После продолжительного перерыва мы продолжаем печатать серию статей о гибели тургруппы под руководством Игоря Дятлова в горах Урала в 1959 году. Эта статья является продолжением предыдущей статьи с точно таким же названием. С ней можно ознакомиться на нашем канале.
В этой работе мы привели два письма Кирилла Бардина Евгению Масленникову, в которых он утверждает, что эрудит Колеватов (каким он являлся по мнению Юдина) с какого-то момента аварии должен был повести группу резко вверх. Там делался вывод, что речь могла идти о химическом отравлении, так как химические вещества тяжелее воздуха и поэтому опускаются вниз, в долины. Например, Бардин пишет:
Если поиски продолжаются, а ты там нечто вроде главного консультанта, то дай указание искать не в лощине, а по верхам. Если Колеватов был такой эрудит, как об этом говорил Юра Юдин, то с какого-то момента отступления он должен был пойти резко вверх, набирая высоту.
Есть ли доказательства того, что группа повернула в гору? Было установлено, что она наоборот опустилась вниз, к лесу (хотя трое с какого-то момента попытались пойти вверх). Но это может означать, что или Колеватов по какой-то причине не догадался, что туристам грозит химическое отравление, или облако с меланжем или каким-то другим отравляющим веществом от разорвавшейся ракеты накрыло их в районе кедра или недалеко от него. Как мы и обещали в предыдущей статье, проведем следственный эксперимент.
Давайте сравним действия Колеватова, описанные Бардиным, с Правилами поведения при химической аварии, взятыми из Памятки по вопросам гражданской обороны (Главное управление МЧС России по Брянской области):
Правила поведения при химической аварии
ХИМИЧЕСКАЯ АВАРИЯ – это нарушение технологических процессов на производстве, повреждение трубопроводов, емкостей, хранилищ, транспортных средств, приводящее к выбросу аварийных химически опасных веществ (АХОВ) в атмосферу в количествах, представляющих опасность для жизни и здоровья людей, функционирования биосферы.
Крупными запасами АХОВ, главным образом хлора, аммиака, фосгена, синильной кислоты, сернистого ангидрида и других веществ, располагают химические, целлюлозно-бумажные и перерабатывающие комбинаты, заводы минеральных удобрений, черной и цветной металлургии, а также хладокомбинаты, пивзаводы, кондитерские фабрики, овощебазы и водопроводные станции.
Опасность химической аварии для людей и животных заключается в нарушении нормальной жизнедеятельности организма и возможности отдаленных генетических последствий, а при определенных обстоятельствах – в летальном исходе при попадании АХОВ в организм через органы дыхания, кожу, слизистые оболочки, раны и вместе с пищей.
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Уточните, находится ли вблизи места Вашего проживания или работы химически опасный объект. Если да, то ознакомьтесь со свойствами, отличительными признаками и потенциальной опасностью АХОВ, имеющихся на данном объекте. Запомните характерные особенности сигнала оповещения населения об аварии «Внимание всем!» (вой сирен и прерывистые гудки предприятий), порядок действий при его получении, правила герметизации помещения, защиты продовольствия и воды. Изготовьте и храните в доступном месте ватно-марлевые повязки для себя и членов семьи, а также памятку по действиям населения при аварии на химически опасном объекте. При возможности приобретите противогазы с коробками, защищающими от соответствующих видов АХОВ.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ХИМИЧЕСКОЙ АВАРИИ
При сигнале «Внимание всем!» включите радиоприемник и телевизор для получения достоверной информации об аварии и рекомендуемых действиях.
Закройте окна, отключите электробытовые приборы и газ. Наденьте резиновые сапоги, плащ, возьмите документы, необходимые теплые вещи, 3-х суточный запас непортящихся продуктов, оповестите соседей и быстро, но без паники выходите из зоны возможного заражения перпендикулярно направлению ветра, на расстояние не менее 1,5 км от предыдущего места пребывания (выделено жирным редакцией).
Для защиты органов дыхания используйте противогаз, а при его отсутствии – ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные в воде, 2-5%-ном растворе пищевой соды (для защиты от хлора), 2%-ном растворе лимонной или уксусной кислоты (для защиты от аммиака).
При невозможности покинуть зону заражения плотно закройте двери, окна, вентиляционные отверстия и дымоходы. Имеющиеся в них щели заклейте бумагой или скотчем. Не укрывайтесь на первых этажах зданий, в подвалах и полуподвалах (жирным выделено ред.).
При авариях на железнодорожных и автомобильных магистралях, связанных с транспортировкой АХОВ, опасная зона устанавливается в радиусе 200 м от места аварии. Приближаться к этой зоне и входить в нее категорически запрещено.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ХИМИЧЕСКОЙ АВАРИИ
При подозрении на поражение АХОВ исключите любые физические нагрузки, примите обильное питье (жирным выделено редакцией), и немедленно обратитесь к врачу. Вход в здания разрешается только после контрольной проверки содержания в них АХОВ. Если Вы попали под непосредственное воздействие АХОВ, то при первой возможности примите душ. Зараженную одежду постирайте, а при невозможности стирки – выбросить. (жирным выделено ред.) Проведите тщательную влажную уборку помещения. Воздержитесь от употребления водопроводной (колодезной) воды, фруктов и овощей из огорода, мяса скота и птицы, забитых после аварии, до официального заключения об их безопасности.
Выделим в правилах четыре момента:
1. ... быстро, но без паники выходите из зоны возможного заражения перпендикулярно направлению ветра, на расстояние не менее 1,5 км от предыдущего места пребывания.
2. Не укрывайтесь на первых этажах зданий, в подвалах и полуподвалах.
3. ... примите обильное питье.
