Здравствуйте, друзья!
На сегодняшний день многие ученики начальной школы и даже 5-7 классов неуверенно читают и пишут. С таким ребёнком, будущим 5-классником, я занимаюсь сейчас. К сожалению, это не единичный случай. Таких детей год от года становится всё больше и больше. И дело не в интеллектуальных способностях этих детей. С IQ у них всё в порядке. Мало того, в знаниях некоторых узких областей они могут дать фору многим школьным заучкам.
Основных причин трудностей в обучении чтению и письму таких детей две.
Первая – недостаточная развитость моторных навыков.
Сегодня малоподвижный образ жизни помолодел в разы. Раньше от 5-классников на переменах старшие еле успевали увернуться. Сейчас со звонком с трудом удаётся поднять детей с места и заставить пройтись по коридору. Звонок для современного ученика – это сигнал, по которому можно взять в руки телефон и залипнуть на все 15-20 минут свободного времени.
Свою лепту вносят и родители. Желая «уберечь» любимое чадо, они всеми правдами и неправдами пытаются оградить ребёнка от любой физической нагрузки. Некоторые в своём рвении доходят до абсурда – не разрешают детям мыть доску. А как же! Это же эксплуатация детского труда! Есть и те, кто старается минимизировать занятия физкультурой. Причём наделяют такой «привилегией» своих детей, прежде всего, мамы мальчиков. И именно мальчики чаще сталкиваются с проблемами в обучении письму и чтению.
На занятиях с моим учеником выяснилось, что 11-летнему ребёнку непросто поймать мяч (играли с мячом в антонимы). Задание, связанное со штриховкой цветным карандашом изгибающейся дорожки, тоже вызвало затруднение. Рука непослушная, слабая, штриховка неравномерная, выходящая за линии – границы.
Второй причиной, по которой не все 5-7-классники умеют читать и писать, является программа начальной школы, в которую впихнули невпихуемое, а на формирование базовых навыков время практически обнулили.
Мой ребёнок в 1-ом классе на второй неделе сентября заболел. Проболел 3 недели. Когда через 3 недели он вернулся к обучению, оказалось, что работа в прописях уже завершена. Вот так! Навык письма за месяц сформирован!
Такая программа – беда и для учителя, и для детей. В программу включено неоправданно большое количество тем по всем предметам. При этом учителю некогда научить главному – писать и читать. Ребёнок, пришедший в школу неподготовленным, практически не имеет шансов на успех. Но ведь в школу и приходят учиться, а не догонять тех, кто уже обучался до школы! И при таких противоречиях мы переходим на обновлённые ФГОС. Аттракцион бюрократической изобретательности!
Что делать, если ваш ребёнок–школьник испытывает трудности в чтении и письме?
1. Вместе с ребёнком систематически выполняйте утреннюю зарядку, уделяя внимание разминке пальцев и кистей рук: сжимайте и разжимайте кулаки, поочерёдно соединяйте каждый из пальцев с большим, выполняйте круговые движения кулаками.
2. Вернитесь к старым, добрым раскраскам. Их необязательно покупать. Ребёнку с неустойчивым письмом очень полезно выполнять цветную штриховку внутри графического рисунка, который вы можете сделать вместе. Мы делаем вот такие заготовки (здесь они в усечённом виде, круглую и квадратную "улитку" можно продолжать, пока не закончится лист, волнистых линий можно сделать больше), а затем заполняем детали рисунка разными цветами. Цвета выбираем по настроению. Проявите фантазию в изготовлении графических заготовок.
3. Выполняйте комплекс упражнений с мячом и самым простым резиновым кистевым эспандером. Мяч можно перекидывать друг другу (мы в это время подбираем антонимы), бить о стену, о пол или асфальт (правая рука – пол – левая рука, многократные повторы), подбрасывать его с хлопками рук во время полёта мяча и т.п. Хорошо развивает руку игра в теннис и бадминтон.
4. Для повышения качества чтения выполняйте упражнения со слоговыми таблицами. Вот пример такой таблицы.
Начинайте с таблиц 3 на 3, затем увеличивайте количество клеточек в таблице, добавляйте следующие согласные (всё зависит от запущенности проблемы). Как работать со слоговыми таблицами? Нарисуйте или распечатайте таблицы. Дайте таблицу ребёнку. Называйте слоги в таблице вразброс, ребёнок должен найти нужный слог, показать и повторить. Лучше составлять таблицы так, чтобы из слогов можно было составить слова. Я разработаю и выложу такие таблицы в ближайших статьях.
5. Выберите книгу для чтения и читайте ежедневно хотя бы по 5-10 предложений.
6. Занимайтесь комплексным повторением 1-2 раза в неделю в каникулярный период (практикумы для комплексного повторения размещены на моём канале в подборке «Помогатор», которую я буду пополнять).
7. Все рекомендации выстройте в график, чтобы не перегружать ребёнка.
Друзья, главное - не отчаивайтесь. Верьте в своего ребёнка, в его успешность, не позволяйте никому (и себе в том числе) навешивать на него ярлыки. Тогда успех обязательно придёт.