Я читала книги о приемных детях и была готова к разным странностям ребенка из детского дома.
Что в нашем случае было необычного, и как мы с этим справлялись?
- Так как в детском доме были проблемы с едой, то девочка очень просила, чтобы на ночь возле кровати лежала еда, например, нарезанные огурцы или крабовые палочки. Так ей было спокойнее. И мы так делали.
- Девочка не могла сделать выбор. Если она не знала точно, что хочет, то выбор сделать было нереально. Даже из двух вариантов. Что одеть, куда пойти, что поесть. На все ответ: «Не знаю».
Дети в детском доме не имеют права выбора. Им говорят: «Идите на обед!» Там уже приготовлена порция каждому. Или говорят: «Сегодня едем на экскурсию». И все едут. Выбора нет.
Когда у нас возникала такая проблема, я поясняла девочке, что если она сама не сделает выбор, то этот выбор за нее делают другие. И я выбирала.
Со временем она поняла, что лучше ей выбирать самой. Я учила ее прислушиваться к себе или выбирать любое, если она не может понять, что хочет.
- В голове ребенка словно белый шум. Не помнит событий, имен. В семье обычно ребенку много раз рассказывают хронологию его жизни, а здесь ребенок ничего не знает о себе. В ее голове перемешано, что и когда было. Такой компот, что не разберешься. То ли выдумка, то ли сон, то ли слухи, то ли вранье, то ли факт. Верить ничему нельзя.
Память у детей слабая, потому что все свои силы ребенок в детском доме тратит на то, чтобы обезопасить себя от других детей.
Развитие начинается из точки покоя. В детском доме покоя нет — ты все время живешь среди детей, от которых некому тебя защитить. Можно пожаловаться воспитателю. Он поорет, возможно, накажет, но потом ты все равно останешься один на один со своим соседом.
Для упорядочивания хронологии событий психологи советуют сделать Книгу жизни, в которой отражены все факты прошлого ребенка. Но об этом подробнее напишу позже.
- Девочка вела себя очень потребительски. Так как она приехала временно в гости, то хотела все посмотреть, попробовать, со всеми познакомиться. Было видно, что безразличны чувства других людей. И наши тоже.
И еще — дети не понимают, что им плохо в детском доме. Они там привыкли. Там можно жить. Человек ко всему привыкает. Взрослые понимают, что это ненормально. А дети нет!
Девочка говорила, что скучает по детскому дому и хочет туда. Это был шок. Поэтому мы звонили воспитателям, психологу, другим людям из детского дома, чтобы девочка могла пообщаться с ними, и ее тоска не была такой сильной.
- Всех женщин вокруг, которые были с ней добры, называла мама. Мужчин — папа. Это, конечно поражает! И даже я бы сказала, что от этого коробит! Объясняла ей, что мама бывает либо родная, либо приемная, либо крестная. Остальные женщины не могут быть мамами.
С первого же дня она очень много капризничала, говорила: «Не хочу и не буду». Есть возраст документальный, а есть эмоциональный. Девочка была по эмоциям возрастом на три года. И все особенности трехлетнего кризиса были на лицо.
«Я сама! Не хочу!» Дулась, что все происходит не так, как она ожидает. Ощущала себя центром Земли.
- У ребенка не было понимания, что взрослые управляют ее жизнью, ее правами, несут за нее ответственность. Отсюда было такое поведение, что она кричит на весь дом: «Мама!»
Кричит она так, как будто что-то случилось, а оказывается, она просто хочет что-то спросить. И на мое пояснение, что так делать нельзя, что она сама должна прийти ко мне и спросить, девочка возмущалась в ответ, мол, почему это?
Она не понимает, почему должна чего-то ждать, ведь мы за ней приехали и должны заглядывать ей в рот. Разговаривает со взрослыми в приказом тоне. Ориентиры авторитетов смазаны. Нет понимания, кто в семье главный.
Да и нет понимания, что такое семья, в принципе.
