Продолжение. См. часть 1.
Финляндия вместе с независимостью в 1918 году получила в наследие от Императорского Флота более 200 кораблей разного типа, в основном устаревших. Большая их часть была сразу продана на слом, и поэтому ВМФ нуждался в строительстве новых, более современных кораблей. Еще с 1919 г было предложено пять программ строительства флота, но все были отклонены. В 1927 г этот вопрос вновь был поднят, и 30 сентября того же года был принят «Морской закон», предусматривавший строительство военных кораблей. 22-го декабря он был переименован в «Закон об основах флота береговой обороны». В его рамках намечалось строительство двух броненосцев стоимостью по 100 миллионов марок каждый.
Так, Финляндия оказалась последней европейской страной, которая построила ББО, создав два корабля, получившие имена героев древнего карело-финского эпоса – «Ильмаринен» (Ilmarinen) и «Вяйнемяйнен» (Vainamoinen). Они были спроектированы немецко-голландской фирмой «М.В. Инженерсконтор Вор Схепсбаув» («Ingenieurskantoor voor Seheepsbouw»). Заказ на постройку был размещен на фирме «Крейтон-Вулкан» в Турку. Шведская фирма «Бофорс» построила башенные установки главного калибра и установила систему центральной наводки. Схему приборов управления разработала голландская фирма «Хацемейр». Вес двухорудийной башенной установки составлял 256 т. Башни имели 100-мм лобовую броню, 75-мм крышу и 50-мм боковые стенки. Все наиболее жизненно важные части корабля, включая погреба боезапаса и главную энергетическую установку, прикрывались 55-мм главным бортовым поясом, 30-мм главной броневой палубой и 30-мм траверзами. Выше главного броневого пояса располагался 20-мм пояс, прикрывавший борт до 15-мм верхней палубы. Боевая рубка с боков имела 100-мм броню, а сверху — 75-мм. Кроме этого существовала 30-мм продольная противоторпедная переборка. Броня на этих кораблях тоже была шведская. Зенитная артиллерия: 105-мм орудия — немецкие фирмы «Крупп», а 40-мм автоматы – фирмы «Виккерс» (в 1941 г. заменены на шведские фирмы «Бофос»).
Понимая, что строительство столь дорогих кораблей из-за финансовых трудностей в обозримом будущем вряд ли можно будет повторить, финны подошли к выбору проекта очень тщательно. В то время броненосцы береговой обороны уже были редкостью, и большинство из них принадлежало скандинавским странам, опыт которых был внимательно изучен. Имея самые тесные отношения со Швецией, финские кораблестроители показали себя не простыми копировальщиками: вместо паровой машины они применили дизель-электрические установки. Финские шхеры требовали от энергетической установки, с одной стороны, больших тяговых усилий связанных с необходимостью плавания в ледовых условиях, а с другой стороны – высокой маневренности. Четыре дизель-генератора общей мощностью 6000 л. с. вырабатывали ток, достаточный для питания двух огромных электромоторов, вращающих винты. Это позволяло, например, работать с одинаковой нагрузкой как на передний, так и на задний ход, причем задним ходом корабль мог идти как угодно долго. При изменении хода с самого полного вперед на самый полный назад, броненосец до полной остановки за две с половиной минуты проходил всего 240 м. «Вайнемяйнен» стал первым в мире надводным кораблем, оснащенным таким движителем.
Эти однотипные корабли рассматривались главным образом в качестве плавучих батарей с довольно большой силой огня. Четыре орудия ГК могли вести огонь на дистанцию 30,3 км со скорострельностью 3 выстрела в минуту. Вес одного 10-дюймового снаряда был 225 кг; боекомплект насчитывал 65 выстрелов на орудие. Поскольку для борьбы в открытом море они были слишком тихоходны и неуклюжи, то главной их задачей была оборона демилитаризованных Аландских островов и шхерного района. В ходе войны броненосцы играли главным образом роль «fleеt in being». Тем не мене, они оставались гордостью финских моряков.
