Найти в Дзене
Школа стилистов Персона

До чего же хорошо быть изысканной женщиной..История о том, как фантазийные геометрические сумки 30-х изменили мир моды

Оглавление

Сумки в форме шаров, цилиндров, удивительных фигур, животных и так далее были самой желанной вещью женщин финансовой элиты 30-х и 40-х.

Модель смотрит в сумочку мягкой текстуры, но с жесткой геометрической формой (1938). Герберт Гер
Модель смотрит в сумочку мягкой текстуры, но с жесткой геометрической формой (1938). Герберт Гер

Сферы и квадраты вместо обычных ридикюлей были сенсацией своего времени. Трапеции, кубы, даже полумесяцы. Сумки с жесткой конструкцией и архитектурным силуэтом сразу стали трендом обеспеченных женщин. Дизайнеры 30–40-х преподали нам прекрасный урок геометрии — хотите взглянуть, как это было?

-2

Обещаем, что будет интересно.

Бейб Пейли в контрастном шерстяном костюме с желтой сумкой с вязаными зелеными деталями (1941).
Бейб Пейли в контрастном шерстяном костюме с желтой сумкой с вязаными зелеными деталями (1941).

В сумках всегда есть геометрия. Например, привычные хобо имеют форму полумесяца, и удивительно, до какой степени циклична мода. Но это всё не очень зрелищно. Нам хочется экстремальной геометрии.

Эти сумасшедшие 30-е

1930-е годы были золотым веком креатива в моде, и сумки не стали исключением. На всех современных показах вы совершенно точно встретите отголоски того времени.

Например, в 2019 году мы видели много ридикюлей с фермуарами: это вещь конца 19 и начала 20 века. Симона Роша и Пако Рабанн несколько сезонов делали ставки на мини-ридикюль с металлической сеткой, столь типичной для сумок с фермуаром.

Чтобы понять аксессуары 1930-х годов, сначала нужно окунуться в предысторию. Благодаря влиянию ар-деко (1920-39 гг.) на выставке декоративно-прикладного искусства 1925 года в Париже (именно она дала название течению), была определена эстетика инновационного дизайна и современных мотивов, в которой искусство и промышленность слились, как никогда раньше.

Сумочка вечерняя ар деко,1930-е гг. Германия
Сумочка вечерняя ар деко,1930-е гг. Германия

В этот период сумки оказались очень плодородным полем для тестирования множества новых материалов и моделей. Как объясняет куратор Музея Виктории и Альберта в Лондоне Клэр Уилкокс в своей книге «Сумки», эти новые стили характеризовались экстремальной геометрией. Это даже отразилось на дизайне ювелирных изделий, но это совсем другая история.

Такие фирмы, как Tiffany, Boucheron или Cartier, производили небольшие аксессуары, связанные с сумками: туалетные принадлежности или портсигары. Очаровательные вещицы! Многие принимали форму небольшого цилиндра с цепочкой и кольцом и могли включать в себя коробочку для губной помады с кисточкой для нанесения. Очарование!

Эскиз минодьера, архивы Van Cleef & Arpels
Эскиз минодьера, архивы Van Cleef & Arpels

Van Cleef & Arpels была хорошо известна своими минодьерками — это прочные, плоские и длинные металлические сумки. Говорят, их вдохновила супруга мецената и предпринимателя Фрэнка Джея Гулда Флоренс Джей Гулд, которая носила портсигар вместо сумки.

Увидев, как она складывает свои аксессуары в металлический портсигар, у Шарля Арпельса возникла идея усовершенствовать дизайн несессера, который был очень популярен в 1920-е годы. Альфред Ван Клиф назвал это новое изделие "Minaudière”("Минодьер") в честь семейного поместья рядом с Парижем.

Жесткий минодьер превратился в сумочку, которая станет одной из отличительных черт стиля 1930-х годов. Пластиковые полимеры, такие как бакелит или люцит, идеально подходили для ар-деко, предоставляя дизайнерам свободу разрабатывать необычные и живые скульптурные формы. Их можно увидеть и сегодня. К сожалению, люди не видят роскошные образцы 30-х годов, привело к геометрическим идеалам, связанным с движением сегодня, как рассказывает Джудит Миллер в жизни в стиле ар-деко.

