Найти тему
Музей Булгакова

9 видов Булгаковской Москвы

Оглавление

Графические рисунки конца 90-х годов студентки Суриковки Галины Лопачевой, выполненные с натуры и со старых фотографий, вполне могли бы стать иллюстрациями к роману «Мастер и Маргарита».

1. ТОРГСИН

Торгсин. Галина Лопачева. Бумага, уголь. 1998 год. Собрание Музея М.А. Булгакова
Торгсин. Галина Лопачева. Бумага, уголь. 1998 год. Собрание Музея М.А. Булгакова

… У зеркальных дверей Торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот. Ловко извиваясь среди прохожих, гражданин открыл наружную дверь магазина. Но тут маленький, костлявый 336 и крайне недоброжелательный швейцар преградил ему путь и раздраженно сказал:

— С котами нельзя!

— Я извиняюсь , — задребезжал длинный и приложил узловатую руку к уху, как тугоухий , — с котами, вы говорите? А где же вы видите кота?

Швейцар выпучил глаза, и было отчего: никакого кота у ног гражданина уже не оказалось, а из-за плеча его вместо этого уже высовывался и порывался в магазин толстяк в рваной кепке, действительно, немного смахивающий рожей на кота. В руках у толстяка имелся примус.

Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»

2. ДОМ ЛИТЕРАТОРА

Улица Арбат. Дом Литератора. Галина Лопачева. Бумага, уголь. 1997 год. Собрание Музея М.А. Булгакова
Улица Арбат. Дом Литератора. Галина Лопачева. Бумага, уголь. 1997 год. Собрание Музея М.А. Булгакова

…Внимание ее привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: «Дом Драмлита».

Маргарита щурилась на надпись, соображая, что бы могло означать слово «Драмлит»? Взяв щетку под мышку, Маргарита вошла в подъезд, толкнув дверью удивленного швейцара, и увидела рядом с лифтом на стене черную громадную доску, а на ней выписанные белыми буквами номера квартир и фамилии жильцов. Венчающая список надпись «Дом драматурга и литератора» заставила Маргариту испустить хищный задушенный вопль. Поднявшись в воздухе повыше, она жадно начала читать фамилии: Хустов, Двубратский, Квант, Бескудников, Латунский...

— Латунский! — завизжала Маргарита. — Латунский! Да ведь это же он... это он погубил мастера!

Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»

3. ПАТРИАРШИЕ ПРУДЫ

Аллея (Патриаршие пруды). Галина Лопачева. Бумага, уголь. 1998 год. Собрание Музея М.А. Булгакова
Аллея (Патриаршие пруды). Галина Лопачева. Бумага, уголь. 1998 год. Собрание Музея М.А. Булгакова

В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появилось двое граждан. Первый из них — приблизительно сорокалетний, одетый в серенькую летнюю пару, — был маленького роста, темноволос, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а аккуратно выбритое лицо его украшали сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй — плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке — был в ковбойке, жеваных белых брюках и черных тапочках.

Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, редактор толстого художественного журнала и председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, а молодой спутник его — поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.

Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».

Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»

4. ДОМ ПАШКОВА

Дом Пашкова. Галина Лопачева. Бумага, уголь. 1997 год. Собрание Музея М.А. Булгакова
Дом Пашкова. Галина Лопачева. Бумага, уголь. 1997 год. Собрание Музея М.А. Булгакова

На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев.

Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная и широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны. Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг.

Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»

5. ПОДВОРОТНЯ

Подворотня. Галина Лопачева. Бумага, уголь. 1997 год. Собрание Музея М.А. Булгакова
Подворотня. Галина Лопачева. Бумага, уголь. 1997 год. Собрание Музея М.А. Булгакова

Иван оборвал пуговицы с кальсон там, где те застегивались у щиколотки, в расчете на то, что, может быть, в таком виде они сойдут за летние брюки, забрал иконку, свечу и спички и тронулся, сказав самому себе:

— К Грибоедову! Вне всяких сомнений, он там.

Город уже жил вечерней жизнью. В пыли пролетали, бряцая цепями, грузовики, и на платформах их, на мешках, раскинувшись животами кверху, лежали какие-то мужчины. Все окна были открыты. В каждом из этих окон горел огонь под оранжевым абажуром, и из всех окон, из всех дверей, из всех подворотен, с крыш и чердаков, из подвалов и дворов вырывался хриплый рев полонеза из оперы «Евгений Онегин».

Опасения Ивана Николаевича полностью оправдались: прохожие обращали на него внимание и смеялись и оборачивались. Вследствие этого он принял решение покинуть большие улицы и пробираться переулочками, где не так назойливы люди, где меньше шансов, что пристанут к босому человеку, изводя его расспросами о кальсонах, которые упорно не пожелали стать похожими на брюки.

Иван так и сделал и углубился в таинственную сеть арбатских переулков и начал пробираться под стенками, пугливо косясь, ежеминутно оглядываясь, по временам прячась в подъездах и избегая перекрестков со светофорами, шикарных дверей посольских особняков.

Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»

6. АРБАТСКИЕ ПЕРЕУЛКИ

Полет. Галина Лопачева. Бумага, уголь. 1997 год. Собрание Музея М.А. Булгакова
Полет. Галина Лопачева. Бумага, уголь. 1997 год. Собрание Музея М.А. Булгакова

Невидима и свободна! Невидима и свободна!.. Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок с покосившейся дверью нефтелавки, где кружками продают керосин и жидкость от паразитов во флаконах, она перерезала в одно мгновенье и тут усвоила, что, даже будучи совершенно свободной и невидимой, все же и в наслаждении нужно быть хоть немного благоразумной. Только каким-то чудом затормозившись, она не разбилась насмерть о старый покосившийся фонарь на углу. Увернувшись от него, Маргарита покрепче сжала щетку и полетела медленнее, вглядываясь в электрические провода и вывески, висящие поперек тротуара.

Третий переулок вел прямо к Арбату. Здесь Маргарита совершенно освоилась с управлением щеткой, поняла, что та слушается малейшего прикосновения рук или ног и что, летя над городом, нужно быть очень внимательной и не очень буйствовать. Кроме того, совершенно ясно стало уже в переулке, что прохожие летунью не видят. Никто не задирал головы, не кричал «гляди, гляди!», не шарахался в сторону, не визжал и не падал в обморок, диким смехом не хохотал.

Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»

7. ДОМ 10 НА БОЛЬШОЙ САДОВОЙ

Дом Булгакова с улицы. Галина Лопачева. Бумага, уголь. 1997 год. Собрание Музея М.А. Булгакова
Дом Булгакова с улицы. Галина Лопачева. Бумага, уголь. 1997 год. Собрание Музея М.А. Булгакова

Степа Лиходеев, директор театра Варьете, очнулся утром у себя в той самой квартире, которую он занимал пополам с покойным Берлиозом, в большом шестиэтажном доме, покоем расположенном на Садовой улице.

Надо сказать, что квартира эта — № 50 — давно уже пользовалась если не плохой, то во всяком случае странной репутацией. Еще два года назад владелицей ее была вдова ювелира де Фужере. Анна Францевна де Фужере, пятидесятилетняя почтенная и очень деловая дама, три комнаты из пяти сдавала жильцам: одному, фамилия которого была, кажется, Беломут, и другому — с утраченной фамилией. И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать.

Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»

8. ЛЕСТНИЦА, ВЕДУЩАЯ В НЕХОРОШУЮ КВАРТИРУ

Лестница Дома Булгакова. Галина Лопачева. Бумага, уголь. 1997 год. Собрание Музея М.А. Булгакова
Лестница Дома Булгакова. Галина Лопачева. Бумага, уголь. 1997 год. Собрание Музея М.А. Булгакова

Затем рыжий разбойник ухватил за ногу курицу и всей этой курицей плашмя, крепко и страшно так ударил по шее Поплавского, что туловище курицы отскочило, а нога осталась в руках Азазелло. «Все смешалось в доме Облонских», как справедливо выразился знаменитый писатель Лев Толстой. Именно так и сказал бы он в данном случае. Да! Все смешалось в глазах у Поплавского. Длинная искра пронеслась у него перед глазами, затем сменилась какой-то траурной змеей, погасившей на мгновение майский день, и Поплавский полетел вниз по лестнице, держа в руках паспорт.

Долетев до поворота, он выбил на следующей площадке ногою стекло в окне и сел на ступеньке. Мимо него пропрыгала безногая курица и свалилась в пролет. Оставшийся наверху Азазелло вмиг обглодал куриную ногу и кость засунул в боковой карманчик трико, вернулся в квартиру и с грохотом закрылся.

Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»

9. УЛИЦА С ТРАМВАЙНЫМИ ПУТЯМИ

Улица с трамвайными путями и трамваем. Галина Лопачева. Бумага, уголь. 1997 год. Собрание Музея М.А. Булгакова
Улица с трамвайными путями и трамваем. Галина Лопачева. Бумага, уголь. 1997 год. Собрание Музея М.А. Булгакова

…Странный кот подошел к подножке моторного вагона «А», стоящего на остановке, нагло отсадил взвизгнувшую женщину, уцепился за поручень и даже сделал попытку всучить кондукторше гривенник через открытое по случаю духоты окно. Поведение кота настолько поразило Ивана, что он в неподвижности застыл у бакалейного магазина на углу и тут вторично, но гораздо сильнее, был поражен поведением кондукторши.

Та, лишь только увидела кота, лезущего в трамвай, со злобой, от которой даже тряслась, закричала:

— Котам нельзя! С котами нельзя! Брысь! Слезай, а то милицию позову!

Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила самая суть дела: не то, что кот лезет в трамвай, в чем было бы еще полбеды, а то, что он собирается платить!

Кот оказался не только платежеспособным, но и дисциплинированным зверем. При первом же окрике кондукторши он прекратил наступление, снялся с подножки и сел на остановке, потирая гривенником усы. Но лишь кондукторша рванула веревку и трамвай тронулся, кот поступил как всякий, кого изгоняют из трамвая, но которому все-таки ехать-то надо. Пропустив мимо себя все три вагона, кот вскочил на заднюю дугу последнего, лапой вцепился в какую-то кишку, выходящую из стенки, и укатил, сэкономив таким образом гривенник.

Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»