Найти тему
Дарья Хохлова

Рождественский пост: очнуться от греховного сна

Продолжается Рождественский пост, в течение которого христиане совершают аскетический подвиг. Да, ему есть место в суетной жизни человека, обремененного земными заботами и немощами. Но вот каким этот подвиг должен быть, в чем заключается его истинный смысл, что он требует христианина и что может дать ему? Мыслями на данную тему с читателями делится Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.

– Владыка, как Вы думаете, почему постом в первую очередь разговор заходит об ограничениях в еде?

– Думаю, здесь уместно вспомнить знаменитую беседу самарянки с Христом (Ин. 4, 5-39). Господь, шедший с учениками через Самарию, остановился у колодца Иакова. В то время как ученики отправились в город, к колодцу за водой пришла женщина, и Христос заговорил с ней. Если мы внимательно посмотрим в текст, то заметим, что Господь начинает беседу издалека, задает вопросы, побуждающие к внутренней работе. И начинается она с самых простых вещей. Христос просит подать ему воды, а самарянка возмущается. Господь говорит, если бы она знала, Кто Он, то сама просила бы у Него воды, а женщина только удивляется. Как же она может просить пить у человека, не имеющего с собой даже кружки (Ин. 4, 10-11). То есть речь зашла о том, чем живут люди: еда, вода, посуда. Но потом женщина стала задавать Ему серьезные духовные вопросы, где нужно покланяться и как служить Богу (Ин. 4, 20-25), признала в Нем Мессию, наконец, привела к колодцу жителей, чтобы и они услышали слово Божие.

Этот отрывок показывает, как зарождается духовная жизнь, и как она меняет человека. В большинстве случаев к Богу приходят в поисках ответов на элементарные вопросы: как красить яйца на Пасху, печь куличи, что можно, а что нельзя есть в пост. Ничего не поделаешь, человек так устроен. Конечно, хочется верить, что Господь просветит его сердце, и у него возникнут вопросы не только о том, как правильно поститься, но и для чего это нужно, что еще можно сделать: читать молитвы, посещать богослужения, участвовать в Таинствах и т.д.

В статье использованы фото из открытых Интернет-источников
В статье использованы фото из открытых Интернет-источников

– Почему возможность выдержать пост по Уставу некоторыми людьми воспринимается как величайшая победа, иногда более существенная, чем победа над грехами?

Думаю, это чувство имеет несколько аспектов. Один из них – отсутствие духовного опыта. Господь учит: ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; (Мф. 6,6). Пост тоже предполагает некую скрытность. Об этом нельзя трубить направо и налево, потому что пост является внутренним подвигом. Например, в монастырях есть замечательная традиция, в соответствии с которой братии не рекомендуется заглядывать в чужую тарелку или кружку. Как правило, на трапезе в обителях даже не используют стеклянные стаканы. Это опять-таки помогает приобрести определенный духовный опыт и понять, что пост – личный подвиг или его отсутствие. Не нужно смотреть, кто и сколько съел или выпил. Нужно быть внимательным к себе. В Евангелии об этом говорится следующее: а ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; (Мф. 6, 17-18). Главный принцип поста состоит в том, чтобы не выставлять его напоказ. Но это не значит, что, скрывая пост, нужно отказываться от него. Допустим, человек приходит на корпоративный или семейный праздник, где есть гости как постящиеся, так и не постящиеся, и ему советуют быть скромнее, смиреннее, не афишировать свои принципы, и есть то, что дают, ведь главное – поститься духовно. Это неправильно. Пост действительно предполагает и смирение, и скрытность, но при этом и подвиг воздержания. С другой стороны, если речь идет о начальниках или родителях, то им обязательно нужно быть примером для подчиненных, детей и внуков. Поэтому, следует придерживаться золотой середины.

– Кто-то из священников сказал, что ограничение в еде постом, помогает лучше почувствовать праздник. Точно ли радость будет связана с праздником, а не окончанием поста?

Не думаю, что батюшка имел в виду, что чем меньше человек поест, тем вкуснее ему будет потом. Хотя от себя скажу – вкус пищи можно почувствовать, равно как и воздать благодарность за нее, только поголодав. Чему будет радоваться человек, зависит только от него. Старец Иосиф Афонский (Исихаст), будучи мирянином, уходил в горы, молился, усердно постился, не вкушая пищи по несколько дней, и просил Господа простить его за то, что он не может подвизаться как настоящие монахи и обходиться без пищи еще дольше. Для него духовные подвиги – пост, молитва, бдение – были не самоистязанием, а желанием приблизиться к Богу.

