Найти в Дзене

Heuschrecke 10 "Саранча": зачем немцы на экспериментальную самоходную артиллерийскую установку установили съёмную башню

За время Второй мировой войны немецкие инженеры создали множество образцов военной техники, многие из которых были приняты на вооружение и были запущены в серийное производство. Но были и такие, которым было суждено остаться на стадии прототипов. Одним из таких образцов вооружения стала самоходная артиллерийская установка Heuschrecke 10 "Саранча". Проект получился неоднозначный, были применены довольно сомнительные конструкторские решения, но безо всяких сомнений очень интересный. И так обо всём по порядку…

Несомненные преимущества самоходных артиллерийских установок были известны военным задолго до того, как началась Вторая мировая война. Но сама программа по развитию самоходной артиллерии была одобрена Гитлером и получила своё развитие только в 1942г.

Вскоре военными были сформулированы требования к новой САУ. Помимо вполне себе тривиальных и особо не примечательных требований был один пункт, который и стал своего рода "изюминкой" проекта.

Машина должна была оснащаться башней, которая при необходимости могла демонтироваться и использоваться в качестве стационарной артиллерийской огневой точки.

-2

Таким образом в мае 1942 года фирма "Крупп" приступила к работе над проектом самоходки. В конструкции Heuschrecke 10 инженерами было использовано совершенно новое шасси, до этого нигде не применявшееся. По сути, это был своеобразный гибрид шасси танков PzKpfw III и IV.

Машина оснащалась двигателем Майбах HL90, мощностью 360 л.с., который давал возможность САУ передвигаться с максимальной скоростью до 45 км/ч. Запас хода без дозаправки составлял 300 км.

Броневая защита варьировалась от 10 мм на корме корпуса и составляла 30 мм в лобовой части.

-3

В башне устанавливалась 105-мм гаубица leFH 18. Для снятия и установки башни весом в 3,8 тонны, на корпусе САУ устанавливалось складное крановое приспособление. Должности стропальщиков и крановщиков на время этого процесса вынуждены были совмещать 5 членов экипажа самоходки.

Освободившееся самоходное шасси планировалось использовать для подвоза боеприпасов, а наличие крановой установки вполне позволяло задействовать её для проведения ремонта повреждённой техники.

Кроме того, башню можно было буксировать на имевшихся в комплекте колёсах в качестве прицепа.

-4

Весной 1943 года результаты проведённых испытаний новой САУ легли на стол руководства Панцерваффе. Несмотря на то, что ответственный за модернизацию бронетанковых частей Гейнц Гудериан счёл конструкцию Heuschrecke 10 достаточно интересной, в то же время выдвинул опасения, что выпуск самоходок может снизить выпуск танков. Похоже, что эти опасения и поставили жирную точку в проекте новой САУ.

Таким образом производство самоходок Heuschrecke 10 закончилось так и не начавшись.