Уважаемые коллеги. Друзья! Многие смотрели фильм «Живые и мёртвые» созданном на киностудии Мосфильм в 1964 году. Этот фильм является экранизацией романа Константина Симонова, впервые опубликованного в Роман-газете в 1960 году.
Константин Симонов, человек прошедший всю Великую Отечественную войну военным корреспондентом, видевший за все эти годы столько человеческих подвигов и трагедий, что на описание их не хватит никаких сил. Были у него на фронте поистине удивительные встречи с людьми, чей подвиг он запечатлел в своих литературных творениях. Позже, прототипы этих героев, шагнули и на экран.
В фильме «Живые и мёртвые» снимались прекрасные советские актёры, если не участники той Великой войны, то подлинные её свидетели. А потому, роли сыгранные ими не кажутся нам картонными. Этим персонажам картины веришь, ибо многое из того, что было показано в фильме, происходило на самом деле. Ведь чтоб так реалистично сыграть, нужно знать и видеть воочию события тех лет.
В фильме есть эмоциональный и яркий эпизод. Это воздушный бой наблюдаемый бойцами из кузова полуторки. В машине ехал старший политрук Синцов Иван Петрович, корреспондент военной газеты, присоединившиеся бойцы РККА и два милиционера, вышедшие на дорогу в хаосе отступления наших войск.
Бойцы в кузове наблюдают, как низко над лесом летят в сторону переправы большие и медлительные тяжёлые бомбардировщики. Затем где-то далеко грохочут взрывы и две тройки наших самолётов возвращаются с задания. Но тут появляется один вражеский истребитель, который легко маневрируя между тихоходными самолётами, начинает расстреливать их одного за другим.
Наши бомбардировщики шли без прикрытия, днём и поэтому стали отличной мишенью для вражеских стрелков. Бойцам в кузове полуторки оставалось только наблюдать, как практически беззащитные самолёты горят в воздухе и рушатся один за другим в лес.
Все с болью и отчаянием видят гибель наших пилотов. И помочь ничем не могут, только наблюдают за разворачивающейся трагедией.
- Да что же они не прыгают?!
- Может у них и парашютов то нет…
И ещё один из бомбардировщиков рушится в лес, а над кронами вздымается огромное дымное пламя. Бойцам остаётся лишь бессильно плакать от отчаяния.
И вот из одного из подбитых бомбардировщиков начинают выбрасываться на парашютах наши лётчики. Но пилот «мессершмитта» начинает за ними настоящую охоту, расстреливая их в воздухе одного за другим.
К первому вражескому истребителю добавляется ещё один и уже парой они добивают оставшиеся тихоходные цели.
Вдруг в небе возникает уже наш истребитель, сходу атаковав вражескую пару, сбивает один из «мессершмиттов», но и сам падает подбитый. Это дало шанс уйти последнему нашему бомбардировщику, а части выбросившихся на парашютах пилотов, благополучно спуститься на лес.
Константин Симонов был свидетелем этой сцены и в своём романе действительно воссоздал обстоятельства реального воздушного боя тяжёлых бомбардировщиков ТБ-3 с «мессершмиттами», произошедшего 30 июня 1941 года в небе над окрестностями Бобруйска.
Тяжёлые бомбардировщики ТБ-3 принадлежали 3-й эскадрилье 3-го бомбардировочного полка. Они вылетели на бомбардировку переправ и моста через реку Березина. Были атакованы «мессершмиттами» и понесли тяжёлые потери.
Из Боевого донесения штаба № 5 3-го ТБАП.
«Произведено 29 вылетов. Взлёт в 16.15. Время бомбометания 17.20 с высоты 800-1000 метров эшелонированным порядком одиночными кораблями и парами. По целям сброшено бомб: ФАБ 250 – 128 шт. ФАБ 50 – 50 шт.»
В следующем донесении уточнялась судьба экипажей, не вернувшихся из боевого вылета. Один из членов экипажей тех, кто сумел прибыть в часть, был заместитель командира 3-й эскадрильи 3-го ТБАП старший лейтенант Тихон Иванович Пожидаев.