В четырех артиллерийских погребах, по два на каждую башню, находилось 260 снарядов и 273 заряда. Размещались погреба в нос и в корму относительно барбета, что должно было не допустить попадания форса огня в боезапас при разрыве снаряда противника внутри башни. Внутри барбета имелось подбашенное отделение с элеваторами подачи на каждый ствол. Элеватор представлял собой шахту, в которой с помощью лебедки перемещались два лотка – один для заряда, а второй для снаряда. Подбашенное отделение отделялось от погребов специальными противопожарными крышками. Они автоматически закрывались, как только начинался процесс подачи выстрелов в башню и заряжание. Каждый погреб имел два этажа: на верхнем размещались заряды, а на нижнем – снаряды. Здесь видно германское влияние, так как в других странах снарядные погреба размещались выше зарядных.
Позже, по мере усиления зенитной артиллерии, понадобились дополнительные хранилища для 40- и 20-мм боезапаса. Поскольку резервных помещений на корабле не осталось, то под него переоборудовали кормовой снарядный погреб главного калибра, присвоив ему № 9. В боекомплект главного калибра входили бронебойные, фугасные, осколочно-фугасные и практические снаряды весом по 225 кг в комплектации боевыми (начальная скорость 850 м/с) и уменьшенными (начальная скорость 725 м/с) зарядами. Максимальная дальность стрельбы с боевым зарядом составляла 169,9 кб, а уменьшенным – 157 кб.
Схема приборов управления разработала голландская фирма «Хацемейр». Все приборы и агрегаты размещались в пяти постах: боевая рубка, визирное отделение фор-марса, дальномерное отделение фор-марса, центральный артиллерийский пост, агрегатный пост. В боевой рубке располагался главный командный пункт артиллерии. Отсюда первый артиллерийский офицер осуществлял управление всей артиллерией корабля, а при необходимости мог лично управлять огнем главного и вспомогательного калибра по морской или береговой цели. В его распоряжении, кроме визира центральной наводки, имелся 6-м дальномер фирмы «Цейс» с опущенной оптикой. Дальномер обеспечивал замер дистанции от 2500 до 50 000 м и имел увеличение от 18 до 28 крат.
Точно такой по оптическим характеристикам дальномер находился на фор-марсе на высоте 26,8 м. Он размещался в специальной рубке, где находились его наводчик и дальномерщик. Второй артиллерийский офицер, он же управляющий огнем главного калибра, располагался над дальномерной рубкой в специальном визирном посту. В его распоряжении находились визир центральной наводки, датчики корректур прицела и целика, замыкатель сигналов «Товсь» и «Залп». Расположение управляющего огнем на высоте 30,1 м над уровнем моря обеспечивало в условиях хорошей видимости стрельбу на дистанциях более 110 кб.
Архитектура корабля хорошо учитывала шхерный характер районов возможных боевых действий, когда броненосец мог укрываться за невысокими островами и над ними возвышалась бы лишь мачта с постом управляющего огнем, которую на фоне других островов обнаружить было довольно сложно. В центральном артиллерийском посту, расположенном ниже ватерлинии, находились три, так называемых, стола – геометрический (вырабатывал горизонтальные углы наведения), баллистический и дистанции (совместно вырабатывали вертикальные углы наведения). Счетно-решающая часть вырабатывала данные стрельбы на дистанциях до 167 кб при скорости цели до 40 узлов.
Вспомогательный калибр броненосцев состоял из четырех спаренных 105-мм артиллерийских установок фирмы «Bofors», прикрытых 12-мм броневыми щитами. Первоначально основным предназначением этой артиллерии являлось отражение атак торпедных катеров и миноносцев, а также стрельба по видимый береговым целям. Однако в ходе модернизации 1938 г орудийные станки дорабатываются, что позволило увеличить угол возвышения стволов до 85°, и на корабле монтируют приборы управления стрельбой по воздушным целям. Таким образом, 105-мм калибр становится универсальным. Для того времени – большая редкость. Правда, отсутствовала стабилизация и электрические привода наведения 105-мм орудий, но учитывая, что корабль предполагалось применять, прежде всего, в шхерах, то есть на тихой воде, то эти изъяны принципиального значения не имели.