- Девочка боялась и сторонилась моего мужа. Не прикасалась к нему, не позволяла себя катать на спине, брать на руки. Если во время того, как я укладывала ее спать, заходил муж, то девочка подрывалась в кровати.
Я предполагаю, что это связано с тем, что в мире девочки были в основном женщины, а мужчины были редкостью, и она не знала, чего от них ожидать.
Муж придумал игру — тронет ее за нос и говорит, что она не сможет его поймать и так же затронуть. И она бегала за ним, пыталась его поймать, и они начали физически взаимодействовать.
Потом мы пошли в аквапарк. Она просила ее подбросить, муж ее посадил себе на шею. Потихоньку, помаленьку, но контакт сформировался. И сейчас они спокойно обнимаются, играют, девочка абсолютно перестала бояться.
- Самое странное — девочка, чтобы себя усыпить или успокоить, раскачивалась из стороны в сторону. Это выглядело так. Лежа на спине, сцепляла перед собой вытянутые руки в замок. И качала этими руками себя из стороны в сторону.
Повторяла одно какое-то слово, вводила себя в транс. Это продолжалось минут 15, и она засыпала.
Со стороны это выглядело жутко, как будто это качается психически нездоровый человек. У этого качания также был побочный эффект в виде очень сильно запутанных волос на затылке, который приходилось долго расчесывать, распутывать, с болью, иногда до слез.
Мы разговаривали об этом качании с девочкой, что это странно выглядит, что это запутывает волосы, что надо отучать себя, например, взамен качать ногой. И девочка через год справилась с этой привычкой. Но это был год уговоров и замечаний.
Подытожив, могу сказать, что у нас был «подарочный» ребенок, то есть, без особых проблем.
В сети есть список всего, чем вас может удивить ребенок из детского дома. Вот он.
Ребенок, привыкший к отсутствию реакции на его плач, будет:
— плакать беззвучно
— не знать, как выразить чувство боли или дискомфорта
— иметь ненормально высокий болевой порог, так что вы и не будете знать, что с ребенком что-то случилось
— истерически смеяться, когда ударился
— использовать крики как единственную эмоциональную реакцию
— кричать весь день без каких-либо видимых причин
— не звать на помощь
— не реагировать на опасность
Ребенок, которого редко брали на руки, не укачивали, не ласкали, пытаясь хоть как-то унять голод по человеческому теплу, будет:
— качаться туда-сюда в кроватке, иногда очень сильно
— биться головой о стены, пол и т.д.
— скрежетать зубами
— расцарапывать себя, часто до крови
— бить себя (в том числе как будто случайно падать и ударяться)
— кусать, жевать и сосать свои пальцы, ладони, руки и язык
— выдирать себе волосы
— лежать, стоять, сидеть часами без движения
— тупо смотреть в одну точку
— мычать и рычать, повторять однообразные звуки или фразы часами
Ребенок, которого редко или никогда не целовали и не обнимали, будет:
— бояться любого прикосновения и избегать его
— деревенеть, когда его берут на руки или обнимают
— сидеть на руках как чурбачок
— пугаться сидеть на кресле-качалке
— быстро перевозбуждаться, когда его берут на руки
— не разрешать нести или держать себя лицом к себе
— превращаться в безвольную «тряпочку» на руках
— хотеть быть на ручках постоянно
— никак не реагировать на то, что кто-то берет тебя и уносит
— липнуть к родителям и пугаться при малейшем их удалении
— пытаться залезть на ручки ко всем вокруг
— не получать удовольствия от поцелуев и объятий
— избегать смотреть в глаза
— никак не взаимодействовать с окружающими людьми и обстановкой
— отворачиваться от родителя во сне
— постоянно провоцировать внимание к себе, в том числе отрицательными поступками
Ребенок, с которым мало занимались в учреждении, может:
— не уметь держать голову, сидеть, ползать, стоять, бегать, прыгать на свой возраст
— иметь пониженный мышечный тонус
— часами вертеть пальцами у себя перед глазами
— двигать суставами
— уходить «в астрал»
— качаться на четвереньках часами
— играть со своей слюной
— хлопать не к месту в ладоши
— иметь проблемы со зрением (косоглазие, дальнезоркость, уменьшение полей зрения и тд)
— спать по 15-18 часов в день
— спать по 3-4 часа в день
— предпочитать проводить время, лежа в постели
— не сообщать, что проснулся, или зачем-то делать вид, что спит
— не знать, что зубы чистят
— бояться мыться и заходить в ванную
— не чувствовать приятную телу температуру воды
— обожать мыться, требовать мытья по нескольку раз в день
Ребенок, который мало и редко играл в игрушки, будет:
— бояться держать что-то в руках
— не понимать, что значит играть
— бросать игрушки
— жевать, грызть и сосать игрушки
— разрывать книги, не уметь листать страницы
— не проявлять к книгам никакого интереса
— требовать рассматривать книги весь день
— выбирать книги и игрушки для детей младшего, чем он, возраста
— привязываться к одной игрушке и отказываться играть в остальные
Ребенок, которому никогда ничего не принадлежало, может:
— красть вещи
— прятать вещи в ящики, под подушку и пр.
