенбаум) (1986)
Вроде бы, само предположение, поставленное в заголовок, кажется кощунственным. Но не для Перестройки, когда какой только информации не сыпалось на головы обывателей, когда каких только мастей не вышли в свет люди, в том числе и ставившие под сомнение подвиг советского солдата. Эта песня - напоминание, какую цену мы заплатили за Победу, какие ужасы пришлось пережить всему населению Земли, какие страшные вещи может творить человек.
«Отец всю войну прошел. Мы росли, когда ветеранам было по 30-35 лет, мы выросли в таком потоке информативном о войне, поэтому не писать об этой войне я просто не мог, она во мне», - говорил Розенбаум.
5 - Если б не было войны (М. Минков, И. Шаферан) (1981)
В эти годы стали думать и о том, а как бы сложилась жизнь, не случись эта проклятая война? Если раньше было об этом думать не досуг: работа, жизнь. То в старости время замедляется, человек начинает анализировать всё, что произошло с ним ранее, и вот тогда рождаются такие песни...
Тема песни родилась не случайно. Бабушка Марка Минкова, сын которой погиб на фронте, часто в своих воспоминаниях повторяла слова: "Если б не было войны..." И Марк Минков попросил Игоря Шаферана, поэта, прошедшего через войну, сочинить на эту тему стихи, которые родились буквально в течение получаса. А что касается военного марша, то по предложению супруги Марка Минкова, чтобы лишний раз не раздражать режиссеров и найти некое компромиссное решение, его проигрывали в фильме, но отдельно от песни.
6 - Майский вальс (М. Ясень, И. Лученок) (1985)
Песня, написанная через 40 лет после Победы, так понравилась народу, что стала непременным атрибутом ежегодного празднования 9 мая. В ней воспевался подвиг солдата-освободителя, который никогда не забудут народы Европы. В это тогда ещё свято верили...
Когда советские войска освобождали Австрию, автору слов артиллеристу Михаилу Гольдману, известному как Михаил Ясень, был 21 год. «Я видел смерть не раз, смотрел в глаза убитых врагов и видел мёртвых наших бойцов… Вот почему родились мои песни о войне и Победе»В одном из домов освобождённой Вены советские солдаты обнаружили почти не пострадавшее пианино. Кто-то из воинов, умевший играть, открыл крышку, попробовал наиграть «Венский вальс». Получилось. И вдруг откуда-то, словно из-под земли, донеслись звуки скрипки — играли ту же самую мелодию. Не сразу, но удалось найти вход в подвал, откинули завалы — и помогли оттуда выбраться хозяину дома — музыканту — со всей его семьёй. Австрийцы были удивлены, что советские солдаты знают музыку их Родины. Но попробовали подыграть — кто на чём мог. Вскоре с улицы присоединился аккордеон. Потом гитара — это музыку услышали проходящие мимо пехотинцы. А вскоре прямо на улице играл сборный оркестр — скрипки, гармони, гитары, балалайки, контрабас, то самое пианино — его вытащили совместными усилиями. Играли музыку самую разнообразную, пели, плясали — Вена праздновала освобождение. Советские солдаты возлагали цветы к памятнику Иоганну Штраусу.
7 - Поклонимся великим тем годам (А. Пахмутова, М. Львов) (1985)
Гениальная песня, которую можно смело назвать настоящим гимном подвигу нашего солдата. Слова были написаны поэтом-фронтовиком, в них кратко отражены основные вехи войны, которые прошли наши солдаты.
8 - Минуты тишины (А. Петров, М. Матусовский) (1985)
Песня прозвучала в кинофильме "Батальоны просят огня". Звучала она душевно и искренне, сразу запоминалась. Действительно после затяжного боя тишина оглушает. И кажется, что на миг вернулось мирное время, но на войне всё это обманчиво. На мой взгляд, в этой песне Николай Караченцев продолжил славную традицию Марка Бернеса, когда певец - это не совсем певец, а рассказчик. Он смог донести текст так, что даже спустя 40 лет бегут мурашки по коже.
