Как только пришло сообщение из Лондона о готовящемся заявлении Бориса Джонсона об отставке, министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс, забыв о своих непосредственных должностных обязанностях, в срочном порядке улетела с Бали на родину. В чем причина такой спешки: участие в спасении премьера, уверенность, что главы дипломатии G20 обойдутся и без нее, или собственный шкурный интерес?
Если покопаться в событиях полугодичной давности, когда тучи над лохматой головой премьер-министра Джонсона только начинали сгущаться из-за начавшегося расследования правительственных вечеринок в самый разгар локдауна, соратники, друзья и собутыльники премьера (три в одном), прочувствовав ситуацию, уже начали строить планы относительно своей карьеры без друга Бориса.
8 января британская The Mirror со ссылкой на инсайдеров в консервативной партии написала, что тогдашний министр финансов Риши Сунак, умница и скромняга (я на полном серьезе, без сарказма, ибо джентльмен действительно достойный), вместе с депутатом палаты общин Джереми Хантом (не менее достойным джентльменом) совсем не по-джентельменски заключили между собой сделку с целью выдавить из предстоящей борьбы за кресло лидера консерваторов и премьер-министра леди Элизабет Трасс. Итогом сговора против Трасс должен стать «выход в финал» голосования за нового лидера тори одного из достойных джентльменов, которому глава форин-офиса не должна составить конкуренцию, потому что может обыграть.
Леди Элизабет также еще в январе начала активную кампанию за продвижение своего лидерства в родной партии, собирая сторонников в эксклюзивном лондонском клубе, известным тем, что здесь произошло знакомство принца Гарри с его будущей супругой Меган Маркл. Причем, на званые ужины приглашались, естественно, не рядовые сторонники консерваторов, а депутаты палаты общин и потенциальные спонсоры предстоящей кампании в борьбе за лидерство.
После событий 7 июня стало ясно, что время пришло, поэтому глава форин-офиса спешно покинула индонезийский остров, забыв о своих должностных обязанностях, ибо кресло премьера важнее.
Каковы же шансы на успех этой далеко смотрящей троицы и других кандидатов, оставшихся на дистанции после 14 июля?
Начнем с дамы. Лиз Трасс стала депутатом палаты общин в 2010 году в возрасте 34 лет и достаточно быстро снискала популярность у однопартийцев благодаря либертарианским взглядам на экономику и торговлю. За свою политическую карьеру Трасс успела поработать на различных должностях в правительстве, а до назначения на свою нынешнюю позицию занимала пост министра международной торговли, где хорошо зарекомендовала себя, заключив торговые соглашения с различными странами мира после выхода страны из Европейского Союза.
Лиз Трасс сейчас, несмотря на череду отставок министров, не только осталась на своем посту главы форин-офиса, но и снова выступила в поддержку Бориса Джонсона, как это сделала и месяц назад, во время голосования по вотуму недоверия. Сторонники Джонсона, которых не так и мало в партии, это оценят. В своей актив госпожа министр может себе записать успешное освобождение из иранской тюрьмы и возвращение в Великобританию журналистки Назанин Загари-Рэтклифф, британско-иранской подданной.
Тот факт, что Трасс является самым ярым в Великобритании идеологом антироссийских санкций, может сыграть против нее, потому что британские избиратели живут от этого все хуже. Даже, если она и попадет в «финал», то комитет консервативной партии, учитывая последнее обстоятельство, не отдаст ей пост преемницы Джонсона ввиду надвигающихся очередных парламентских выборов, оставив ее позади двойки «финалистов». Во втором туре голосования, прошедшем 14 июля, соратники-парламентарии оставили ее на третьем месте, отдав за нее 64 голоса. Если брать во внимание состоявшиеся 15 июля дебаты кандидатов в лидеры партии, то Лиз Трасс понравилась только 6% опрошенных, заняв последнее пятое место.
Сын британского адмирала Джереми Хант стал депутатом нижней палаты парламента в 2005 году, а через пять занял пост министра культуры в правительстве Дэвида Кэмерона, затем работал министром здравоохранения и министра иностранных дел. В 2019 году, после отставки Терезы Мэй, на выборах лидера консерваторов схлестнулся с Борисом Джонсоном, но проиграл. В нынешнем году стать премьером ему также не судьба, потому что соратники его выбросили из борьбы еще в первом туре 13 июля.
Риши Сунак имеет индийское происхождение и исповедует индуизм, женат на бывшей соотечественнице Акшату Мурти, из-за индийского бизнеса которой мог иметь проблемы с репутацией, но все обошлось (хотя сейчас британцы могут его семье это вспомнить). Также пятном на фраке Сунака является его участие в наделавших шума правительственных вечеринках на Даунинг стрит 10 во время локдауна, за что тогда еще министр финансов выплатил штраф.
В 2015 году Риши Сунак впервые стал депутатом нижней палаты парламента, а в 2017 году повторил свой успех, нанеся поражение авторитетному оппоненту от лейбористов, за что снискал уважение у однопартийцев-тори. Летом 2019 года Борис Джонсон назначил относительно молодого политика секретарем казначейства (министерства финансов), а после своей победы на выборах – канцлером казначейства (министром финансов). Еще до этого Риши Сунаку прочили блестящее будущее лидера консерваторов, он даже номинировался на эту должность, но как раз грянул скандал с индийским бизнесом его супруги, и политик был вынужден сойти с дистанции. Джонсон это оценил и назначил Сунака министром в своем втором правительстве.
