Найти тему
Life

Нижегородский хайтек, или Первый в России алюминиевый мост

В самое ближайшее время на чебоксарском заводе "Сеспель" начнётся изготовление алюминиевых конструкций первого в России и всей Восточной Европе автомобильного моста из "крылатого" металла.

Новый мост через р. Линда. Фото © Алюминиевая Ассоциация
Новый мост через р. Линда. Фото © Алюминиевая Ассоциация

Уже осенью этого года в сотрудничестве с КраМЗом и самарским "Аркоником" начнётся монтаж основного пролётного строения. Об этом сообщил руководитель направления транспортной инфраструктуры Алюминиевой ассоциации Евгений Васильев. Мост длиной около 72 метров через реку Линду в Нижегородской области возле города Бора сейчас находится в активной стадии строительства и будет сдан в эксплуатацию в начале осени 2023 года.

Ренессанс

Проект на реке Линде открывает новую страницу в истории строительства автодорожных мостов из алюминиевых сплавов в России. Сейчас во всём мире наблюдается ренессанс таких мостов. Ещё в 50–60 годы прошлого века интерес к ним возник в Северной Америке, но по разным причинам на некоторое время затем угас. Между тем в СССР ещё в 1958 году была издана книга "Алюминиевые мосты", а в 1969 году построен первый в стране пешеходный мост из алюминиевых сплавов — Коломенский мост через канал Грибоедова в Ленинграде. К слову, мост прекрасно себя чувствует и сегодня, спустя более полувека.

Возобновление алюминиевого мостостроения во всём мире вызвано в первую очередь появлением новых сплавов, обеспечивающих повышенную по сравнению с другими материалами прочность, коррозийную и температурную устойчивость, а также возможность применения новых технологий сварки алюминия. Если эти сплавы используют в авиа- и судостроении с их высочайшими требованиями, то в строительстве мостов уж сам Бог велел.

Фото © Алюминиевая ассоциация
Фото © Алюминиевая ассоциация

По количеству мостов с конструкциями из алюминиевых сплавов чемпионом, как и во многих других областях, является Китай. В Поднебесной ежегодно вводится в эксплуатацию около 150 алюминиевых мостов. Но и другие страны не отстают. Недавно Норвегия анонсировала алюминиевый автодорожный мост через фьорд длиной пролётного строения более 1200 м. В Германии активно устанавливают в основном пешеходные алюминиевые мосты.

Мы в тренде

Хотя в России это направление стали активно развивать всего несколько лет назад, благодаря хорошему советскому заделу, большому научному потенциалу и развитой алюминиевой промышленности мы уверенно движемся вперёд вместе с мировым технологическим прогрессом.

У алюминиевых мостов в нашей стране большое будущее. Ведь импортировать ничего не надо, всё своё. В целом такие мосты обходятся дешевле. Уход за ними минимальный, алюминий сохраняет эстетичный вид десятилетиями при минимуме затрат, ремонт практически не требуется, что снижает эксплуатационные расходы региональных бюджетов. Алюминий незаменим, когда требуется что-то особенное. Примером может стать архитектурное ограждение нового пешеходного моста в Московском зоопарке, созданного по технологии гибкого алюминиевого профиля.

Старый мост, скоро будет заменён. Фото © Алюминиевая ассоциация
Старый мост, скоро будет заменён. Фото © Алюминиевая ассоциация

При этом специалисты считают, что мосты из алюминиевых сплавов не смогут и не должны полностью вытеснить мостовые конструкции из традиционных материалов. Если поблизости от объекта работает завод ЖБК, то мост, скорее всего, будет железобетонным. По-прежнему востребованы в мостостроении и такие традиционные материалы, как сталь и дерево.

Всё зависит от ситуации. Недавно компания РЖД просчитывала варианты моста через Транссиб в Кемеровской области и в итоге выбрала алюминиевый. Преимуществом стала быстрота монтажа и минимальные затраты при эксплуатации. Такой мост устанавливается за считаные часы, что позволит РЖД не прекращать движение и не платить пени за задержку.

Ежегодно в нашей стране строится по 120–150 только пешеходных мостов. Если хотя бы часть из них будет из алюминия, то это здорово поможет в дальнейшем при планировании и экономии затрат бюджетов регионов. А лёгкие, прочные и красивые конструкции послужат нам ещё десятки лет.