На крыльях ходового мостика имелись два ВЦУЗа (визир целеуказания зенитный), которые, взяв на сопровождение обнаруженную воздушную цель, выдавали текущие угловые координаты на нее третьему артиллерийскому офицеру, располагавшемуся в стабилизированном посту наводки. Пост имел силовую стабилизацию по углу рысканья корабля и ручную по оси цапф. Находящиеся в нем визир управляющего огнем и 4-м дальномер стабилизировались по углу крена в плоскости визирования. Дальномер обеспечивал замер дальности до цели на дистанциях до 25 000 м. Все данные из стабилизированного поста наводки поступали в центральный зенитный артиллерийский пост, где находился центральный счетно-решающий прибор, вырабатывавший вектор скорости цели за 30 с. Стрельба обеспечивалась по целям на дистанциях до 17 600 м, на высотах до 8000 м при их скорости до 130 м/с. Причем, при угле места цели более 10°, работала, так называемая зенитная схема, а при меньшем угле места – морская. Схема стрельбы обеспечивала центральную и прицельную наводку 105-мм орудий, а также прицельную наводку одноствольных 40-мм зенитных автоматов по воздушной цели, по видимым морской и береговой целям, по временно скрывающейся морской цели, а также по невидимой береговой цели, но только с неподвижной огневой позиции.
105-мм орудия с длиной ствола в 50 калибров имели скорострельность 12 выстрелов в минуту, дальность стрельбы 102 кб и досягаемость по высоте 11 400 м. Все это делало универсальный калибр броненосцев мощным и действенным оружием противовоздушной обороны. Пожалуй, общую картину портило только отсутствие дистанционного управления артиллерийскими установками и наличие только ручных приводов наведения орудий. Следствием этого стали малые скорости наведения – 9°/с горизонтальное и 8°/с вертикальное, а это, в свою очередь, затруднило сопровождение воздушных целей, особенно скоростных.
В четырех погребах хранилось 1309 105-мм унитарных выстрелов. В боекомплект входили осколочно-фугасный снаряд весом 16,1 кг, дистанционная граната весом 16,8 кг, парашютный осветительный снаряд весом 14,4 кг, а также практический снаряд весом 16 кг. Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда и дистанционной гранаты составляла 800 м/с и максимальная дальность стрельбы – 18 700 м. Бортовые погреба располагались на втором дне ниже ватерлинии, а вот носовой и кормовой погреба находились на платформе и наполовину оказались выше ватерлинии.
Зенитный калибр броненосцев вначале представляли четыре 40-мм зенитных автомата фирмы «Vickers» и два 20-мм фирмы «Madsen». Однако установка фирмы «Vickers», хоть и теоретически имела очень высокую скорострельность – более 200 выстрелов в минуту, но оказалась мало надежной и имела дальность стрельбы всего 4,5 км. По этой причине в 1940 году их заменили 40-мм зенитными автоматами фирмы «Bofors»: двумя одноствольными и одним спаренным. При скорострельности 120 выстрелов в минуту они имели дальность стрельбы 6000 м, а досягаемость по высоте – 4000 м. Их максимальный угол возвышения составлял 90°. Спаренный 40-мм автомат располагался на носовой надстройке на 14,7 м выше ватерлинии. Он имел свои приборы управления стрельбой и 2-м дальномер, размещавшиеся на одной стабилизированной площадке вместе с самими орудиями. Силовая стабилизация осуществлялась по двум осям, а по оси цапф применялась ручная, что вместе обеспечивало отработку углов килевой и бортовой качки до 10°. Счетно-решающий прибор вырабатывал данные для стрельбы на дистанциях до 5000 м, высотах до 3500 м и скорости цели до 130 м/с. Кроме этого, 40-мм автоматы имели калиматорные прицелы. В боекомплект входили 3200 осколочно-трассирующих унитарных выстрелов с начальной скоростью 850 м/с и самоликвидатором на дистанции 5200 м.
20-мм зенитный автомат фирмы «Madsen» имел кольцевой прицел, и при начальной скорости снаряда 890 м/с обладал максимальной дальностью стрельбы 3000 м, а досягаемостью по высоте – 2000 м. Со временем количество 20-мм автоматов росло и к моменту выхода Финляндии из войны в 1944 г достигло восьми. Из них два на крыльях мостика были спаренными, а остальные одноствольными. К тому времени боекомплект составил 16 000 выстрелов, и часть его пришлось разместить в кормовом снарядном погребе главного калибра.