— перевозбуждаться от любой вещи, доставшейся ему
— не играть в свои игрушки, боясь разломать или потерять их
— кричать, когда кто-то приближается к их вещам
— не уметь делиться
— отказываться делать что-то, не получая ничего взамен (будет также вступать в пререкания)
— ломать и портить свои вещи
— думать, что все вокруг принадлежит им в том числе
— думать, что если кто-то хочет помочь разобраться в игрушке, то он заберет ее
— думать, что весь мир ему должен
— хотеть носить все время одни и те же вещи
Ребенок, которого мало учили или учили не те люди, которым он доверяет, может:
— не знать практически НИЧЕГО
— не уметь говорить или иметь очень бедный словарный запас
— иметь серьезное умственное отставание
— с трудом удерживать внимание и не уметь концентрироваться
— настолько перевозбуждаться от любой новой информации, что быть способными воспринимать ее только по чуть-чуть
— не уметь пользоваться ручкой, карандашами, бумагой
— быть очень чувствительными к окружающему миру
— совершенно не уметь контролировать себя на людях
— не знать об опасностях вокруг
— пытаться исследовать мир даже тогда, когда это не принято (ночью выйти из дома)
— зацикливаться на электронных приборах и домашней технике (включать-выключать свет, нажимать кнопки на пульте)
— не любить общаться и играть с ровесниками
— выбирать компанию младших по возрасту
Ребенок, проведший много времени в учреждениях с маленьким госбюджетом и недостаточным количеством персонала, может:
— иметь мочеполовые инфекции
— иметь пролежни или шрамы от пролежней
— играть со своими фекалиями
— бояться попроситься в туалет или сходить в туалет
— истерически бояться горшка
— закрывать себя одеялом с головой перед сном
Ребенок, который питался однообразной пищей по часам, часто перетертой до состояния жидкости или пюре, и ребенок, которого заставляли съедать порцию как можно быстрее, будет:
— бояться есть
— не усваивать пищу
— не уметь жевать и есть твердую пищу
— мало весить и иметь маленький рост
— выглядеть не на свой возраст
— с трудом переносить новую пищу и продукты
— иметь рахит и видимый недостаток витаминов
— отказываться пить и не просить попить
— не чувствовать голода и жажды
— глотать воздух (иногда специально, чтобы чувствовать сытость)
— срыгивать большое количество проглоченной пищи
— иметь аллергию ко многим продуктам
— иметь чрезвычайно хрупкие кости
— не уметь самостоятельно кушать, пить из чашки, пить из соломинки
— иметь неудовлетворенный сосательный рефлекс
— плакать, когда еда появилась, или когда еда закончилась
— плакать, когда кто-то другой ест, или еда готовится
— пробовать есть несъедобные вещи
— бросать еду или играть с ней
— есть, пока не заболит живот
— испытывать постоянное чувство голода
— прятать и красть еду
— есть еду с пола и лизать пол после этого
— постоянно беспричинно разговаривать или произносить звуки, чтобы уменьшить «раздражение» рта и губ
Ребенок, которого лечили и обследовали в детском доме, может:
— иметь недолеченные хронические болячки
— иметь неправильное поставленные диагнозы
— быть диагностированными не в полной мере
— иметь увеличенные аденоиды
— иметь недолеченные тонзиллиты, отиты и синуситы
— иметь проблемы со слухом и зрением
— любить лечиться, перевозбуждаться от медицинских процедур
— бояться всех медицинских процедур
— до смерти бояться людей в белых халатах
