Как я ранее писала, дружу с медициной. Нахожу отдохновение в контактах с высокими профессионалами, способными разъяснить вопросы здоровья и активно посодействовать в разрешении проблем.
Среди учебного года, в поликлиниках мы с детьми - редкие гости. Я не резервирую в своём рабочем графике свободные дни и даже часы под такие надобности. Как система это не нужно - да и невозможно, если оценить логически. В экстренных случаях (кои исчезающе редки) могут обсуждаться отмены отдельных моих занятий, с обязательной отдачей постфактум. Как именно организовать последнее при жёстко "упакованной" неделе - особый квест.
Для манёвров остаётся лето. Отпуск всегда ассоциируется у меня с диагностикой и "починкой". "Чиниться" нелегко, и давно уже не всё "починибельно". Но я же не из тех, кого устроит "просто принять неизбежное"!
Стрессы и перегрузки на работе - основная причина физических сбоев. Это говорит вам... от природы - богатырски сильный человек, проживший немалую трудовую жизнь без больничных, кроме декретов. Человек, привыкший являться перед студентами и идти вперёд в любом состоянии - по той самой причине, что вариантов здесь никаких. Действительно, что есть недомогание взрослого человека? Включаем волю, пашем дальше. Совсем иная статья - дети, но не о них же в данном случае речь.
Проработав с юности, с минимальными перерывами, на зубодробительной педнагрузке - нынче прихожу к совершенно неожиданным для себя выводам.
Мама многих несовершеннолетних людей, уделяющая значительное внимание их росту и образованию, - может, безусловно, ещё и внешнюю занятость определить себе нешуточную. Может работать вдохновенно, успешно, значимо, приобретая немалый социальный вес, обеспечивая семью и задавая в ней позитивный тон, поднимая до небес свою самооценку. Но только - ценой дичайших потерь по здоровью, которые порой выясняются и осознаются сугубо постфактум.
Педагогика в этом отношении невероятно токсична, несмотря на внешнюю благостность предприятия - его целей, задач и производственных условий.
Расхожее "снизить нагрузку" - для кого-то, возможно, выход. В моём понимании, выход малопродуктивный, весьма недальновидный, чреватый нестабильностью рабочей, финансовой, душевной. "Снизить нагрузку" нередко равно, в перспективе, потере должности вообще. Потере репутации - в учительстве уж точно, если возраст не глубоко пенсионный.
Уйти в репетиторы = сменить сферу деятельности. Другие законы. Как по мне, невосполнимые потери - если сравнивать "свободный полёт" с принадлежностью к мощной образовательной организации.
Боюсь даже предполагать, что чувствует внутри себя педагог, ограниченный жизненными обстоятельствами в рабочих часах. И думается мне, моральная неудовлетворённость в подобных ситуациях зашкаливает, заведомо перетягивая чью-либо физическую усталость от выработки тех же пресловутых двух ставок. Вариант "Пусть кто-то другой в семье побудет добытчиком" - да, он есть. И я знаю, с какой болью, с каким надломом на него идут профессионально состоятельные матери семейств, резко "прижатые" показателями здоровья.
Короче, классные, нагруженные, востребованные учителя встречаются среди многодетных мам до 50. Но, с хорошей вероятностью, организм этих людей давно кричит SOS.
Я в тупике. Я не планировала стареть на работе, из-за работы, под гнётом работы. Страстно хочется по максимуму "починиться" - и продолжать активную линию материнства по отношению к поздним четверым детям. Есть потребность обеспечивать их достойно - разумеется, встающая в противоречие с количеством нашего совместного времени. Но это уже другая история.
Бывают ли здоровые педагоги? Или профессия по определению жертвенна?
Если верно второе, я бы рискнула сломать шаблоны.
Пытаюсь действовать. Пока не очень получается.
Но врачи всё-таки боги. Некоторые.
Низкий им поклон. Я - верю.