Из Боевого донесения.
«При выполнении боевого задания, самолёт под командованием Пожидаева был атакован истребителями Bf-109f в количестве 15 штук. Корабль сгорел. Сам Пожидаев был ранен в ногу. Корабль ведомого так же был атакован и сгорел. Экипаж в составе 4-х человек выпрыгнул на парашютах. Командиры кораблей лейтенант Александр Фёдорович Таран, лейтенант Арсен Галустович Хачатуров, а так же часть их экипажей, впоследствии вернулись в полк».
Командиру эскадрильи капитану Георгию Васильевичу Прыгунову удалось довести подбитый корабль до своей территории и совершить вынужденную посадку. Но корабль при этом сгорел. Экипаж не пострадал.
В немецких источниках фигурируют заявки на 6 уничтоженных в этом бою ТБ-3. Перехват осуществляли пилоты «мессершмиттов» Bf-109f 51 истребительной эскадрильи во главе с оберлейтенантом Францем Стенделем.
Согласно донесениям, нашим лётчикам в том бою удалось сбить один истребитель противника. Он упал на территории контролируемой нашими частями.
Из воспоминаний пилота 3-й эскадрильи 3-го ТБАП сержанта Андрея Семёновича Кореня.
«Нам было приказано, ценой своей жизни выполнить приказ, разбомбить переправы и мост через реку Березина. Был прорыв фронта в районе Бобруйска, поэтому необходимо задержать продвижение немцев.
Наша машина была подбита уже после бомбардирования цели. Мы были атакованы истребителями, самолёт загорелся. Командир корабля Прыгунов отдал приказ покинуть самолёт. Все кто мог, выпрыгнули. Когда мой парашют раскрылся, то я заметил рядом с собой немецкий истребитель. Он дал по мне очередь. Я пошёл на хитрость, опустил голову и раскинул руки, притворившись мертвым. Самолёт пролетел совсем близко, так что я сумел разглядеть лицо лётчика.
Приземлившись, я стал пробираться к лесу. Около него я встретил командира корабля Тырина, раненого лётчика Новикова и тяжелораненого лётчика Максимова. Этой четвёркой мы стали пробираться лесом по дороге на Бобруйск. На лесной дорожке мы повстречали полуторку. В её кузове находились два милиционера, а в кабине был солдат-водитель и корреспондент газеты «Красноармейская правда» Константин Симонов. Он подобрал нас и через сутки доставил на станцию Лупалово, это Могилёв. Здесь нам была оказана медицинская помощь».
Этот рассказ даёт полное понимание событиям первых дней войны и того воздушного боя. А согласно сохранившимся выпискам из донесений, даётся практически документальное описание боевых действий, которые Константин Симонов приводит в своих произведениях.
Детали практически полностью совпадают в показанном эпизоде «Живые и мёртвые». Количество бомбардировщиков ТБ-3, немецкие истребители, уничтожившие 5 машин и один сбитый немецкий истребитель. Полуторка с двумя милиционерами. Так же был показан майор-лётчик с орденом Красного Знамени, полученным ещё за Финскую кампанию. Прототипом был капитан Андрей Иванович Квасов. Это он стоял рядом с грузовиком, ругался последними словами, грозил небу сжатыми кулаками и плакал, когда сбивали ещё один наш самолёт.
Но единственное, что не вошло в роман, это тот факт, что подобных воздушных боёв, когда тяжёлые бомбардировщики ТБ-3 шли днём и без прикрытия, было всего два. Все остальные вылеты осуществлялись исключительно ночью и с сопровождением истребителей. При выполнении боевых заданий больших потерь они при этом не несли. Описание столь тяжёлого воздушного боя и понесённые потери в личном составе и вверенной техники, запечатлённые в романе и экранизированные в фильме, лишь очередной раз показывают ту тяжёлую ситуацию начала Великой Отечественной войны. И то, какой ценой нашему народу удалось победить и выжить.