Господь пришел в мир не просто исцелять и творить добро, Он пришел принести себя в жертву. Вот и в жизни христианина должно быть нечто подобное. Наша цель – уподобление Богу и без самопожертвования здесь не обойтись. Постом мы отказываемся от многих благ и так приносим жертву Господу. Это подобно тому, как ребенок делает родителям подарок – дарит рисунок или поделку. Если подумать, то этот рисунок никому не нужен, однако его все равно очень приятно получить. Потому что ребенок ради родителя и его любви потратил силы, время, принес своего рода жертву. Христианин, как этот ребенок, тоже должен получать утешение от того, что может хоть что-то пожертвовать Богу, таким образом выразив свою любовь.

-3

– О мере поста всегда рекомендуют советоваться со священником, а лучше духовником. Что же делать, если духовника нет, а священники дают разные наставления?

– Могу сказать, что Великим постом ни о мясе, ни о рыбе, ни о молочных продуктах речи быть не может. К вину в России особое отношение, поэтому если пост пройдет без него, ничего страшного не случится. А вот от масла я советую мирянам не отказываться. Рождественским постом можно вкушать масло и рыбу за исключением среды, пятницы и дней предпразднства. Для монахов же строгие правила имеют практическое значение, поэтому им советую следовать монастырскому уставу.

Монастырский устав – это некий идеал. Хочет человек поститься так, как написано, пусть попробует. Но только пользу, которую может принести соблюдение этого устава, он вряд ли получит. Дело в том, что монастырский устав, по которому строится наше богослужение, пришел из Средиземноморья, чья культура существенно отличается от культуры наших широт. Это касается и церковной жизни, и кухни, и одежды и т.д. В одном из переводов Евангелия Иоанн Креститель говорит, что он не достоин развязать ремень сапог Господа. Естественно, имеются в виду сандалии, но на Руси не было такой обуви, и никто бы не понял, о чем идет речь. Для нашего удобства в тексте используются реалии нашей, русской, жизни. То же самое касается и пищи, в данном случае, растительного масла. На Ближнем востоке и в Средиземноморье масло, прежде всего оливковое, было символом благосостояния. А чем оно было для русского человека? Да каких-то пару десятилетий назад мы о нем даже не слышали. Поэтому нам следует руководствоваться здравым смыслом. Отсутствие масла, вина и прочих продуктов, которые можно вкушать постом, напрямую связано с ежедневным монастырским богослужением. Если совершали полиелей, значит, на трапезе будет масло. Если нет, то нет. Это касается и употребления вина. Если было всенощное бдение или лития, то будет и вино. Мирскому человеку невозможно за этим наблюдать, его режим питания никак не связан с богослужением. Миряне и на службе-то не каждый день бывают, хорошо, если придут в воскресный день или праздник. Из этого следует, что человеку необходимо советоваться со священником. Во-первых, чтобы, отступая от монастырского устава, не отказаться от поста вовсе. Во-вторых, чтобы найти доброго наставника, который имеет личный опыт и может им поделиться. В-третьих, пост – это духовное делание, это молитвенное правило, которое может быть либо увеличено, либо сокращено, и здесь совет священника поможет не впасть в тщеславие, самомнение и расслабление.

-4

– Почему меру поста должен определять именно священник? Человек ведь и сам знает свои слабости, пристрастия, особенности организма, в конце концов, диагнозы. Может ли он сам определить себе меру?

– Если у человека есть заболевания, которые требуют употребления определенных продуктов, то он должен соблюдать свой собственный рацион. Об этом и в Уставе сказано: послабления даются немощным, пожилым и беременным. Человеку нельзя себя ограничивать так, чтобы потом едва ноги таскать. Поэтому кроме совета священника должны быть еще и рекомендации врача, о которых следует сообщить батюшке.

Что касается меры поста, то человек, постящийся на протяжении многих лет, имеет сложившиеся привычки и правила и может самостоятельно определить, что он выдержит, а что нет. Человеку, постящемуся впервые, лучше быть к себе строже. И, конечно, стоит помнить сказанную преподобным Серафимом Саровским фразу: «Все ешьте, только друг друга не ешьте!». То есть внимательно смотрите за собой. Если ничего не вкушаете, но обижаете ближних, то и никакой пользы от поста не будет. Однако не будет ее и в том случае, если будете добры к людям, но не приложите никаких усилий к тому, чтобы себя в чем-то ограничить.

– По словам святителя Иоанна Златоуста, «ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». В связи с этим высказыванием – следующий вопрос. Разве мы не должны всегда стремиться к изменениям в лучшую сторону?

– Конечно, должны. Мать Церковь, зная природу человеческую, ее немощи, склонность к духовной расслабленности, ввела посты, чтобы выдернуть нас из постоянного греходелания. Если не будет поста, человек вообще не вспомнит о своих обязанностях. Пост – реакция Церкви на охлаждение веры. Вспомним, что Сам Господь постился, что первые христиане жили очень напряженной духовной жизнью. Но по мере присоединения новых членов вера слабела, поэтому Церковь и дала людям новую возможность отрезвиться, очнуться от греховного сна и приблизиться к совершенству.

2015 г.