Найти в Дзене
Хронопортация

"СССР мне друг, но доллары дороже": Что поставляли США в фашистскую Германию во время Второй мировой войны

Оглавление

В российском обществе существует два основных мнения относительно роли ленд-лиза в годы ВОВ. Одни люди считают, что без помощи Америки и Британии СССР все равно бы победил, но война бы продлилась дольше и было бы больше жертв. Вторые уверены, что без ленд-лиза триумф Красной армии над вермахтом был невозможен.

Их главный аргумент, что хоть из-за океана и завезли 4% от того, что произвели в Советском Союзе с 41-го по 45-й год, всё равно огромная доля поставок отдельных видов "товаров" сыграла решающую роль. При этом многие приводят в доказательство слова маршала Жукова:

"Без поставок американцев мы бы не могли формировать свои резервы и не могли продолжать войну… Получили 350 тысяч автомашин, да каких машин! У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали. Разве мы могли быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью. А сейчас представляют дело так, что у нас всё это было свое в изобилии".
"Маршал Жуков", Карпов В., Москва, 1999 год, стр. 608–610.
Всё для победы!
Всё для победы!

Жукова уважаю и ценю. Он талантливый полководец, но не экономист и тем более не эксперт в области вооружений. Считаю, что и без пресловутого ленд-лиза Советский Союз все равно бы победил. Ибо его основные поставки (86%) пошли уже после Курской битвы, когда исход войны был практически предрешен.

Подробно об этом напишу в отдельной статье. В данной же речь пойдет о том, что англосаксы во время ВОВ одной рукой помогали СССР, а другой - фашистской Германии. Ведь им достаточно было фюреру не помогать и необходимость в ленд-лизе Советскому Союзу сама по себе бы отпала. Более того, именно США и Британия создали из гитлеровской Германии настоящего монстра.

Потворство агрессору.

Репарации Германии после поражения в Первой мировой войне составили 270 млрд. золотых марок или 100 тыс. тонн золота. Долг неподъемный, поэтому в конце 20-х годов его уменьшили до 112 млрд. зол. марок. Немцы должны были выплачивать репарации до середины 80-х годов и им было не до новой войны. Ведь численность германской армии не могла превышать 100 тыс. человек, а танки, крупные орудия и ВВС ей иметь было запрещено.

Но когда Гитлер пришел к власти, прекратил выплачивать репарации и приступил к гонке вооружений, Запад сделал вид, что ничего не произошло. Почему? Да потому что диктатора и привели к власти, чтобы он возродил Германию, а потом напал на СССР - первое в мире социалистическое государство, представлявшее собой угрозу капитализму.

Бойцы 5-й танковой дивизии СС "Викинг" меняют колеса грузовика концерна General Motors - Opel Blitz 3.6-36S.
Бойцы 5-й танковой дивизии СС "Викинг" меняют колеса грузовика концерна General Motors - Opel Blitz 3.6-36S.
"Если вы хотите предъявить обвинение промышленникам, которые помогли перевооружить Германию, то вы должны предъявить обвинение самим себе!"
Президент имперского банка Рейха Ялмар Шахт (отрывок из беседы с юристом США).

Заокеанская поддержка нацистов.

4 января 1932 г. знаменитые братья Даллес из США и английский банкир Норман встретились с лидером НСДАП. В тот день был составлен документ о финансовой помощи нацистам. В январе 1933 г. Адольф пришел к власти, уже в мае ему выдали кредит на 1 млрд. долларов, а в июне простили старые займы. И пошло-поехало.

Американцы вскоре стали полностью контролировать три крупнейших банка Германии: "Дойче банк", "Дрезднер банк" и "Донат банк". Они-то и выдавали Гитлеру кредиты, которые компенсировали дефицит бюджета на огромные военные расходы, по сути финансировали его. К 1941 г. инвестиции частных фирм США в экономику Третьего Рейха составили 800 млн. долларов: "Стандарт Ойл"-120 млн, "Дженерал моторс" - 35 млн., ИТТ-30 млн. и т.д.

Помощь "Стандарт Ойл" фашистской Германии воистину колоссальна. Корпорация, принадлежащая Рокфеллеру, поставляла Рейху необходимый для изготовления авиационного бензина тетраэтил, искусственный каучук, нефть и т.д. Причём из-за непомерной жадности продавцов каучук вывозили в ущерб поставкам в родную страну, где его явно не хватало.

