Найти тему
Фонотека в кармане

Iron Maiden - A Matter of Life and Death, 2006

Оглавление

Формат альбома отмирает уже пару десятилетий, было много заявлений от разного рода артистов и музыкантов, которые громко "отказывались" от альбомов и переключались на синглы, правда позже вновь возвращались к привычному альбомному формату.

А теперь задайте себе вопрос: какой альбом вы готовы слушать от начала и до конца, не пропуска ни одной песни? Такие точно найдутся в вашей фонотеке, но их будет явно меньше, чем те, которые попадают в разряд любимых записей. В качестве примера приведу альбом Heaven and Hell группы Black Sabbath - великолепная запись, но на нём есть песня Walk Away, которая, лично для меня, портит всё единство пластинки. А есть Wish You Were Here от Pink Floyd, сбалансированный от первой до последней ноты.

Сегодня я хочу рассказать об одном из таких альбомов, выпущенном не в золотые годы рок-музыки, и даже не входящим в разряд классических записей обозначенного в заголовке исполнителя, но, на мой взгляд является одной из лучших работ в металле, в 21 веке точно.

Величественный и бронебойный - A Matter of Life and Death группы Iron Maiden.

В 2005 году Iron Maiden завершили главу связанную с альбомом Dance of Death. Восторги от реюниона с Брюсом Дикинсоном и Эдрианом Смитом поутихли, альбом Brave New World не оказался исключением из правил, поэтому, сбросив груз ожиданий, перед созданием своего четырнадцатого релиза группа находилась в прекрасном эмоциональном состоянии.

Iron Maiden в 2006 году.
Iron Maiden в 2006 году.

Музыканты отмечают удивительную лёгкость при создании и записи альбома, Брюс Дикинсон называл новый альбом Dance of Death, который не стоил им не единого усилия.

1 марта 2006 года шестеро музыкантов - Брюс Дикинсон, Стив Харрис, Дэйв Мюррей, Яник Герс, Нико МакБрейн и Эдриан Смит и продюсер Кевин Ширли вошли в зарезервированную на 3 месяца студию Sarm West Studios в Лондоне.

Казалось бы на тридцатом году существования коллектива музыкантам мало свойственны изменения в подходе к записи, но Iron Maiden не из тех, кто пасует перед новшествами.

Привычный порядок записи строится из следующих этапов: 1.музыканты записывают партии инструментов (обычно в такой последовательности: ударные - бас - ритм-гитары - соло) 2. вокалист записывает партии вокала 3. добавляются бэк-вокалы, если есть такая необходимость 4.микширование и сведение записанных партий 5.мастеринг.

В этот раз группа решила записывать альбом в режиме генеральной репетиции, "прогоняя" несколько раз запланированную для записи в конкретный день песню (песни записывались в том же порядке, в котором расположены на альбоме). После Ширли "собирал" лучшие фрагменты из записанных дублей в итоговую версию.

Кевин Ширли
Кевин Ширли

Стив Харрис (бас-гитарист, идейный вдохновитель и отец-основатель коллектива) слушая варианты песен от Кевина волевым решением поручает отказаться от мастеринга.

Кевин Ширли:

Пусть мы лишились некоторых hi-fi нюансов, которые добавляет мастеринг, но зато нам удалось сохранить первобытную мощь, которая сохраняется в исходных миксах. То что вы слышите, это в точности то, что слышали парни в студии после того, как я свёл альбом. Никакого эквалайзера, сжатия, аналогового расширения и хоть это было и непривычно, но я очень доволен конечным результатом.

Первым синглом в поддержку альбома стала написанная тандемом Мюррей/Харрис композиция - The Reincarnation of Benjamin Breeg. Мюррей, второй ветеран группы после Харриса не так часто радует слушателей хитами, но они редко разочаровывают.

Стив Харрис:

Вступление этой песни должно насторожить вас, и это замечательно. Прекрасно когда при прослушивании музыки вас захлестывают какие-то эмоции. Это очень необычная по звучанию песня Maiden. Кто такой Бенжамин Бриг? (смеется) Не скажу!