-6

В 1930-х годах сумки перестали перегружать деталями и вышивкой. Модели стали более гладкими и лаконичными, основное внимание уделялось высококачественным материалам, которые не нуждались в больших украшениях: "Оставив только абстрактное, упорядоченное и аэродинамическое, эстетика ар-деко полюбила промышленные материалы, такие как хром, стекло Vitrolite и пластмассы[...] В сумках даже использовались молнии», — рассказывает Уилкокс.

-7

Люди начали активно путешествовать, и это сразу повлияло на дизайн сумок, иногда буквально. Музей сумок Тиссен в Амстердаме, которому пришлось навсегда закрыть свои двери из-за коронавируса, сохранил сумочку в форме океанского лайнера с хромированными деталями, которые имитировали дымоходы и даже якорь. Он был назван «Нормандией» в честь одноименного корабля: «Новые гигантские океанские лайнеры, королева Мария и СС Нормандия заставили всех задуматься. Приготовьтесь с самым элегантным дорожным пальто, которые вы можете выбрать, и сумке из крокодила от Жермена Герена», — написал британский Vogue в июне 1935 года.

Кросс-боди

К середине десятилетия сумка с воротником была задумана как вечерний аксессуар благодаря возврату ремней: «Вам будет удобно, ведь вы всегда держали сумку под мышкой. Возможно, это связано с армейскими правилами», — писал Vogue в то время.

Сумка Moschino, осень-зима 2020; Сумка, сделанная индивидуально под пальто из белого твида с воротником, предназначенного для путешествий на круизном лайнере (1937).
Сумка Moschino, осень-зима 2020; Сумка, сделанная индивидуально под пальто из белого твида с воротником, предназначенного для путешествий на круизном лайнере (1937).

Сумка на длинном ремне становилась всё популярнее. В то время можно было найти авангардные сумки в форме коробки, пирамиды, шара. Точно такие же, как у эмигрировавшей великой русской княжны Натальи Павловны Палей на фото для Vogue в 1936 году.

Русская аристократка Наталья Палей позирует в одежде Люсьена Лелонга (в то время ее возлюбленного), в шляпе Ребу и с геометрической сумкой с жесткой ручкой (1936).
Русская аристократка Наталья Палей позирует в одежде Люсьена Лелонга (в то время ее возлюбленного), в шляпе Ребу и с геометрической сумкой с жесткой ручкой (1936).

Роскошная красавица и родная племянница самого Александра III с 1920 года жила во Франции и работала манекенщицей в Париже. В 1927 году вышла замуж за модельера Люсьена Лелонга, с которым вскоре рассталась, но официально развелась в 1937 году. В 1932 году пережила роман с поэтом Жаном Кокто. Появлялась на обложке журнала Vogue. В 1933 году переехала в США. В 1930-х годах сыграла в нескольких фильмах с Морисом Шевалье, Шарлем Буайе, Кэри Грантом и Кэтрин Хепбёрн. Снималась в Голливуде. Дружила с Сержем Лифарем, Лукино Висконти, Марлен Дитрих. В 1942 году в США имела роман с французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери, оставалась с ним в переписке до конца его жизни. В США вышла замуж за бродвейского продюсера Джона Уилсона. Удивительная женщина!

Геометрическая сумка из атласных и металлических деталей с жесткой ручкой (1930-39).
Геометрическая сумка из атласных и металлических деталей с жесткой ручкой (1930-39).

Тип сумки-портфеля или круглого шара как у Future Glory можно было увидеть в 1937 году. Ремешок на запястье вроде браслета также был деталью, которая характеризовала сумки 1930-х годов. Несколько подобных моделей можно найти в Музее сумок в Южной Корее, который с 2012 года занимается исследованием этого аксессуара (там есть сумки с 1500 года до н.э. и до XXI).

