Шаманы-рецидивисты занимаются знахарством, настольная игра превращается в комедийный детектив, в Детройте никак не переведутся продажные копы, а в Якутии — хорошее кино. Рассказываем о главных премьерах недели в Okko.
18+
«Подельники»
Бывший биатлонист Петя возвращается в родное село, чтобы вести физру, а если получится — открыть спортивную школу для местных детишек. Едет с ним и жена. Сложности поджидают супругов с самого начала. И дело даже не в родительском доме, в котором сквозит изо всех щелей, и не в том, что этот поселок совершенно изолирован от «большой земли». Проблема в том, что в селе действуют какие-то доисторические законы. Здесь правит сильнейший. Этим сильнейшим оказывается местный шаман Витька Людоед. За неуважительное слово он убивает тихого семьянина и отчаявшегося интеллигента, учителя рисования Сашу, и наживает себе врага — сына Саши Илью. Илье всего 10, но это не мешает ему разработать план мести, а помочь должен Петя.
Красоты уральского таежного села Кын и местные законы восхищают и ошарашивают с первых же кадров. Но режиссер Евгений Григорьев, документалист, для которого «Подельники» стали игровым дебютом, на эффектной фактурной подаче материала не останавливается. В фильме можно отыскать и вестерновую модель (пусть и перевернутую, ведь в селе куда больше веры Витьке Людоеду, чем борцам за справедливость), и сказочность, пусть и с коннотациями кошмара. Но что еще важнее, Григорьев все это умудряется совместить и создать фильм, достойный того, чтобы задуматься: насколько тут документальность оказывается неотличима от самой беспросветной из сказок о Родине.
«Вечеринка на вылет»
Жанна — блестящая молодая архитекторка, за свои выдающиеся таланты она и получает крайне оригинальное задание. Правда, компания, в которой она работает, переживает не лучшие времена. Жанне предстоит сделать перепланировку огромного особняка. Дело в том, что этот особняк принадлежит Сезару Дагеру, который является королем игровой индустрии: придумывает настолки для детей и взрослых и мечтает свой дом превратить в одну большую игровую площадку. Жанна заинтригована, но когда оказывается на месте, понимает, что всё слишком уж странно. Во-первых, кажется, играют здесь бесконечно и все, во-вторых, кажется, дом и так отлично приспособлен для фантазий Сезара. Наконец, и сама Жанна оказывается втянута в игру, причем отказ от участия чреват смертью!
Николя Плескоф, режиссер фильма, вместе со сценаристкой Эльзой Марпо создает феерическое шоу, не жалеет красок и трюков, чтобы создать эдакий коллаж из приключений, комедии и классического детектива. Тут и роман Агаты Кристи «Десять негритят» — действие происходит под одной крышей, и нужно найти убийцу. Тут и фильм Франсуа Озона «8 женщин» — настолько по-французски эксцентрично и погружено в свои взаимоотношения семейство Дагер. Вспоминается даже относительно свежий и ироничный «Достать ножи» Райана Джонсона со схожей фабулой. Но при всех влияниях и сходствах фильм, безусловно, обладает собственным лицом. И лицо это крайне игриво!
«Голос семьи Белье»
Если вам понравился последний победитель «Оскара», фильм «CODA: Ребенок глухих родителей», то «Голос семьи Белье» посмотреть стоит непременно, ведь это оригинальный фильм франко-бельгийского производства 2014 года. Именно по нему был снят американский ремейк. Тут тоже речь идет о семье глухонемых, где мама, папа и брат подвержены недугу, а вот 16-летняя дочка Паула отлично слышит и даже обладает талантом к пению. Учитель советует ей развивать талант и дальше, но вся семья зависит от Паулы: начиная от общения с покупателями на рынке и заканчивая посещением врача. В американской версии есть совершенно аналогичная и довольно уморительная сцена, где дочка вынуждена переводить врачу с языка глухонемых подробности интимной жизни родителей. И вот Паула оказывается перед выбором: оторваться от семьи и идти своим путем или продолжать быть заложницей чужой глухоты.
В картине переплетаются нетривиальный взгляд на глухоту, привычный сюжет о подростке, его метаниях и сложностях, а заодно подается и жизнь небольшого городка. Но главное в фильме — семейные отношения, вот уж что постоянно удерживает внимание. Это так необычно и так привычно одновременно — бесконечные споры и пересуды, только вот поданные голосом молодой героини. Паула будто единственная коммуницирует с миром, но это вовсе не так. Чем дальше, тем глубже раскрываются семейные узы, которые и помогают девушке принять окончательное решение.
«Холодное золото»
В советском кинематографе существовал неофициальный термин «истерн», который обозначал фильмы, снятые по голливудской вестерновой модели (небольшое поселение, выжженная земля вокруг и борьба за справедливость против местного злодея). Отличие было в том, что сюжет был перенесен на отечественный материал (например, Гражданской войны), а действие — на просторы Средней Азии или Кавказа. Совершенно очевидно, что отечественный вестерн никуда не делся, но сегодня принимает новую форму — снимается в небольших заснеженных поселениях, как это было в «Подельниках» и как это происходит в «Холодном золоте».