На самом деле Бенжамин Бриг это одна из самых классных мистификаций в рок-музыке.

Конечно на ум сразу приходит, что Бриг это Эдди или его alter ego. Намёков на подобный вывод множество, на обложке сингла изображён Эдди в истлевшей военной форме с двумя жетонами на шее, разрывающий киркой могилу, на надгробном камне которой написано: Benjamin Breeg. ? - 1978. Aici zace un om despre care nu se stie prea mult.

Обложка сингла
Обложка сингла

Последняя фраза написана на румынском и означает: Здесь лежит человек, о котором мало что известно (прямо Человек из Сомертона от мира Iron Maiden).

Когда было объявлено о выходе сингла, в интернете появился посвящённый Бригу сайт, созданный якобы его кузеном, разыскивающим пропавшего родственника. Если верить размещённой на нём биографии, Бенжамин родился 03.09.1939 года. В детстве его мучили кошмары, после служил в бюро ритуальных услуг, увлёкся историей оккультизма, а после служил в НИИ паранормальных явлений пока 18.06.1978г. не исчез.

14.08.2006г., в день выхода сингла, исчез и посвящённый Бенжамину сайт.

Занимательная история, но способна ли песня существовать без этого мистического бэк-граунда? Ещё как.

The Reincarnation of Benjamin Breeg похожа на бронепоезд (таких громоподобных риффов я у Maiden не припомню), который в среднем темпе движется вперёд, подминая под себя любые препятствия.

Нетипичный выбор для сингла, учитывая, что последние 15 лет предвестниками новых альбомов были быстрые композиции, но, на мой взгляд очень правильный, потому что на A Matter of Life and Death, группа начала новый этап своей музыкальной эволюции.

Стив Харрис:

Не думаю, что мы когда-либо были откровенно прямолинейной хэви-метал группой. В Maiden всегда было что-то, что не замечаешь с первого взгляда.

25 августа 2006 года 10 композиций и почти 72 минуты новой музыки были представлены на суд слушателей.

Обложка альбома
Обложка альбома

Обложку альбома создал Тим Брэдстрит, американский художник, наиболее известный своими работами над комиксами Hellblazer и Punisher. Брэдстрит, давний поклонник Iron Maiden, на которого большое влияние оказали работы Дерека Риггса (основной иллюстратор Maiden до 1992 года), назвал эту возможность «одной из моих самых смелых мечтаний». У него был плотный график, для работы он получал песни для прослушивания и основные иллюстрации, сделанные Peacock Designs UK, которые руководили оформлением буклета. Наряду с перерисовкой некоторых оригинальных элементов, в которых был показан танк, описанный Брэдстритом как «эпоха Корейской войны, но с изюминкой», поскольку ствол орудия взят от другой модели, Брэдстрит добавил Эдди в качестве генерала, возглавляющего армию скелетов.

Есть версия, что генерал Эдди это Стив Харрис, а пятеро скелетов - остальные участник группы. Обложка пусть и не в привычной стилистике Риггса, но, на мой взгляд, одна из лучших в истории группы.

Теперь давайте перейдём к музыке.

Когда мельком смотришь на продолжительность композиций, то волей-неволей задаёшься вопросом: а не подались ли Maiden окончательно в прогрессив? У них и раньше было полно песен претендующих на этот статус (уже на дебютном альбоме была The Phantom of the Opera), поэтому для поклонников подобные девтиминутные полотна не откровение.

Скажу сразу, это не прогрессивный-метал, поэтому вариаций на тему Dream Theater здесь вы не услышите, Maiden создали удивительную картину из традиционных риффов, акцентированных бас-партий, сложных композиционных структур, оркестровых аранжировок и неувядающего вокала Брюса Дикинсона.

В интервью после выхода альбома музыканты регулярно признавались, что черпали вдохновение в музыке 70-х. Genesis, Wishbona Ash, Thin Lizzy и в особенности Jethro Tull, те гиганты, на плечах, которых стояли Maiden создавая свой альбом.

