Кэтрин Хогарт встретила Чарльза Диккенса в 1835 году, когда ей было всего 20 лет, а он был никому не известный журналист. Девушка воспитывалась в благополучной семье редактора, музыковеда и музыкального критика и дочери музыкального издателя. Чарльз мечтал, что у него будет крепкая семья, домовитая жена и заботливая мать его детей.
Через год они поженились и были счастливы, как счастливы все молодожёны. Они были свободны, молоды, веселы, не обременены финансовыми заботами, ходили по театрам и приёмам.
«Моя лучшая половина», «жёнушка», «Миссис Д.» - так называл Чарльз свою ненаглядную Кэтрин. «Никогда я не буду так счастлив снова, как в этой квартирке на третьем этаже, даже если буду купаться в славе и богатстве» - говорил Диккенс.
Испытание детьми.
Через 9 месяцев после свадьбы, в 1837 году, у Диккенсов родился первенец - Чарльз-младший. Кэтрин болела и с трудом кормила ребёнка, из-за чего впала в послеродовую депрессию.
Чарльз-старший старался поддержать супругу и радовался появлению наследника. Писатель был счастлив после рождения детей ещё 4 раза. В 5-й раз он был в унынии и впервые посетовал на то, что боги слишком щедры к нему.
«Похоже, мы отметим Новый год появлением ещё одного ребёнка. В отличии от короля из сказки, я неотступно молю волхвов не тревожить себя более, поскольку мне вполне хватает того, что есть. Но они бывают непомерно щедры к тем, кто заслужил их благосклонность!»
Кэтрин могла бы стать актрисой или писать Книги. Правда, в перерывах между беременностями и родами Кэтрин всё же успела показать, что она способна быть не только матерью и супругой. Миссис Диккенс играла в любительских спектаклях мужа и написала книгу «Что у нас на обед?», которая вышла в свет в 1851 году. В ней были собраны рецепты любимых блюд Чарльза и советы по ведению хозяйства для молодых жён. К тому же она оказалась хорошим попутчиком в путешествии. Чета Диккенсов перед появлением 5-го ребёнка съездила в Америку. Путешествие было трудным и опасным, но Кэтрин показала себя стойкой и не унывающей женщиной.
История с браслетом.
Пятый сын, Френсис Джеффри, родился в начале 1844 года. В общей сложности на протяжении 15 лет Кэтрин беременела, рожала и кормила. Было ещё 2 выкидыша и смерть одной из дочерей, Доры, которая прожила всего 8 месяцев. Всего миссис Диккенс родила 10 детей. В чрезмерной плодовитости и постоянной беременности английский писатель винил свою супругу.
Кэтрин всё больше и больше раздражала его. В конце концов Чарльз пришёл к выводу, что они никогда не подходили друг другу. Он рассказал всем друзьям, что Кэтрин не создана для него, а он не создан для неё. Она слишком холодна и апатична. Слишком ограничена, слишком полна и некрасива, плохая мать. К тому же слишком нервная, всё время плачет и патологически, чрезмерно ревнива.
После рождения последнего ребёнка (видимо, чтобы окончательно положить конец появлению потомков) писатель приказал разделить их спальню и заставить проход полками с книгами.
Вскоре после этого, весной 1858 года, произошла нелепая и роковая ошибка: в дом Диккенсов доставили браслет от Чарльза, но предназначавшийся молоденькой 18-летней актрисе Эллен Тернан. Посыльный перепутал адрес. Кэтрин взорвалась и устроила скандал. На что получила простое объяснение: «Дарить подарки актрисами, которые играют в его спектаклях - это обычная практика. А вы, дорогая жёнушка, слишком ревнивы и изводите меня этими некрасивыми сценами.»
Чарльз настоял, чтобы Кэтрин поехала к мисс Тернан, вручила ей браслет и извинилась за оскорбительное поведение. Кэтрин не выдержала, закрыла за собой дверь и ушла от неподражаемого гения навсегда.
Позже выяснилось, что мистер Диккенс познакомился с Эллен за год до этого случая, снял ей и её матери с сёстрами квартирку. Актриса везде сопровождала писателя. Правда, любовниками они стали лишь через 5 лет после развода Чарльза.
Развод.
Диккенс публично сообщил о своём разводе с женой. В 1858 году в журнале «Домашнее чтение» появилось обращение:
«Вот уже некоторое время моя семейная жизнь усложнилась рядом тягостных обстоятельств, которые носят сугубо личный характер. Недавно они завершились соглашением, отнюдь продиктованным не гневом, не доброжелательством, а заключённым в дружеском духе. Я развожусь.»
С Кэтрин ушёл только старший сын Чарльз. Остальные дети по законам викторианской эпохи должны были остаться с отцом.
Чарльз Диккенс не приветствовал общение своих детей с матерью, хоть напрямую и не запрещал. Обе дочери не позвали мать на свадьбу. Не сообщили ей и о смерти её четвёртого сына Уолтера. Правда, позже дочь Кейт писала о своей маме:
«Ничего ужасного в моей маме не было. У неё, как и у всех у нас, были свои недостатки, но она была кротким, милым, добрым человеком и настоящей леди. Бедная мама боялась отца, она не имела права высказать своё мнение. Ей никогда не разрешалось говорить, что она чувствует.»
До конца жизни Кэтрин жила одна и скучала по своему мужу. Она пережила Чарльза на 9 лет и в 1879 году умерла от рака. Перед смертью Кэтрин отдала свою переписку с мужем своей дочери Кейт:
«Отдай это Британскому музею, чтобы мир мог знать, что он любил меня однажды»
Миссис Диккенс была похоронена на Хайгейтском кладбище в Лондоне, рядом со своей дочерью Дорой, которая умерла в возрасте 8 месяцев.
Во время скандального развода миссис и мистера Диккенса многие принимали сторону писателя: разве можно жить с женой, которая не следит за собой, вечно в плохом настроении и не желает развиваться, тем более такому гению, как Чарльз Диккенс?
Но всё же были и те, кто сочувствовал ей. Ведь многие женщины могут понять, что не просто оставаться в хорошем настроении, когда ты всё время ходишь беременная, рожаешь или кормишь детей. Не просто быть счастливой, когда тебя не любят, не поддерживают, а только лишь критикуют.