Сумка с короткой ручкой была обтянута полосатой кожей и считалась вершиной элегантности: «Это был аксессуар, который идеально сочетался с модными в то время платьями», — пишет в нескольких строках Чеён Чжун, помощник куратора корейского музея.

Круглая кожаная и хромированная сумка с короткой ручкой (c. 1930 год).
Круглая кожаная и хромированная сумка с короткой ручкой (c. 1930 год).

В то время сумки начали разрабатываться великими дизайнерами, такими как Мэгги Руфф или Жанна Пакуин. Именно в этом десятилетии были заложены, например, основы для двух самых узнаваемых геометрических брендовых сумок сегодня: Роберт Дюма, зять Эмиля Эрмеса, создал трапециевидную сумку с двумя треугольными подкреплениями Sac à Depeches, которая станет культовой Kelly of Hermès в 1950-х.

Геометрическая кожаная сумка "шагрин" с короткой ручкой для запястья (1930-39).
Геометрическая кожаная сумка "шагрин" с короткой ручкой для запястья (1930-39).

А Louis Vuitton получит один из своих самых важных заказов в 1932 году: Гастон-Луи, внук основателя, получил запрос от производителя шампанского, который хотел, чтобы модный дом разработал для него кожаную сумку, которую он мог бы подарить своим клиентам. У меня было только два требования: сумка должна выдержать вес нескольких бутылок и, конечно же, пережить течение времени. То есть быть добротной и долговечной.

Гастон начал работу, и вскоре родился знаменитый мешок с прямоугольным основанием, в который можно было положить пять бутылок шампанского: четыре поставить прямо и одну положить в центр. Застежка ремня предотвращала их столкновение, бутылки никак не могли разбиться. До сих пор эта модель продаётся по всему миру.

Но если есть дизайнер, которому мы можем приписать безграничную фантазию и креатив, это гениальная Эльза Скиапарелли. Её аксессуары наиболее соответствуют мейнстриму межвоенного времени.

Круглая сумка с короткой ручкой на запястье, Эльза Скиапарелли (1935).
Круглая сумка с короткой ручкой на запястье, Эльза Скиапарелли (1935).

Посмотрите, какой прелестный шар Bandolier. Он был вдохновлен сумкой французского железнодорожного смотрителя и был первой наплечной сумкой для женщин. Итальянская сюрреалистическая изобретательность Скиапарелли распространилась не только на одежду, но и на сумки, вынеся концепцию новизны на другой уровень: она создала коричневую замшевую сумку, которая «выглядела как настоящая улитка», — написал британский Vogue в 1937 году. Для летней коллекции 1938 года «Скиапарелли выращивает деревья на черной замше», — тоже Vogue. Год спустя дизайнер представила свою музыкальную коллекцию, в которой не было недостатка в роскошных деталях, таких как геометрические сумки в форме аккордеона. Представляете? В форме аккордеона!

В Музее FIT в Нью-Йорке хранится "поэтическая сумка" в форме викторианского букета из фиалок. "Когда сумка движется, цветы дрожат, как настоящий букет", - описывают эту прелесть в музее. В дополнение к самым неожиданным геометрическим силуэтам Скиапарелли также использовала инновационные материалы, такие как светлый пластик.

Вторая мировая война

Клэр Уилкокс говорит, что к концу 1930-х годов клатч уступил место более разумным и практичным сумкам, большим, с двойными ручками, с контрастными швами и черепаховыми конструкциями. Война поглотила замысловатые контуры 1930-х годов, время стало другим. Светские рауты и весёлые прогулки превратились в борьбу за выживание.

Девушки, несущие свои персонализированные сумки для противогазов (1939).
Девушки, несущие свои персонализированные сумки для противогазов (1939).

Хотя куратор Музея Виктории и Альберта в Лондоне отмечает, что аксессуары почти не затрагивались в престижных модных журналах, невозможно не упомянуть самый важный аксессуар этого периода: противогаз. К началу 1940-х годов все (по крайней мере, в Соединенном Королевстве) должны были носить его с собой на случай возможного нападения.