9 - Красные маки (Ю. Антонов) (1982)
Хотя песня была написана ещё в 1974, впервые была выпущена на пластинке в народ в 1982 году. Через ассоциации с кроваво-красными маками автор удивительно тонко передаёт грани войны, которая даже спустя тридцать лет остаётся несмолкающей от боли раной.
Из интервью Юрия Антонова изданию «Вечерняя Москва», 2015 г (источник):
- Ваша песня «Маки», на мой взгляд, одна из самых пронзительных антивоенных песен. Что послужило импульсом к её написанию: личные впечатления от послевоенного детства или, может быть, воспоминания вашего отца, участника Великой Отечественной войны?
- Нет, это не связано с какими-то воспоминаниями. Толчком послужило чужое стихотворение. Я в то время жил в квартире у моего приятеля и в его библиотеке случайно нашел сборник стихов Григория Поженяна. Дай, думаю, почитаю ради любопытства. Я листал этот сборник и наткнулся на стихотворение без названия. Когда я прочитал его, оно мне очень понравилось. И буквально за пару дней я написал на его основе песню «Маки».
10 - Дети Ленинграда (Д. Булавинцев) (1985)
До слёз проникновенная композиция о военных детях в самом страшном месте войны - Ленинграде. Как и современные ребята они радуются ёлке и Дед Морозу, вот только желания у них свои, специфические. Бедные детки, у которых навсегда украла и отобрала детство война....
11 - И только потому мы победили (В. Баснер, М. Матусовский) (1981)
Песня прозвучала в фильме "Фронт в тылу врага". "Фронт в тылу врага", вышедший на экраны в 1981 году, завершал трилогию режиссёра Игоря Гостева по роману Семёна Цвигуна "Мы вернёмся" об отряде особого назначения, действующего на центральном направлении.
И вот пришла пора писать песню для третьего фильма. Задача усложнялась ещё тем, что песня завершала не только "Фронт в тылу врага", но и всю трилогию, а так как конец фильма - май 1945 года в Берлине, то это должна была быть песня про Победу, про тяжёлый путь советского народа в Великой Отечественной войне и его значение для всего мира. Так как уже были и "День Победы", и "Весна 45-го года", и "Последний день войны", и другие песни про Победу, Баснеру и Матусовскому надо было очень постараться и создать нечто оригинальное. Слаженный и проверенный годами тандем с задачей справился, и в конце "Фронта в тылу врага" на фоне нарезки происходившего в фильме (жаль, что не во всей трилогии) прозвучала песня "И только потому мы победили". Хотя до популярности "Дня Победы" песня не дотянула (что, может быть, не совсем справедливо - в песне Баснера и Матусовского тяжесть войны и героизм народа отражён гораздо больше), тем не менее не была забыта сразу после фильма. Как и "Как, скажи, тебя зовут?", её пели Эдуард Хиль и Иосиф Кобзон.
12 - Дирижёры военные (1985) (Б. Фиготин, Ф. Лаубе)
В восьмидесятых создали песню и про музыкантов военных лет, отдавая им дань памяти. Музыканты выезжали на фронт, не бегали от пулей и огня, они делали всё, что могли, для того, чтобы поднять боевой дух солдат.
13 - Снегири (Ю. Антонов, М. Дудин) (1983)
Ещё одна военная песня Юрия Антонова. И здесь тоже идут цветовые ассоциации. На сей раз раненные солдаты сравниваются со снегирями и их кроваво-красным нарядом. Кстати, к этой аналогии обращаются в песнях довольно часто.
14 - Мы - армия народа (Г. Мовсесян, Р. Рождественский) (1980)
Закончу подборку этим гимном. Он прозвучал в документальном сериале "Непобедимая и легендарная", посвящённом славному пути Красной Армии, в том числе и на фронтах Великой Отечественной войны.
Вот такие песни 80-х о войне и победе мне удалось вспомнить. Делитесь в комментариях, какие песни тех лет помните, какие нравились вам.
#война #песни #военные песни #музыка #ссср #советский союз #советская музыка #победа #великая отечественная война #80-е