Найти тему
druzhinin audio

Зачем покупать компакт-диски в 2022 году — 2. Джазовый понедельник

Оглавление

Выпуск номер «одиннадцать с половиной». Три альбома, охватывающие период с 1903 по 2019 гг. Один из них доступен только на CD.

В первом полугодии самой популярной статьей этого канала стала «Зачем покупать компакт-диски в 2022 году?». Решил сделать небольшой пост-продолжение, пока готовится новый большой текст (надеюсь выпустить уже на этой неделе).

Некоторое время назад ко мне обратились представители дружественного медиа с просьбой составить список музыкальных альбомов и написать о них обзор. Требования к отбору со стороны заказчика были следующими: чтобы это был не мейнстрим, плюс фонограммы должны охватывать разные носители — от винила до современных стриминговых платформ.

Читайте также: Аудио начального уровня за 54 тыс. руб. Возможно ли? Обзор системы, собранной на заказ

Обзор получился эклектичным, как по содержанию, так и с точки зрения дистрибуции на носителях. Помимо винила и компакт-дисков я включил в него издания и на компакт-кассетах, и на мини-дисках (MD). А в самом начале сделал ремарку, что в обзоре не намерен заострять внимание на оценке произведений (пусть этим занимаются критики или культурологи):

Я расскажу о любопытных нюансах, связанных с их созданием или выпуском на носителях. А послушать и сделать выводы сможет каждый для себя сам.

Сегодня представляю фрагменты этого обзора, относящиеся к джазовой музыке.

А еще: хочу порекомендовать канал своего друга и коллеги Георгия Трунова — «ВЕК МУЗЫКИ»: в YouTube и Telergam. Также в телеграме он ведёт паблик «ЛЕНТА и ВИНИЛ». Как и я, Георгий представляет свой субъективный взгляд на аудио и музыку. Без шапкозакидательства, проповедничества и менторства — чем, конечно, очень импонирует.

Сборник «Jazz Piano», из серии JAZZ GREATS, № 059

(1998 год)

Сборник джазовых стандартов с фортепиано в качестве ведущего инструмента <...> одновременно является и музыкальным, и историческим документом. Во-первых, сборник охватывает период с 1903 по 1947 год (то есть период до начала Первой мировой и после окончания Второй мировой войны) и представляет классиков джаза (среди которых такие выдающиеся композиторы и исполнители, как Арт Татум, Дюк Эллингтон, Оскар Петерсон и др.) в самом рассвете их карьеры.

Во-вторых, представленные здесь композиции зафиксированы в эпоху, когда технологии записи на магнитную ленту еще не существовало (магнитофоны появились на студиях ближе к концу 1940-х). В начале 20 века артисты записывались напрямую на мастер-диск, с которого затем печатали грампластинки. Какие-либо студийные приемы и монтаж исключались, поэтому если кто-то из музыкантов фальшивил, запись приходилось начинать сначала. Кстати, и пластинки в то время были другие — шеллаковые (из воскоподобного вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми в юго-восточной Азии; спасибо, Википедия!). Слушали их на граммофонах — механических проигрывателях, которые приходилось заводить вручную. Привычные виниловые пластинки и электрические проигрыватели получили свое распространение в 1950-е годы.

Данный компакт-диск выпущен в 1998 году британским издательством Marshall Cavendish. От других подобных сборников его отличает бережный подход к оцифровке и реставрации фонограмм. Издатели убрали все механические повреждения, но не «задавили» естественный шум грампластинки. Таким образом, мы получаем уникальную возможность не только ознакомиться с музыкальным материалом, сделанным на заре звукозаписи, но и понять, как звучала музыка в записи 100 лет назад. Наверное, на сегодняшний день это один из наиболее достоверных документов в «цифре».

Мне не удалось найти эту фонограмму ни в одном из распространенных стриминговых сервисов. На аукционных площадках сам диск в настоящее время не торгуется. Поэтому специально для читателей я скопировал одну композицию со своего экземпляра: это «Carolina Shout» в исполнении автора — James P. Johnson. Послушать ее можно здесь. Запись сделана ровно 100 лет назад: 10 октября 1921 года в Нью-Йорке. Просто фантастика!

Трек-лист на Discogs

Miles Davis — Rubberband

(запись сделана в 1985 году, официально издана в 2019 году)

-2

Удивительно, но факт: первая запись Майлза Дэвиса увидела свет в 1945 году (в качестве сольного исполнителя — в 1946-м), а финальная — в 2019-м. При этом «Rubberband» является полноценным альбомом, а не сборником лучших композиций, которые обычно штампуют после смерти исполнителя.

Но для начала пара слов о самом Дэвисе. Мне кажется, что в представлении широких масс Майлз Дэвис — этакий классик джаза, творивший в 40–50-е и ассоциирующийся со звуком патефонных пластинок. Это отчасти так, за одним очень важным исключением: в своей карьере он далеко не ограничивался только кул-джазом или бибопом. Напротив, по мере эволюции жанра развивалось и его творчество. Так, в конце 60-х он начал играть джаз-рок (нет, я не ошибся), а в 80-е пришел к фанку (и это снова не ошибка). В эти годы он записал немало отличных альбомов и работал в этих жанрах до самой смерти, в 1991 году.

Биографы отмечают явные симпатии даже к рэп-музыке, отголоски которых можно услышать в поздних альбомах, включая и «Rubberband».

Что же касается альбома, Майлз Дэвис приступил к записи в 1985 году, но дело не заладилось — музыкант уже вынашивал планы своей следующей работы («Tutu», 1986 г.). Поэтому ленту решили отложить. Вернулись к ней спустя несколько десятилетий, уже без самого Майлза. Ее доработали и, конечно, «осовременили». На мой взгляд, удачно. Мы можем представить, как звучал бы Дэвис в наше время, и еще раз с сожалением констатировать, что век человека недолог.

Cohen — The Scandinavian Report

(2009 год)

-3

Кавер-альбом на произведения канадского поэта-песенника Леонарда Коэна, записанный скандинавскими музыкантами [разных жанров — от джаза и world music до поп-рока]. Отдельного внимания здесь заслуживают две композиции: «Waiting For The Miracle To Come» в исполнении шведки Sophie Zelmani и «Suzanne» — норвежской певицы Christel Alsos. Абсолютно «крышесносное» прочтение Коэна. Если зацепит, очень рекомендую ознакомиться с дискографиями обеих певиц: лично я послушал от и до — и периодически возвращаюсь к некоторым альбомам.

Альбом выходил на CD, но я на данный момент вполне обхожусь файлами, дёрнутыми то ли из Tidal, то ли из Qobuz :)

***

Всем хорошего звука! До новых встреч.

ПС. Электронная почта для связи: nevermindwork (собака) yandex (точка) ru

Что еще почитать о музыке и носителях на канале:

Самый первый релиз Nirvana: «семидюймовка» Love Buzz

25 лет первому альбому «Мумий Тролля». Только он не первый

Зачем записывать минидиски в 2022 году? Восемь эксклюзивных релизов на MD

Зачем покупать компакт-диски в 2022 году? Чем могут удивить аудиопираты

Чем бутлег отличается от пиратской копии?