Джеральдин Хауэлл объясняет в Wartime Fashion, что это была тенденция, которая не вызвала большого энтузиазма. Но когда речь идёт о выживании, тут не до капризов. Гражданских жителей попросили получить свои противогазы в сентябре 1939 года. Всего было выдано 38 миллионов единиц. Их носили в маленькой картонной коробке с длинной веревкой, пересекающей тело — если бы мы не знали, сочли бы обычной сумкой через плечо.

Розничные торговцы вскоре осознали рыночные возможности: людям было скучно носить официальные картонные коробки. Их начали красить в разные яркие цвета для лучшего сочетания с одеждой.

Модель в красном плаще, шерстяном костюме и с мешком на веревках с клетчатым принтом (1943).
Модель в красном плаще, шерстяном костюме и с мешком на веревках с клетчатым принтом (1943).

По словам репортеров Mass Observation, женщины предпочитали цилиндрические или конические аксессуары и не хотели носить жестянки. Vogue начал рекламировать сумки бренда Tallulah's из черной, коричневой или темно-синей телячьей кожи стоимостью в 21 шиллинг. Философия Make-do-and-Mend of war для повторного использования материалов предполагала создание пакетов для хранения противогаза дома.

Модель с сумкой "воротничок" коричневого цвета в тон платью карамельно-бежевого цвета (1943).
Модель с сумкой "воротничок" коричневого цвета в тон платью карамельно-бежевого цвета (1943).

Музей Виктории и Альберта сохраняет пару моделей геометрической формы из кожи, которые являются хорошим иллюстративным примером. Были сумки в форме коробки. Например, эта сделана Х. Уордом из кожи рептилий, которой также принадлежит музей.

Оглянитесь вокруг и вы увидите сотни похожих сумок. А ведь мы даже предположить не могли, насколько трагична история такой формы любимого аксессуара.

Staud's Bisset, "сумка-лукошко", силуэт которой уже можно было увидеть уже тогда, в 1945 году
Staud's Bisset, "сумка-лукошко", силуэт которой уже можно было увидеть уже тогда, в 1945 году

К 1945 году можно было найти жесткие наплечные сумки, которые, хотя и были связаны с военным временем, уже появлялись раньше у Скиапарелли. Итальянский дизайнер делала квадратные боксы со скульптурными линиями. Были аксессуары с внешними карманами для табака. Кроме того, улучшение качества пластмасс привело к появлению винила, который широко использовался в моде.

Интересно, что нехватка материала частично повлияла на сумки с геометрией. Сумка-корзинка присутствовала в женском шкафу со времен Джейн Остин, потом вернулась в начале 20 века, а уже в 1932 году в формате мешка у Louis Vuitton. Вторая мировая война вернула её, и корзинка стала дизайнерским объектом.

В 1940 году в статье «Reticules Return» в британском Vogue говорилось о мешках из золотой сетки с бахромой и кисточками от Balenciaga, а также об атласной драпировке Paquin. На вечер также были предложены «сумки с воротничками» (сумки жесткой круглой формы, похожие на коробки от рубашек), закрытые веревками.

Это кажется почти логическим последствием, но изобретательность заставила сделать ставку на деконтекстуализацию других повседневных предметов. В 1939 году Mainbocher представил плетеную корзину, Vogue сразу же написал об этом. Почти десять лет спустя плетеные корзины поместили на обложку мартовского номера журнала Life в 1948 году. Там же содержался отчет, в котором говорилось о новой моде: контейнеры с вином, сыром, яйцами и корзинами для завтрака стали модными сумками.

Модель с геометрической сумкой из бамбука с кожаным ремешком (1938).
Модель с геометрической сумкой из бамбука с кожаным ремешком (1938).

