Реклама. Большинство людей скажет что она навязчивая, надоедливая и когда они слышат это слово, то уже на уровне подсознания перематывают ее. А вот у меня слово «реклама» вызывало всегда ассоциации с чем-то креативным, творческим, необычным. Конечно мне нравилась не вся реклама. Скучную, посредственную серость я никогда не любил.
Но даже персонаж из рекламы Мистера Пропера (с которым всегда веселей убираться) яркий пример чьих-то творческих способностей. Да, может быть большинство людей уже не особо его воспринимают, но задумайтесь… Чей-то мозг сгенерил его и теперь в доме у многих людей «дома чисто в 2 раза быстрей!» ))
Конечно, реклама призвана решать чисто прикладные задачи бизнеса, за исключением может быть социальной рекламы.
Но как сказал в 1878 году основатель первого в России рекламного бюро Людвиг Метцель «Реклама — двигатель торговли». А торговля и сделки как мы знаем всегда толкает общество вперед к развитию.
Мне всегда нравилась креативная реклама. Уровень творчества в этой среде порой зашкаливает и переходит возможные и невозможные границы. Во всех ее форматах: постеры, логотипы, слоганы, видеоролики, необычные промо акции и ивент мероприятия. Мы не всегда видим такую рекламу по телевизору или в интернете. Часто очень классную креативную рекламу показывают на фестивале «Каннские Львы».
Думаю, что такую рекламу можно сравнить с искусством или высокой модой. Это подобно тому как высокие худенькие модели дефилируют в странных нарядах на подиуме. Ведь мы крайне редко встречаем такую одежду в повседневной жизни. Так и с подобной рекламой. Маленькая толика ее просачивается для широкой публики, но большая часть остается за кадром и показывается в рамках фестивалей.
В старших классах школы и во время обучения в университете я даже представлял себе как мне вручают «Каннских львов» за креативную рекламу. Я коллекционировал интересные рекламные ролики, придумывал слоганы и названия, писал сценарии, читал статьи по теме и просматривал зарубежные сайты именитых рекламных агентств. Чего стоили только сайты Leo Burnett, BBDO World Wide, Ogilvy & Mather, Saatchi & Saatchi и Wunderman.
С удовольствием каждый год я ходил на «Ночь пожирателей рекламы». Когда большинство людей в зале уже спали, я с воодушевлением «пожирал» рекламу.
На 2-м или 3-м курсе университета (уже не помню точно) мне удалось через свою знакомую принять участие в мозговых штурмам небольшого рекламного агентства в Казани. Это конечно отличалось от моих представлений о работе в рекламной сфере, но мне было все-равно жутко интересно. Мы придумывали идеи для постеров, звучные слоганы и другие способы продвижения брендов.
У директора этого небольшого рекламного агентства был ряд проектов в портфолио для которых она придумывала рекламу: компания по продаже якутских бриллиантов, финский застройщик и фарм компания, производящая витамины. Вероятнее всего это были конечно региональные представители этих компаний, а не сами головные офисы, но тем не менее с этими брендами она сотрудничала.
Директор агентства успешно продвинула компанию якутских бриллиантов рекламой на билбордах, в журналах и на радио. Этот проект сделал ей репутацию. Где она нашла всех этих клиентов для меня осталось загадкой.
Так, на одном из штурмов нужно было придумать каким образом можно продать квартиры застройщика. Фишка была в том, что квартиры были очень маленькие и не каждый житель Казани согласился бы на покупку, узнав площадь жилого помещения. Но у застройщика было множество плюсов: все коммуникации тщательно и бережно спрятаны от человеческих глаз, квартиры были уютные и очень продуманные в плане эргономики пространства. Целевая аудитория покупателей таких квартир — это одинокие молодые менеджеры с доходом выше среднего.
Мы накидывали идеи, а наш босс модерировала штурм и подмечала наиболее интересные предложения. Идеи были от самых бредовых, до крайне консервативных. Я, к сожалению, так и не узнал чем все закончилось — смогла она придумать что-то крутое для своего клиента или нет. А рекламу застройщика я тоже почему-то не отслеживал. Нужно было учиться, на носу были экзамены.
Позднее, когда я уже жил в Москве и работал на госслужбе, мне пришло письмо от Яндекса в котором было предложение в стиле «предложи свои идеи для наших сервисов и мы возьмем тебя на работу». Я засел генерить. Ниже выкладываю тексты, которые я реально отправил в Яндекс.
Первый вопрос был связан с придумыванием идей для сервиса Яндекс.Переводчик. Мое предложение было таким:
Идея №1. На один день можно логотип Яндекс заменить на надпись «지 이해하이 무엇이죠?»
При нажатии на данную надпись пользователь переходит по ссылке на Яндекс.Перевод и узнает перевод фразы. Всплывает фигурка доброжелательного корейца, который держит табличку с фразой «Поздравляем Вы только что выучили одну фразу на корейском!». Ниже фраза «Яндекс.Перевод знает множество других языков» и изображены миниатюрные персонажи из разных стран.
Будет замечательно если они будут анимированные (например, шеф-повар итальянец будет подбрасывать вверх пиццу). Пользователь либо выбирает фигурку персонажа и узнает популярные фразы на других языках, либо нажимает на кнопочку «Спасибо, Яндекс.Перевод». Распределение количества ответов пользователей позволит определить интересы пользователей к изучению конкретных языков.