4. Если Вы попали под непосредственное воздействие АХОВ, то при первой возможности примите душ. Зараженную одежду постирайте, а при невозможности стирки – выбросить.
Момент 1-й. Сходится: Группа отошла от палатки к кедру, преодолев именно 1,5 км, если предположить, что взрыв был именно в районе палатки.
Момент 2-й. Не сходится: тургруппа спустилась наоборот вниз, к кедру. Хотя при химической аварии нужно идти вверх.
Момент 3-й. Сходится: четверо погибших были обнаружены именно в ручье.
Момент 4-й Сходится: возле палатки и кедра были обнаружены брошенные разорванные вещи лыжников.
Выводы
Как видим, все сходится, кроме одного: туристы пошли вниз, а не вверх. Почему? Есть три варианта:
- взрыв произошел выше палатки, поэтому идти в его сторону означало идти к источнику химической аварии. А значит оставалось два варианта: бежать вниз или в сторону.
- очаг химического заражения возник где-то возле леса (о чем свидетельствуют обожженные верхушки елей) в момент, когда студенты были в районе кедра.
- лыжники не догадались вовремя, что оказались в зоне химической аварии.
Итак, если тщательно все проанализировать, то остается только один вариант:
взрыв произошел в небе, ступень ракеты упала возле леса, и поэтому туристы получили химическое отравление на полпути к кедру.
Почему так можно утверждать? Последуем возможной логике событий.
1) Колеватов по мнению Бардина не мог не догадаться, что они рискуют получить химическое отравление (плюс был риск поражения взрывной волной и обломками), и если он решил, что ступень ракеты упадет в районе палатки, то понял, что туристам нужно срочно от нее отбежать, а затем действовать в зависимости от места падения ступени.
2) Исходя из того, что были обнаружены ожоги верхушек елей, обломки ракеты упали где-то возле леса или в разных местах горы Холатчахль.
3) Судмедэксперт Возрожденный констатировал, что множественные переломы ребер у четверки, найденной в ручье, могли быть или от удара автомобиля (понятное дело в горах он никак не мог оказаться), или от взрывной волны. В таком случае взрывная волна настигла лыжников где-то на полпути к кедру, но не возле него, иначе были бы четко видны следы ударной волны в лесу. Так как следы туристов теряются примерно через 500 метров от палатки (в районе каменной гряды), то взрывная волна могла настигнуть их на оставшемся отрезке длиной в 1 км. Возможно, взрыв возник ближе к кедру, поскольку после таких травм, как минимум Дубинина (двусторонний перелом нескольких ребер) передвигаться самостоятельно уже не могла (на участке 500 м она еще шла, поскольку было 8-9 следов - один из них набегал на другой), а снег ближе к лесу был глубже и нести ее было сложно, что требовало больше времени для отступления, а жить она могла еще около получаса. К тому же дыхание в таком случае очень затруднено, что требует занять вертикальное положение (в каком она и была обнаружена в ручье поисковиками). Ведь ее вряд ли бы понесли к ручью мертвой, скорее ее бы оставили рядом с костром как Кривонищенко и Дорошенко.
4) Судя по всему взрыв произошел сзади бегущих туристов, иначе если впереди них, то они побежали бы в противоположную сторону в зависимости от направления ветра, чтобы избежать химического отравления.
5) Так как у четверки из ручья были травмы не совместимые с жизнью (кроме Колеватова), то, как минимум, некоторые студенты могли оставить их только после того, как они умерли. Получается, что они не бросили их несмотря на риск химического отравления. Не исключен вариант, что Колеватов либо остается с четверкой, а трое идут к палатке, либо (и) тоже погибает, но уже от отравления (или замерзания).
6) Исходя из того, что срезанная одежда с уже мертвых Дорошенко и Кривонищенко была обнаружена на четверке, то эти двое студентов умирают раньше четверки из-за химического отравления. Возможно по какой-то причине они получили большую дозу отравляющих химических веществ, и это было причиной их скорой смерти. Вариант замерзания у костра этой двойки маловероятен, ведь с них срезали одежду, а значит до этого с ними были рядом остальные туристы, которые могли им помочь.
7) Найденный настил в снегу на четыре посадочных места свидетельствует о том, что он либо был сделан для четверки, либо для тройки (Колмогорова, Дятлов, Слободин) и Колеватова в случае смерти троих из четверки. Если верно последнее, то это означает, что они хотели переждать, пока химический выброс не рассеется, чтобы вернуться к палатке. Поскольку, как минимум, Дубинина из-за двухстороннего перелома ребер могла дышать только в вертикальном положении, то настил не мог быть сделан для нее, а значит он был сделан для тройки и Колеватова.
8) Возможно оставив Колеватова с остальными из четверки у ручья, Колмогорова, Слободин и Дятлов пытаются вернуться к палатке для оказания медпомощи четверке. Либо, констатировав смерть всех четверых, они пытаются уйти на верх горы, чтобы выйти из зоны химического поражения. Однако умирают на полпути от одного или двух факторов: отравление и замерзание.
Подытоживая, можно заключить, что Бардин практически выдал тщательно скрываемый секрет. На данный момент только версия химического отравления топливом ступени ракеты объясняет почти все за исключением мелких моментов. Даже вариант существования второго уголовного дела стройно укладывается в эту версию — только в этой версии есть что-то настолько серьезное, что скрывается до сих пор, и замалчивается теми, кто по долгу службы не может разглашать военную или государственную тайну, либо дал подписку о неразглашении. Кроме того, с момента аварии прошло много лет, и многие свидетели уже ушли из жизни. Ни убийство, ни аппаратная версия, ни какая-либо другая не имеют столь серьезных причин для столь долгого замалчивания причин трагедии.