— зацикливаться на малейшей боли, постоянно указывать всем на свои синяки и царапины
— не чувствовать сильной боли
— быть невосприимчивыми к болеутоляющим и успокоительным лекарствам
Ребенок, побывавший в интернате для умственно-отсталых, может:
— сильно регрессировать в своем развитии
— забыть, как разговаривать и общаться
— онанировать
— бояться темноты
— бояться оставаться одному
— начать ходить под себя
— забыть ВСЕ, что он знал ранее
Ребенок, которому никогда не предоставили возможности менять окружающую его действительность, будет:
— не уметь выражать свои чувства и эмоции
— гневаться из-за пустяков
— уходить от даже самых маленьких трудностей и проблем (даже падать в обморок)
— липнуть ко всем, кто уделяет ему хоть капельку внимания
— говорить слишком тихо и невнятно
— говорить слишком громко
— не понимать юмора
— не понимать ответов «да» и «нет»
— не понимать причины и следствия
— плакать в моменты радости и смеяться от боли
— бить себя, когда получает отказ
— бояться или не уметь просить о помощи
— красть и лгать
— повторять одну и ту же фразу или вопрос без конца
Когда ребенок жил по чужому расписанию, когда все падало с неба, когда за него всегда делали выбор, никогда не давая ему шанса в нем поучаствовать, он может:
— не уметь выбирать
— бояться и злиться от любых изменений в расписании или плане
— впадать в ярость, не контролировать себя, когда что-то идет против их желаний
— писать в штаны, боясь попроситься в ванную
— бояться встать с кровати, когда проснулся
— отказываться участвовать в жизни — быть овощем
— не понимать, что такое время, скоро, нескоро, ждать
— проговаривать постоянно все события дня
— постоянно задавать вопросы, чтобы успокоить себя
— пытаться контролировать всех и все
— зацикливаться на том, что он ему легче контролировать — свои телесные функции — он писается, изображает рвоту и тд
— манипулирует родителями
— старается натравить одних членов семьи против других, получая удовольствие от контроля над ситуацией
— врет, крадет, наговаривает
— убегает
Ребенок, который понял, что в учреждении выживают только сильные и крутые, будет:
— ругаться матом
— отказываться подчиняться
— не признавать авторитета родителей
— бояться спать ночью, чтобы не стать слабым
— просыпаться от малейшего шума
— предпочитать компанию младших детей
— быть агрессивным с сестрами и братьями
— демонстрировать вызывающее сексуализированное поведение
— не уметь искренне привязываться к людям
— не уметь доверять, сострадать, любить
Когда ребенок попадет домой, он может:
- быть счастливым, благодарным, расстроенным, испуганным, восхищенным и сердитым
- быть настолько уверенным, что «это» закончится, что может заморозиться на месяцы и даже годы, прежде чем доверится своим родителям настолько, чтобы стать самим собой
- сразу же настолько утешиться тем, что кто-то наконец-таки выбрал и полюбил его, что расцветет еще до того, как вы заберете его из учреждения
- вписаться в вашу семью, как будто всегда был ее частью
- противиться этому каждой клеткой своего тела
- привнести в ваш дом столько радости и счастья
- сделать вам очень больно
Он ПЕРЕВЕРНЕТ ваш мир.
Он заставит вас посмотреть на все другими глазами.
Он может научить вас любить и расскажет вам о любви, больше, чем кто-либо другой.
Он станет вашим учителем больше, чем вы — его.
А вы… Вы уже никогда не будете прежним.