Нико МакБрейн:

Есть на нашем новом альбоме отголоски музыки 70-х. Этот диск явно несет в себе что-то из царства прогрессива и эти песни прямо таки требуют, чтобы их слушали в наушниках.

Брюс Дикинсон:

Пластинка получилась хоть куда. Мы очень горды этой работой. И во многом это экспериментальный альбом. Такая демонстрация того, что мы не являемся заложниками моды. И я бы не сказал, что мы вдруг решили показать свою эмоциональную сторону, ничего подобного. Боже упаси! Наша новая работа – это типичнейший Maiden, но такого Maiden вы еще никогда не слышали. Очень ударный альбом. Я считаю, что Нико превзошел самого себя. Он стучит просто невероятно.

Полностью согласен с Брюсом относительно барабанов Нико, так громоподобно он ещё не звучал, особенно прекрасно звук барабанов раскрывается на треке The Pilgrim (второй и последней относительно быстрой композиции на альбоме). Это тот случай, когда я хотел бы послушать партии барабанщика отдельно от всех инструментов.

Вторым быстрым треком на альбоме является Different Worlds, которая напомнила Стиву Харрису Thin Lizzy, а вокальная партия манеру Фила Лайннота. Хорошая открывающая композиция, но в концепции альбома она представляется скорее отголоском прошлого, закрывающим эпоху "боевиков" от Iron Maiden.

Кстати о концепции. Нередко A Matter of Life and Death называют концептуальным альбомом. Под концепций в подобных случаях понимают некую единую сквозную историю, проходящую сюжетной линией через текстовую составляющую пластинки, а в музыкальном плане держащейся на повторяющихся мелодических фрагментах. Четырнадцатый альбом Iron Maiden нет такой.

Нико МакБрейн:

Это не концептуальный альбом в привычном смысле. Его фабула - это сама музыкальная структура. Для меня это симфоническое по своей сути музыкальное произведение.

И фабула этой симфонии выстроена вокруг одной темы - войны. Войны реальной, войны внутренней, войны, которую носит в себе каждый человек, войны, червь которой живёт в душах людей и периодически вырывается на свободу.

Из этой сквозной темы и родилось название альбома. Барабанщик Нико Макбрейн и гитарист Яник Герс утверждают, что группа изначально намеревалась назвать альбом в честь одного из своих треков, причем рассматривались как The Pilgrim, так и The Legacy. По словам Герса, иногда название просто бросается в глаза как очевидный выбор, но в этот раз по какой-то причине этого не произошло, поэтому группа выбрала вариант: «Вопрос жизни и смерти». Ни Герс, ни МакБрейн не могут вспомнить, кто придумал название, которое, по их утверждению, было придумано Харрисом, Родом Смоллвудом (менеджером группы) или «Дрю» (инженером Sarm West Studios).

Я полностью разделяю мнение Нико, что A Matter of Life and Death это симфония, а симфонию нужно слушать от начала и до конца. Поэтому мне очень сложно выделить из альбома конкретные композиции, один из рецензентов очень точно сравнил этот альбом со строением скрытым в тумане, при рассеивании которого, постепенно начинают появляться детали, нюансы, которые просто невозможно рассмотреть (в нашем случае расслышать) с первого раза. Только с третьего, четвёртого, пятого прослушивания начинаешь понимать всю красоту, великолепие и глубину этой работы.

И даже спустя 16 лет после первого знакомства с этой пластинкой я продолжаю находить в ней что-то новое.

Не зря музыканты пошли на беспрецедентный шаг и в турне в поддержку релиза исполняли альбом целиком, от первой до последней песни, именно как симфонию.

Брюс Дикинсон:

На этом альбоме очень много потрясающего материала. Много странных ритмических размеров. Это был очень смелый ход для нас на тех гастролях – сыграть альбом от начала до конца: Мы собираемся сыграть весь этот чёртов альбом для людей, которые живут здесь и сейчас, для людей, которые заинтересованы в том, чтобы группа двигалась вперёд. Нужно делать новую музыку – и делать классную новую музыку, потому что без этого вы просто самая большая в мире караоке группа.