Министр финансов упрочил свою популярность, удержав экономику Великобритании на плаву во время локдаунов. Щедрая раздача денег его министерством терпящим бедствие бизнесам сделала Риши Сунака необычайно популярным среди рядовых британцев. 5 июля практически одновременно со своим коллегой из министерства здравоохранения Саджидом Джавидом Сунак подал в отставку, что привело к правительственному кризису и отставке Бориса Джонсона. Сторонники конспирологических версий уже заговорили об «индийском заговоре», имея в виду индийское происхождение Сунака и пакистанское Джавида (оба бывшие министры исповедуют индуизм).
Среди членов парламентской фракции он является явным фаворитом, потому что Сунаку отдали большинство голосов в первых двух турах, но телезрители, опрошенные после дебатов, отдали ему 25% голосов и второе место.
7 июля выдвинул свою кандидатуру на пост лидера председатель специального комитета по иностранным делам палаты общин Том Тугендхат, сделавший это первым. Парламентарий так прокомментировал прессе свое решение: «Я уже служил – сначала в армии, а теперь в парламенте. Надеюсь снова ответить на призыв в качестве премьер-министра. Пришло время начать с чистого листа. Пришло время для обновления».
Том Тугендхат – сын судьи Высокого суда Англии и Уэльса сэра Майкла Тудендхата, получил образование на теологическом факультете Бристольского университета, владеет арабским и пуштунским языками. С 2003 по 2013 год служил в британской армии, участвовал в боевых действиях в Ираке и Афганистане. Владея пуштунским языком, участвовал в организации гражданской администрации в афганской провинции Гильменд. Впервые избран депутатом палаты общин в 2015 году. Во втором туре от коллег-депутатов от своей партии получил 32 голоса, но больше всех понравился телезрителям на первых теледебатах, обойдя Риши Сунака.
Претенденткой на выход в «финал» считают Пенелопу Мэри Мордонт, ныне младшего министра по торговой политике и первую женщину – министра обороны в недалеком прошлом. Пенни родилась в семье, связанной своими корнями с лидером лейбористов 1930-х годов Джорджем Лэнсбери и первым лейбористом на должности канцлера казначейства Филиппа Сноудена. Пенни заинтересовалась политикой во время академического отпуска в период учебы в университете, который она провела в Румынии, работая в приютах и больницах. Затем, будучи резервистом Королевского военно-морского флота, в 2010 году стала депутатом палаты общин от консерваторов. Через четыре года Пенни Мордонт становится парламентским помощником министра сообществ и местного самоуправления, а затем менее чем через год Кэмерон назначает ее младшим министром вооруженных сил. Во время подготовки референдума о выходе Великобритании из ЕС агитировала за брексит.
В 2016 году, после отставки Кэмерона, поддерживала Андреа Ледсом в ее борьбе за лидерство в партии. Во вновь сформированном правительстве Терезы Мэй заняла должность младшего министра по делам лиц с ограниченными возможностями в министерстве труда и пенсий.
Во втором правительстве Мэй сначала заняла пост министра международного развития, а затем – министра по делам женщин и равенства, а 1 мая 2019 года получила вторую должность в правительстве, став еще и министром обороны.
В первом правительстве Бориса Джонсона для Мордонт места не нашлось, но во втором в феврале 2020 года была назначена генеральным казначеем без права участия в заседаниях правительства, а с сентября 2021 года заняла свою нынешнюю должность.
Пенни Мордонт продолжает борьбу за лидерство в консервативной партии и за должность премьер-министра, набрав по результатам дебатов 12% симпатий опрошенных телезрителей.
С таким же результатом провела дебаты еще одна дама-кандидат на кресло премьер-министра (самая молодая из всех соискателей), – экс-министр по вопросам равенства и местного самоуправления Кэми Баденох. Кэми имеет нигерийские корни, родилась в семье врачей, ее детство прошло в Лагосе, столице Нигерии, и США, где мать читала лекции по физиологии, а отец работал врачом-терапевтом. В 16-летнем возрасте приехала в Великобританию для изучения компьютерных систем в университете Сассекса, по окончании которого работала инженером-программистом. В возрасте 25 лет вступила в консервативную партию и сосредоточилась на политической карьере. В 2015 года в результате ротации стала членом муниципалитета Лондона, а год спустя стала членом муниципалитета в результате победы на выборах. В 2017 году Кэми Баденох избирают в палату общин, а в следующем году она становится заместителем председателя консервативной партии по кандидатам.
Карьере Кэми Баденох может повредить то, что она выступает с критикой ЛГБТ, за что и была освобождена от должности министра по вопросам равенства и местного самоуправления, а также в связи со скандалом, связанным со взломом веб-сайта заместителя лидера лейбористской партии в 2008 году.
В «плюс» Кэми Баденох товарищи по партии могут поставить ее нетерпимость к расовому неравенству, а также сильные лидерские качества, способность корректно отвечать на критику и «держать удар».
На данный момент осталось пять кандидатов из девяти, оспаривающих право занять резиденцию на Даунинг стрит 10. 21 июля их должно остаться только двое, а 5 сентября Британия и мир узнают имя нового(-ой) премьер-министра, представляющего(-ую) консервативную партию.
Автор: Александр Черный