Награждение Г. Форда высшей наградой Рейха для иностранцев – Большим Крестом. Фото 1938 года.
Награждение Г. Форда высшей наградой Рейха для иностранцев – Большим Крестом. Фото 1938 года.

Поставки шли через Испанию, Португалию и другие невоюющие страны. На Канарских островах "Стандарт" заправляла немецкие подводные лодки, которые тут же в Атлантике топили американские суда. Данной компании принадлежал завод в Гамбурге, который до конца ВМВ производил в день 15 тыс. тонн авиабензина. Также "Стандарт" владел и многими другими нефтезаводами Третьего Рейха, большей частью немецких заправок и т.д.

В 1940 г. предприятия Генри Форда в Европе поставили Гитлеру 65 тыс. грузовиков. При этом бизнесмен отказал Британии в производстве двигателей для самолетов и автомобилей, а его портрет висел в мюнхенском кабинете фюрера. Все "Опели", как легковые, так и грузовые выпускал с 1929 г. концерн "Дженерал моторс". 80% средних и 70% тяжелых грузовиков в Третьем Рейхе производили на заводах, принадлежащих американским компаниям. Убери с фронта все эти машины и немецкая армия бы встала. "Опель" же, вообще, во время ВМВ выпустил 50% всех двигателей для бомбардировщиков "Юнкерс-88".

"Генри Форд являлся, вне всякого сомнения, экстраординарной личностью, однако была у него и тёмная сторона. Он был известным антисемитом".
Ведущий научный сотрудник Центра исследований проблем безопасности РАН К. В. Блохин.
Компания International Telephone and Telegraph (ITT) производила для нацистов комплектующие к ракетам "Фау" (на фото "Фау"-2).
Компания International Telephone and Telegraph (ITT) производила для нацистов комплектующие к ракетам "Фау" (на фото "Фау"-2).

ITT и "Дженерал электрик" Морганов осуществляли поставки радио и электротехнической аппаратуры, телефонных аппаратов и т.д. Это позволило обеспечить германское воинство высококлассной радио и телефонной связью и дало преимущество перед РККА в 1941 и 1942 году.

В 30-е годы американские компании передали Гитлеру сотни патентов и технологий. Больше всех на этом поприще преуспели ITT и "ДЭ". И примеров таких сотни. Ведь ради огромной прибыли капиталист готов пойти на любое преступление и ему безразличны интересы даже своей собственной страны.

  • Больше информации по теме изложено в труде Чарльза Хайэма "Торговля с врагом".

Послесловие.

В США только делали вид, что преследуют корпорации, которые помогают Гитлеру. Даже приняли законопроект: "Trading with the enemy act", который предусматривал суровую кару за ленд-лиз фашистам. Только в итоге никого не наказали. Бизнес превыше всего! А вот "Форд" и "ДМ" получили компенсации от правительства США за заводы, разбомбленные американской авиацией, хоть она и старалась их не задеть. Например, почти весь Кельн лежал в развалинах, а завод Генри Форда почему-то не пострадал.

На первый реактивный истребитель - Мессершмитт-262 двигатели "Дженерал моторс" садились идеально.
На первый реактивный истребитель - Мессершмитт-262 двигатели "Дженерал моторс" садились идеально.
"В Германии нам мешали не немецкие, а американские бизнесмены. Те, кто нам мешал, действовали из Соединенных Штатов, но действовали не открыто. Нам мешал не какой-нибудь закон, утвержденный конгрессом, не приказ президента США, не решение президента или кого-либо из членов кабинета об изменении политического курса".
"Братство бизнеса", американский юрист Джеймс Мартин.

Антисоветчики любят утверждать, что СССР сам два года был опорой Гитлеру и щедро помогал фашистам. Мол, американцы поступали аналогично. Только вот это не так. Уже днем 22 июня 1941 г. все поставки из Москвы в Берлин были прекращены. А вот наши союзники из США объявили войну Германии в конце 1941 г., но помогали ей до последних дней Второй мировой войны по принципу "СССР мне друг, но доллары дороже!"

Понравилась статья? Не стесняйтесь ставить лайк и делиться своим мнением в комментариях. Не забывайте, что эти простые действия влияют на развитие канала. Спасибо за внимание и всего доброго.