«Украшенные кусочками цветной ткани и вельвета, кожаными веревками и металлическими трубами, они предназначены для продажи по цене от десяти до восемнадцати долларов. С жесткой текстурой и естественными тонами, они сочетаются с любым повседневным образом и сливаются с яркой весенней обувью. Открыв для себя корзины, производители теперь с нетерпением ждут модного потенциала салатников, масляных трубок и небольших дубовых ведер», — саркастически прокомментировал Life.

Китти Карлайл, звездная певица Warner Brothers, с двумя сумками Brody.
Китти Карлайл, звездная певица Warner Brothers, с двумя сумками Brody.

Знали бы они, что Jacquemus весной 2021 года выпустит на подиум моделей с квадратными корзинками с тканевым верхом и тканевыми веревками, разработанными Клэром и Бобом Кеннеди. Аксессуар, очень похожий на тот, который появился в Vogue год спустя в желтом цвете, подписанный Коретом. По сути, это точно такая же сумка, как Giardiniera de Prada.

Нехватка материала привела к выбору других альтернативных пород древесины, например, бамбука. Не случайно в 1947 году дебютировала первая сумка Gucci с бамбуковой ручкой, которая имела мгновенный успех. Актрисы первого эшелона Ингрид Бергман и Элизабет Тейлор обожали их.

Плетеная сумка желтого цвета, разработанная Коре (1949).
Плетеная сумка желтого цвета, разработанная Коре (1949).

Несмотря на войну, 1940-е годы изобиловали новинками. Скиапарелли продолжала создавать самые креативные вещи, а на модном пантеоне появился ещё один талантливый дизайнер — Энн Мари.  В отеле Meurice в Париже в конце 1940-х годов проходили её знаменитые показы, на которых она предложила забавные сюрреалистические проекты для элиты.

Геометрическая сумка из кожи и дерева, Альтман, 1949
Геометрическая сумка из кожи и дерева, Альтман, 1949

В музее MET в Нью-Йорке сохранилась телефонная сумка с вращающимся циферблатом, которая открывалась и показывала большое отделение с внутренним карманом. Хотя это было уже в 1950-х, в Музее сумок Южной Кореи есть сумка в форме ведра со льдом для шампанского.

Проданная в бутике Энн Мари, сумочка-ведёрко служила в качестве подарка VIP-гостям отеля. Мода на аксессуары, напоминающие другие повседневные предметы, восходит к концу XIX века, но достигла пика во время сюрреализма 1930-х и Эльзы Скиапарелли. Этот мешочек со льдом с бутылкой шампанского был изготовлен Анной Мари Парижской, бутик располагался в отеле Maurice по адресу Rue de Rivoli 288 (1950-59).
Проданная в бутике Энн Мари, сумочка-ведёрко служила в качестве подарка VIP-гостям отеля. Мода на аксессуары, напоминающие другие повседневные предметы, восходит к концу XIX века, но достигла пика во время сюрреализма 1930-х и Эльзы Скиапарелли. Этот мешочек со льдом с бутылкой шампанского был изготовлен Анной Мари Парижской, бутик располагался в отеле Maurice по адресу Rue de Rivoli 288 (1950-59).

Ещё одна копия этой модели была выставлена на аукционе Sotheby's, и лот сразу превысил 6000 долларов. Джудит Либер, Аня Хиндмарч или Джереми Скотт придумали свои сумасшедшие сумки, но кто проложил их креативный путь? Скиапарелли и Энн Мари.

Не сумки, а предметы искусства! А вы любите фантазийные геометрические аксессуары?

Благодарим любимых читателей и подписчиков за то, что прочли этот пост. У нас много интересной и актуальной информации о мире beauty&fashion! А вообще у нас в блоге так круто, что не передать. Впрочем, судить вам. Вот ссылочки на последние статьи:)

Умерла Ивана Трамп, икона роскоши и гламура 80-х: давайте вспомним 15 лучших образов

Прямо с подиума: трендовые многослойные стрижки для коротких волос от Chanel, Dior, Louis Vuitton и всех-всех-всех

Почему люди не хотят отказаться от haute couture? Защищают высокую моду изо всех сил. Правильно ли это?!