К сожалению A Matter of Life and Death стал исключением в сложившейся с Brave New World традиции выпускать концертный альбом после каждого студийника, и мне очень-очень обидно, что альбом не получил достойную концертную запись, поэтому довольствуемся любительскими записями.

Что же до личных фаворитов, то пусть я пойду против обозначенного мною выше принципа целостного прослушивания, но всю же позволю себе вместе с музыкантами группы сказать пару слов о ещё не упомянутых ранее композиция.

These Colors Don’t Run

Брюс – Это позитивная песня, но в печальном настрое. Мы показываем человеческие черты тех, кто сражается в войнах для того, чтобы заработать себе на кусок хлеба. Это песня о преданности, честности, несгибаемости и готовности пожертвовать собой ради человеческого блага.

Эдриан - Я воспринимал это как большую балладу, которая постепенно развивается и переходит в гимноподобный припев.

Brighter Than Thousand Suns

Тревожное настроение вкупе с давящей гитарой воссоздают те ощущения, которое испытали люди увидев сияние ярче тысячи солнц, после которого мир уже не мог быть прежним. Хотя в припевах проскальзывает бравада, но в целом это очень мрачная песня, напоминающая в тихих моментах лучшие эпизоды с The X-factor.

The Pilgrim

Дэйв – Странная получилась песня, с арабскими и средневековыми напевами. В какой-то мере эта вещь напоминает мне времена Powerslave. С середины и до конца песни Яник играет просто потрясающее соло. Получилось очень непосредственно.

The Longest Day

Брюс – Эта песня насыщенная множеством разных образов. Мы выросли во времена Холодной Войны, в тени бомбы, потом в 80-х у нас у всех были свои безумные увлечения и мы радовались и отрывались, но теперь мир снова показал свою тёмную сторону.

Out Of Shadows

Эдриан – Это моя любимая песня на альбоме. Такая спокойная, атмосферная, прогрессивная с грандиозными припевами. Иногда, при работе в студии нам не просто воссоздать наше живое звучание, но я считаю, что в этой теме нам это прекрасно удалось.

Песня уникальна ещё тем, что это первый с 1990г. и последний по состоянию на 2022г. творческий тандем Брюса Дикинсона и Стива Харриса и редкий претендент на попадание в статус баллады от Iron Maiden.

For The Greater Good Of God

Сердце альбома, почерк Харриса, являющегося единоличным автором композиции, узнаётся сразу. Мне постоянно хочется использовать эпитеты тревожный, мрачный, пусть и в каждой из песен есть просветы, но общая атмосфера остаётся скорее тёмной.

Стив – Я не поддерживаю и вместе с тем никак не выступаю против религии, но я считаю, что суть религии это наша с вами повседневная жизнь, нравится вам это или нет. И люди совершили массу ужасных поступков из-за своего личного преставления, каким должна быть жизнь. Эта песня лишь вопрос – А ради чего все эти беды?

Lord Of Light

Наверное Lord of Light могла бы стать неплохим боевиком, в ней так и чувствуется рвущаяся наружу мощь, которую сдерживают лишь темповые рамки, заданые музыкантами

Стив – Это очень агрессивная и вместе с тем мелодичная песня. Быстрый фрагмент напоминает мне старую песню Maiden – Only The Good Die Young. И в этой теме также имеется классическая мейденовская концовка.

The Legacy

Невероятная песня, с рваной ритмикой, завораживающей атмосферой и невероятной энергетикой. Акустические вступление и кода великолепны.

Брюс – На нашем новом альбоме есть множество великолепных атмосферных фрагментов и спокойных вступлений. У этой песни ну прямо таки жуткое начало.

Турне в поддержку альбома
Турне в поддержку альбома

Профильная пресса хвалила альбом по всем статьям, но суть группы образца 2006 года лучше всего уловил журнал Rolling Stone, отметив что песни теперь маршируют туда, где они когда-то скакали, отмечая грациозное старение коллектива.

Другие публикации об Iron Maiden на канале:

Iron Maiden. Концерт, который не состоится.
Фонотека в кармане22 июля 2021

Подписывайтесь на канал, будет интересно.