В фильме речь идет о событиях, которые разворачиваются одновременно с боями Второй мировой. На дворе 1942 год, в южной Якутии орудуют банды преступников, об одной из них — банде Попова — и пойдет речь. Награбленное золото группировка не просто присваивает, но пускает в дело — на военный переворот. «Долой Советы!» — вещают в поселениях поповцы, но по их следу уже отправлен отряд НКВД. Несмотря на вполне четкое разделение на плохих и хороших, персонажи прописаны объемно, из-за чего и фильм оказывается где-то между: то ли вестерн, то ли фактурное историческое кино.
«Агент Гамильтон» (2-й сезон)
Шведский Джеймс Бонд возвращается к своим захватывающим миссиям во втором сезоне сериала «Агент Гамильтон». В первом сезоне Гамильтону пришлось изрядно попотеть, чтобы вернуть себе славное имя, ведь именно его посчитали загадочным террористом, который устроил взрывы во время выступления министра внутренних дел Сиссела Линдгрена в Стокгольме. На сей раз Гамильтону предстоит расследовать убийство одного из членов операции НАТО, тем более что с жертвой агент отлично знаком — они вместе служили во флоте.
Вместе с увлекательным сюжетом возвращается на экраны и исполнитель главной роли Якоб Офтебро, также известный своей ролью в популярном шведском сериале «Мост». Да и сама история в продолжении окажется куда богаче: если на протяжении первого сезона в центре оставалась одна основная линия, то во втором ждите больше. Не только служба под прикрытием, работа в Финляндии и месть братьев-хорватов, но и шведско-китайские ученые с секретным оружием и даже посещение бывшей военной базы в Беларуси.
«Птицы как мы»
Под раскидистой кроной старого доброго дерева живет небольшое сообщество птиц. Все они уже давно забыли, что такое внешний мир, не говоря уже о том, чтобы летать. Но, как это часто бывает, среди жителей находится то ли смельчак, то ли глупец, который решает покинуть дерево. На его, точнее — на ее спасение (это красивая и хрупкая Хупу) снаряжен отряд: серьезный кондор, который управляет колонией, его помощник филин Хасан и маленькая смешная птичка Ми. Но что за дела — спасать, оказывается, не от чего, разве что от самой жизни.
Одно только название мультфильма подразумевает метафоричность происходящего на экране. Это птицы или это мы — существа, которые боятся внешнего мира и не выходят из зоны комфорта, готовые верить в навязанные истины и позабывшие о своем умении летать. Вероятно, не столько эффектная анимация, сколько важность этой мысли позволила привлечь к звучанию проекта звезд первой величины: Джереми Айронса и Алисию Викандер. Что же до анимации, то это специфическая компьютерная графика, которая, кажется, сильно отстает от современных графических возможностей, но на деле жутко напоминает VR-мир, то есть дает прямую отсылку к тому, что под оболочками птиц и вправду прячутся реальные люди.
«Низкое зимнее солнце»
Криминальная драма, которая растянулась на 10 серий и которую можно обрисовать всего несколькими словами: Детройт, продажные копы, честные копы и отдел по расследованию убийств. А дальше все эти слагаемые складываются в историю двух коллег, Фрэнка и Джо, которые убивают третьего, коррумпированного Брендана Маккана. Они, конечно, всё это обставляют как самоубийство, но смерть запускает целую череду опасных событий, которые неминуемо касаются и напарников.
Сериал стал ремейком британского мини-сериала, причем актер Марк Стронг исполнил главную роль в обеих версиях. Получился не просто смурной Детройт, за которым уже давно водится дурная слава, но и колоритное кино о полицейских, которые полны житейской мудрости и нуаровских привычек — пить, иронизировать и скитаться где-то за гранью безысходности.
«Невидимый мир»
Брат и сестра, Абель и Нора, учатся в школе и вынуждены справляться со школьными правилами, которые никого не щадят. Невидимый мир — это школьные коридоры, закутки, туалеты и раздевалки. Не только места, до которых не добираются взрослое здравомыслие и налаженность социальной коммуникации, но еще и взгляд на эти места. Когда Лаура Вандель берется за «Невидимый мир», свой полнометражный дебют, она договаривается с оператором Фредериком Нуаромом, что ракурс в фильме будет неизменен, это будет точка зрения ребенка. Та высота, которая большинством взрослых благополучно позабыта и оставлена в далеком прошлом.
Фильм удостоился приза ФИПРЕССИ в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля. Дело не в буллинге, эта тема довольно часто всплывает в фестивальном кино, и даже не в том, как показана нарушенная коммуникация между детьми и взрослыми. Фильм работает с тонкой материей детских взаимоотношений, которые обладают собственными логикой и законами. Именно это и удается перенести на экраны Вандель, сохранить, показать и донести до давно уже повзрослевших зрителей