Создавая эти броненосцы, проектировщики учли те специфические условия, в которых им предстояло действовать. Так, для плавания во льдах Финского и Ботнического заливов их корпуса были специально укреплены, а обводам приданы ледокольные формы.
В целом можно признать, что финские броненосцы являлись хорошо сбалансированными по наступательным и оборонительным элементам кораблями. Например, по противовоздушным возможностям они явно превосходили даже позже появившиеся советские крейсеры типа «Максим Горький». Правда, вес минутного огня главного калибра «Максима Горького» составлял 4,38 т/мин, а для финского броненосца – менее 1,8 т/мин. Однако, если бы встреча произошла не в открытом море, а где-нибудь в шхерном районе, то превосходство советского крейсера могло быть не столь очевидным.
Во время Зимней войны 1939–1940 годов оба броненосца береговой обороны, закамуфлированные под снег, стояли в Турку. Их многократно бомбили советские ВВС, но ни разу не попали. Зато 8 атакующих самолетов были ими сбиты. В феврале 1940 г этот главный портовый город Финляндии подвергся бомбардировкам 61 раз. Поэтому участие броненосцев в боевых действиях в качестве усиления ПВО (16 – 105-мм орудий) имело огромное значение.
Летом 1941 г корабли находились на юго-западе шхерного района, где обеспечивали переброску морем войск с материка на Аланды. 4 июля, 12 августа и 2 сентября они обстреливали главным калибром сооружения Ханко (Гангута). Хорошо зная полуостров, корабельные артиллеристы вели прицельный огонь по базе, по укреплениям, по прибывавшим в порт транспортам. Эти действия поставили командование базы в тяжелое положение, так как бомбардировщиков на Ханко не было, а торпедные катера ушли накануне появления броненосцев.
Обстрелы прекратились после того, как 13 сентября 1941 г под руководством командующего флотом капитана 1 ранга Э. Рахолы (Kommodori Eero Rahola; 1897–1975), оба броненосца, охраняемые четырьмя торпедными катерами типа VMV, приняли участие в немецкой операции «Нордвинд» против о. Даго. Вечером при повороте на обратный курс «Ильмаринен» задел кормовой частью левого борта (ниже броневого пояса) 1–2 советские мины, и у борта выше мачты взметнулся огненный столб. Корабль опрокинулся килем вверх и уже через 8 минут затонул, часть команды, собравшейся на правом борту, смогла перебраться на киль. Вместе с флагманом (статус флагманского корабля увеличивал его экипаж до 403 человек) погибли 13 офицеров, 11 мичманов, 65 старшин и 182 матроса. Спаслось 132 человека, среди них командующий флотом и командир корабля капитан 2 ранга Р. Гёранссон (komentaja Ragnar Göransson; 1898–1961). Для небольшого финского ВМФ это был очень тяжелый удар.
После гибели «Ильмаринена» оставшийся «Вяйнемяйнен» (капитан 3 ранга О. Койвиста; kommendörkapten Olavi Koivisto; 1908–1950) с ноября 1941 г по июль 1944-го не принимал участия в боевых операциях, поскольку советский КБФ был заперт в устье Финского залива — около трех лет финский флот пользовался временной передышкой. По условиям Парижского мирного договора, подписанного 10 февраля 1947 г, Финляндия лишалась права иметь в составе своего флота ББО, подлодки и ТКА — они должны были продаваться или идти на слом. Поэтому 3 марта 1947 года «Вяйнемяйнен» был куплен Советским Союзом, а 24 марта на него заселился советский экипаж. 29 мая, в присутствии финских специалистов, прошли ходовые испытания с отстрелом всей артиллерии. По их результатам в 23.00 подписали акт о приеме корабля советской стороной, и 5 июня в Турку корабль поднял советский флаг. После этого он служил в составе Советского ВМФ под именем «Выборг», и в 1966 году пошел на слом.
Окончание следует.
Автор: Юрий Каторин
Кот настоятельно рекомендует подписываться на журнал "Наука и Техника"
Читателям, интересующимся историей техники, Кот рекомендует канал Сергея Мороза.
#флот #история #техника #корабли #броненосцы #финляндия