P.S. Я например последние 2 недели на работе удивлял коллег фразой «доброе утро!» на разных языках мира с помощью Яндекс.Перевода. Это кстати тоже может быть сюжетом для ролика 😉
Идея № 2. Снять серию вирусных роликов «безумные корейцы».
Ролик 1. В аэропорту к русскому человеку среднего возраста подбегает толпа корейцев в кепочках, с рюкзачками, с фотоаппаратами и начинает показывать ему листочки с корейскими иероглифами.
Русский начинает говорить, что не понимает ничего и недоумевает, что им нужно. Затем отчаявшись объяснить корейцам, что он ничего не понимает, начинает от них уходить. Корейцы бегут за ним. Русский начинает от них бегать по аэропорту. Выглядит это так, что все снимает на мобильный телефон «случайный зритель». Заканчивается ролик тем, что русский носится от них туда-сюда по аэропорту. Люди которые это видят смеются и бурно обсуждают увиденное.
Ролик 2. Аналогичная ситуация с корейцами и русской женщиной происходит на Красной площади.
Ролик 3. Финальный ролик, раскрывающий суть. В момент пока еще «безумные корейцы» гоняются за нашими героями в кадре появляется молодая девушка. Камера снимает ее. Девушка набирает что-то в телефоне, в одном ухе у нее наушник. Вдруг она громко окликает «безумных корейцев» фразой «하시오!».
На экране синхронный перевод «Пожалуйста, остановитесь!».
Затем она подходит к ним и просит показать табличку на корейском (внизу также синхронный перевод). Она наводит телефон с включенным сервисом Яндекс.Перевод и зрители видят, что на табличках написано «С любовью, дорогому Чжан Киму», «С наилучшими пожеланиями, Ли Дону».
Девушка объясняет перепуганному русскому, что корейцы приняли его за знаменитость и хотят взять автограф. Русский улыбается и с удовольствием расписывается на их листочках.
Затем говорит девушке «А знаете, все-таки приятно быть знаменитостью!»
P.S. Не подумайте, что я очень увлечен корейской культурой. Просто корейские и китайские туристы забавные и довольно колоритно себя ведут.
Второй вопрос был связан с улучшением сервиса КиноПоиск.
Я придумал такую идею:
Поиск должен выдавать то, что запрашивает пользователь. Например при запросе в поисковике «побег из шоушенка» должен выскакивать официальный трейлер, ссылка на сайт КиноПоиска и краткое описание. Будет здорово если дополнить поисковую выдачу стилизованными под фильм обоями либо персонажем, который будет облокачиваться на строку яндекса приобнимая ее.
Можно сделать такие обои для популярных запросов. Ясно, что увеличится количество работы для дизайнеров, но эстетическое наслаждение пользователя от просмотра персонажей фильмов или популярных видео будет увеличивать количество запросов. Пользователь будет запрашивать больше информации надеясь увидеть новые обои.
В строке «смотрите также» Яндекс.Видео можно давать ссылки на похожие фильмы. Например, при запросе фильма «области тьмы» в строке «смотрите также» Яндекс выдает тот же фильм, но на других сайтах. Выдача похожих фильмов возможна путем интеграции в Яндекс.Видео списка похожих фильмов из Кинопоиска.
Можно после просмотра видео через Яндекс.Видео сделать всплывающее окошко «Вам также должно понравится» и список похожих фильмов. Такое окошко позволит удержать пользователя в сервисе.
И наконец в ответ на 3-й вопрос «Почему вы хотите работать маркетологом у нас?» я написал так:
"Очень хочу у вас работать! Именно в данной сфере и в данном направлении. Обожаю придумывать новые продукты, сервисы, разрабатывать стратегии для их продвижения. Получаю огромное удовольствие от просмотра качественных рекламных роликов. Интересуюсь сферой digital-рекламы и идеями интеграции бренда в повседневную жизнь человека (как например, реклама грузовиков с колой по телевизору ассоциируется у людей с приближением Нового года).
По стечению жизненных обстоятельств я получил опыт и образование в сфере юриспруденции, но всегда мечтал работать в сфере рекламы и интернет-маркетинга. Сейчас стараюсь осуществить свою мечту! Как говорил Конфуций «Найдите себе работу по душе, и вы не будете работать ни одного дня в своей жизни»".
Написал такое письмо я что называется «по фану», не особо надеясь на какой-то отклик. Но мне ответили и пригласили на собеседование. Сказать, что я был удивлен — это не сказать ничего. Помню как я шел в районе Парка Культуры полный воодушевления, мечтая о том, как моя жизнь может круто повернутся и я стану самым крутым генератором идей, маркетологом или рекламщиком (да мне по сути было все-равно как бы называлась моя должность) в Яндексе. А самое главное я буду заниматься тем, что мне очень нравится!
Меня встретила приветливая менеджер и проводила в переговорку. По дороге рассказывала про плюшки для сотрудников Яндекса в духе бесплатное такси, душевые кабины в офисе, комнаты отдыха и прочее. Я рассказал группе менеджеров о своем небольшом опыте работы в рекламе, стартапах, которые не взлетели и упомянул, что я по образованию юрист.
Менеджеры покивали и сказали «Знаете, это все очень интересно, но ваши идеи слишком смелые даже для Яндекса». Я расстроился, но мне тем не менее мне польстило, что ребята с Яндекса обратили внимание на мои идеи.
После отказа, я продолжил работу на госслужбе, но к ней давайте вернемся чуть позже. А пока я еще был студентом юридического факультета, мне нужно было получать образование и набираться опыта в профессии…
Продолжение следует…