Найти тему
Разворот на 25

Интеллект и почему IQ тест - это модно, круто, но не показательно?

Вопросы феномена интеллекта являются одними из наиболее дискуссионных в научном сообществе. Как лучше измерять? Что конкретно? Почему стандартизированный тест не показатель? Говоря короче, вопросов много, а подводных камней еще больше, так что давайте разбираться что же такое этот ваш интеллект, как его классифицируют и как измеряют (спойлер: тестом Бине-Стэнфорда мы не ограничимся).

Интеллектом называют обобщенную характеристику познавательных (или когнитивных) способностей. Так же к интеллекту относят способность человека к приобретению и эффективному использованию опыта. Говоря более простым языком, к интеллекту можно отнести нашу способность:

  • Эффективно адаптироваться
  • Усваивать полученный опыт
  • Связывать различный опыт между собой (мышление)
  • Успешно решать поставленные задачи

Понятие интеллекта было введено Франсисом Галтоном. Он понимал этот феномен как способность находить различия между событиями. Помимо этого, он верил, что большую роль в уровне интеллекта играет фактор наследственности. Согласно Галтону, роль в возникновении индивидуальных различий по интеллекту обучения, воспитания, других внешних условий развития отрицалась или признавалась несущественной.

-2

Другими учеными, которые оказали большое влияние на изучения интеллекта, стали Альфред Бине (один из отцов IQ-тестов), Дэвид Векслер и Жан Пиаже. Все трое положили начало концепции интеракционизма, направления изучающего интеллектуальное развитие индивида путем его взаимодействия с окружающей средой. Сторонник интеракционизма, Луи Тёрстон первым выделил основные (первичные) умственные способности человека (PMA, primary mental abilities), а также разработал метод тестирования этих семи способностей. Тест не получил особой популярности, однако модель мультифакторного измерения интеллектуальных способностей прижилась.

Как итог, в начале 20-го века приобрели популярность факторно-аналитические теории, которые представляли интеллект как сборную модель из нескольких различных когнитивных способностей человека. Больше всех в этом подходе преуспел Чарльз Спирман, британский психолог, который в 1927 году представил двухфакторную теорию интеллекта. Согласно его теории, на всякую интеллектуальную деятельность влияют два фактора интеллекта: общий («G») и специфический («S»). G-фактор определяется как общая «умственная энергия», которой в равной мере наделены люди, но которая в неравной степени влияет на успех выполнения задачи. На успех выполнения задачи же влияют S-факторы, умения, которые применяются для решения конкретной задачи.

Работа Спирмена запустила процесс изучения интеллекта на полные обороты. Именно основываясь на S-факторах, было выявлено большинство известных нам сейчас видов интеллекта (эмоциональный интеллект тоже относится к специфическим факторам). Также под влиянием Спирмена, была разработана теория подвижного интеллекта. Эта теория предполагает, что интеллект делится на два подтипа - подвижный (способность решать задачи, выходящие за рамки имеющегося опыта) и кристаллизованный (представляет собой уже имеющийся опыт и знания).

Что же до измерения интеллекта? Существует несколько "основных" методов оценки уровня интеллекта. Уровень интеллектуального развития младенцев тестируют путем наблюдения за сенсомоторными способностями и их последующей оценки. Уровень интеллектуального развития людей постарше оценивают уже полноценными инструментами. Наиболее широко распространены тесты Бине-Стенфорда и тест Векслера.

-3

Тест Бине-Стенфорда или так называемый IQ-тест. Наиболее популярный вид оценки интеллектуальных способностей человека. Это шкала, разработанная в 1916 году. В тесте используется единый показатель уровня интеллекта — IQ. Коэффициент интеллекта равен частному умственного возраста испытуемого и его реального возраста, умноженному на 100. Оба возраста измеряются в месяцах. Представлен в пяти редакциях. Крайняя, пятая редакция была опубликована в 2003 году. В пятой редакции шкалы подразумевается наличие 5 факторов интеллекта, взятых из теории Кэттелла-Хорна-Кэрролла. Это флюидный (подвижный) интеллект, знания, количественный интеллект, визуально-пространственное восприятие и рабочая память. Тест включает в себя 10 саб-тестов с вербальными и невербальными заданиями. У каждого вербального саб-теста есть своя невербальная «копия». Это такие двигательные реакции, как наведение на объект или манипулирование объектами. Они были включены в тест, чтобы выделить индивидуальные различия у носителей разных языков в мультикультурных обществах. В зависимости от возраста и возможностей человека тест может длиться от 15 минут до 1 часа 15 минут.

Тест Векслера. Разработан Дэвидом Векслером в 1939 году. Тест основан на иерархической модели интеллекта Д.Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие — вербальный и невербальный интеллекты. Тест Векслера состоит из 11 отдельных саб-тестов, разделенных на 2 группы: 6 вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным саб-тестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным саб-тестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого саб-теста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс.

Тестов, на самом деле, сильно больше, чем два и перечислять их все я не вижу особого смысла. Однако, хочется снова обратить внимание на то, что интеллект — это комплексный и многосоставный конструкт. Что это значит для нас? Для нас это значит то, что стандартизированные тесты интеллекта, даже при всей своей валидности, могут не отражать реальной картины уровня развития интеллекта. Именно поэтому, например, тест Бине имеет пять редакций (недавно читал, что там шестая не за горами). Если вы хотите лучше понять свои "уровни" интеллекта, то лучше обратиться к тестам, измеряющим конкретный показатель (например, эмоциональный интеллект). И помните, такое многообразие интеллектов (ха-ха) делает нас уникальными, не стоит циклиться на цифрах, каждый хорош по-своему! Еще увидимся:)

#интеллект #психологияинтеллекта #психология #iqтест

Ресурсы:

Cohen, R. J., & Swerdlik, M. E. (2022). Psychological testing and assessment (10th ed.). McGraw-Hill Education.

Hill, B. D., Foster, J. D., Elliott, E. M., Shelton, J. T., McCain, J., & Gouvier, W. D. (2013). Need for cognition is related to higher general intelligence, fluid intelligence, and crystallized intelligence, but not working memory. Journal of Research in Personality, 47(1), 22-25. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2012.11.001

Shearer B. (2018). Multiple Intelligences in Teaching and Education: Lessons Learned from Neuroscience. Journal of Intelligence6(3), 38.

Wechsler D. Manual for the Wechsler Adult Intelligence Scale. N.Y., 1955

-4