Дети войны
ОСАЖДЁННЫЙ ЛЕНИНГРАД
Нет ничего страшней войны, ибо когда на земле мир: дети хоронят своих родителей, а когда на земле война - родители хоронят своих детей!
АРИСТОТЕЛЬ.
Учёба продолжается
27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда. Она продолжалась 872 дня и унесла жизни полутора миллионов человек. В окружении вместе с взрослыми в эти тяжелейшие для города дни были 400 тысяч детей. Самый великий подвиг школьников блокадного Ленинграда в том, что они учились. Несмотря на суровую обстановку фронтового года, Ленинградский городской комитет партии и городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей.
Как занимались
К концу октября 1941 года (а блокада уже началась 8 сентября) 60 тысяч школьников 1 - 4 классов приступили к учебным занятиям, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели ещё более 30 тысяч учащихся 1 - 4 классов. В классах было холодно. Везде стояли "буржуйки". Все сидели в шубах, шапках и рукавицах. Зимой записей не велось. А если писали, то на старых газетах карандашом. Чернила на морозе замерзали. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду. Урок длился 20-25 минут: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Да и это время частенько нарушалось сиренами, приходилось бежать в бомбоубежища.
В город пришла зима
Ленинград засыпало снегом. Морозы до 40 градусов привели к тому, что стены не отапливаемых квартир начали покрываться изморозью. Горожане стали устанавливать в своих квартирах печки, в которых постепенно, для тепла, сжигались имеющиеся пока мебель, книги, предметы домашнего обихода. Новая беда пришла, когда замёрзла канализация. Теперь воду можно было взять только в двух местах - из Фонтанки и Невы.
Спасали город от пожаров
8 сентября 1941 года на Ленинград было сброшено 6.327 зажигательных бомб. Они вызвали 178 пожаров. Густой дым заволок целые кварталы. Горели дома, деревянные мосты, горели знаменитые Бадаевские склады. В ночь на 11 сентября две тысячи "зажигалок" обрушились на торговый порт. Вспыхнули его старые деревянные строения, заполыхала нефтебаза. А всего за время блокады на Ленинград было сброшено 107.158 бомб и 148.478 тяжёлых снарядов, вызвавших в общей сложности 13.455 пожаров. Полумёртвые от голода, холода и усталости с огнём боролись не только пожарные (их погибло 2.000 человек), и не только женщины, заменившие на фронт ушедших на фронт мужчин, но и тысячи противопожарных звеньев, состоящих из рабочей молодёжи и школьников, которые после занятий шли на крыши и дежурили там, тушили бомбы, "зажигалки", носили воду из прорубей городских рек.
Самое страшное - голод
По данным историков от артобстрелов и бомбёжек за время блокады в Ленинграде погибло 3%, а вот голод скосил большую часть населения. Период с 20 ноября по 25 декабря 1941 года считается самым тяжёлым в истории блокады, ведь это время, когда паёк был снижен до минимума. В этот период служащие, дети и иждивенцы получали всего по 125 г хлеба, рабочим полагалось 250 г, а тем, кто трудился в горячих цехах, - 375 г. Снижение нормы в блокадном Ленинграде послужили тому, что многие жители города не смогли пережить этот период. Не имея никаких продовольственных запасов, люди были обречены на смерть. Каждый день в городе умирало до 1,5 тысячи человек. Стало расти количество детей-сирот. Если в конце 1941 года в городе было 17 детских домов, то уже весной 1942-го - 98. Вымирали семьями.
Блокадники рассказывают...
Наиболее тяжким в этот период было положение семей с детьми, особенно младенцами. Поскольку у многих женщин от голода пропадало молоко, они, чтобы дать ребёнку хоть какую-то пищу, надрезали соски и давали детям капельки своей крови.
Во время блокады мы ели домашних животных. Некоторые коты становились кормильцами семей, потому что приносили хозяевам крыс, которые во множестве развелись в городе. Такие коты помогали бороться с уничтожающими продовольствие грызунами. В память о заслугах "мяукающей дивизии" ныне в Санкт-Петербурге" есть два памятника котам.
Съедалось абсолютно всё, что мог переварить наш пустой желудок. Например, мучной клей для обоев. Его отскребали от стен и бумаги, и, смешав с кипятком, делали "суп". Из брусков строительного клея и специй делалось "желе", которое также шло в пищу.
В качестве ингредиентов для желе использовалась и кожаная одежда: куртки, ремни, сапоги. Кожу обжигали на огне, чтобы удалить с неё дёготь, а потом варили студень.
Чувства стали тупыми. Я иду через мост, впереди медленно шатаясь идёт высокий мужчина. Шаг, другой - и он падает. Я тупо прохожу мимо него, мёртвого, - мне всё равно. Я вхожу в свой подъезд, но подняться по лестнице не могу. Тогда беру двумя руками одну ногу и ставлю на ступеньку, а затем - вторую ногу на следующую ступеньку. Тётя открывает дверь и тихо спрашивает: "Дошла?" Я отвечаю: "Дошла".
Когда мама вспоминала о блокаде, она всегда плакала. Она рассказывала, как люди от голода падали на ходу и умирали. И если человек падал, он просил: "Поднимите меня!" Но проходящие мимо не могли его поднять, потому что от слабости и сами могли упасть. Людей поднимали военные, у них всё-таки были хорошие пайки.
По историческим документам подборку подготовил Александр НИКОНОВ.