Полвека назад в Японии это были машинки для продажи подобных штук как киндерсюрпризы. На улице стояла такая машина, куда можно сунуть монетку, что-то повертится, пошипит ("гатя") и через минуту оттуда вылезет ("пон") контейнер с игрушкой внутри. Причем игрушка рандомная, как повезет. Может быть такая, какая у тебя уже есть, а может ультра редкая.
Сегодня такое можно наблюдать везде, особенно в интернет-пространстве
Гатяпоны были придуманы как легальная замена запрещенным в Японии азартным играм. В отличие от азартных игр, где можно было все проиграть, здесь ты в любом случае что-то получал. Вот только в большинстве случаев ты уходил в минус (низкая ценность игрушки), но шанс того, что может выпасть что-то редкое, подталкивал тебе просаживать все больше и больше денег. Вот такой схематоз.
Сегодняшние дико популярные игры вроде Genshin, Raid Shadow Legends построены точно по такому принципу. Мошеннические криптопроекты (Stepn самый ярчайший) используют ту же схему, а популяризуются за счет волны хайпа криптовалют.
Рынок мобильных игр последний десяток лет скучен и однообразен из-за этого же. Только присвоение денег, играя на инстинктах людей.
Все это - одна большая метавселенная легальных казино, только фишки в стиле аниме или пиксельартов.