Найти тему

ПУТЕШЕСТВИЕ В «МАХАБХАРАТУ» АРДЖУНА ПРОСИТ КРИШНУ ПРИНЯТЬ ЕГО СВОИМ УЧЕНИКОМ

Арджуна и Кришна
Арджуна и Кришна

Там же на поле Куру, когда остановилось время, Арджуна просит Кришну принять его своим учеником. Кришна объясняет, рассказывает. Вчитайтесь в его слова. Вполне возможно, что нужно будет перечитать слова Кришны, чтобы до конца понять то, о чем он говорит.

Кришна говорит:

«Можешь ли ты постичь это знание? Что такое этот мир, Партха? Люди, демоны, животные, птицы, паразиты, насекомые, рыбы, деревья. Как они появились? Из чего состоят эти тела? Как они действуют, и как они выживают? Как умирают? И что происходит после смерти? Что ты знаешь об этом? Великий Бхишма, гуру Дрона – это смесь земли, воды, воздуха, огня и эфира и ничего более? Если все праведники состоят из пяти элементов, как и все грешники, то почему же ты так переживаешь, Партха? Из-за земли? Почему после смерти все тела разрушаются? На самом деле индивидуальность личности определяется не телом. И отношения людей связаны так же не с телами. Желания человека, его характер и все его поступки определяют личность. Но что, в свою очередь формирует желание, характер и поступки? Осознай это, Партха. Жизнь человека определяется взаимодействием видимых и не видимых факторов, Партха. Очевидно, что характер людей и их поведение очень сильно отличаются. Причина этому влияние трех гун природы: Тамас, Раджас и Сатва. Тамам – это тьма невежества, когда человек живет, не отличая, что для него благо, а что – вред. Он живет под влиянием Тамаса. Он живет как птицы и животные, лишь удовлетворяя потребности своего тела. Сатва означает свет знания. Когда человек в любой ситуации следует Дхарме, истине и обычаю. Если разум определяет его действия, он живет под влиянием Сатвы. Между этими двумя находится такой человек, кто с одной стороны обладает знаниями, но он так же привязан к потребностям и желаниям своего тела и ума. Когда на человека влияет Раджас, у него есть амбиции и эгоизм. Тамас, Раджас и Сатва влияя на человека в разных соотношениях, определяют характер и поведение человека. Посмотри на них, Партха. Какие гуны ты видишь в этих людях? Взгляни на Великого Бхишму, Партха. В нем проявлены Сатва и Тамас, эгоизма в нем нет, но он фанатично следует устаревшим обычаям и традициям. Даже когда это необходимо, он не может нарушить свою клятву. Посмотри на гуру Дрону. В нем есть и знания, и эгоизм. Знание дарит людям освобождение, но ему эгоизм не позволяет достичь освобождения. Но что представляет собой человек? Сначала пойми это. Человек – это не просто сочетание пяти элементов, пяти стихий, пяти органов чувств, пяти органов действия и трех гун. Чтобы человек мог совершать действия, ему необходимо сознание. Этот вид энергии называется четана. Сознание живого существа вместе с элементами материальной природы определяют его свойства. Живое существо, обитающее в теле из материальных элементов, это личность. Она по природе подобна Богу. Живое существо – это и есть душа. Когда свойства материального тела соответствуют индивидуальной душе, тогда частичка Бога – душа входит в материальное тело, и тогда рождается человек. Как человек использует эту колесницу, так и душа использует свое материальное тело. Душа воспринимает наслаждение и страдание этого тела. Но душа – это не тело, Партха. Тело может быть уничтожено, но уничтожить душу никак невозможно. Душе нельзя причинить вред никаким оружием. Душу нельзя сжечь огнем, ее невозможно намочить водой или иссушить ветром. Потому что душа, обитающая в теле, безсмертна. Партха, можно убить бренное материальное тело, но душу убить невозможно. Жизнь души не имеет ни начала, ни конца, она вечная. Как человек снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и безполезные. Предназначение человека – осознать себя духовной душой, Партха. Есть слепые люди, есть глухие, есть те, кто живут без рук, без ног. Тело – это не сам человек. Потеряв все силы и даже сознание, человек продолжает жить. Это доказывает, что ни тело, ни сознание человека – это не сам человек. Тот, кто исследует себя, в конце концов, понимает, я не органы чувств, я не это тело, я не разум и мысли, я не знание и не мой опыт. Тот, кто понимает это, в конце концов, осознает себя вечной душой. Когда из вечного тела Бога вышли и проявились все миры и формы, вечные души – частицы энергии Бога вошли в эти формы, оживив собой все творение. Эти души погрузились в невежество и материальные желания. Пробуждение от сна материальной жизни и осознание своих вечных отношений с Богом – такого предназначение души, ее главная цель. Драгоценный камень, испачканный грязью, теряет свой блеск. И так же души под влиянием иллюзий материального мира уже не помнят, что они частицы энергии Бога. Поэтому вечные души ложно отождествляют себя с временным телом. Они не осознают, не являются этим телом. Наслаждение, боль, запахи, вкус и все, что испытывает тело, души принимают за свой личный опыт и не хотят подняться над этим ограничением. Если души не стремятся к саморазвитию и постоянно нарушают Дхарму, они должны быть наказаны ради их духовного пробуждения. Тебе следует знать, Партха, что ты не тело, ты только душа. Каждый воин, которого ты видишь на поле битвы, он не то, что ты о нем думаешь. Все они прожили в этих телах какое-то время, их тела должны умереть. Но все эти души безсмертны. Все они получат новые тела. Пока они не осознают себя вечными душами, пока не перестанут грешить и не примут путь Дхармы, им придется вновь и вновь рождаться и умирать. Это первый урок духовного знания, Партха. Тот, кто родился, непременно должен умереть, а после смерти он снова появится на свет. Это великое знание называется Санкхья – йога. Тот путь, следуя которому человек осознает свою вечную природу и свои вечные отношения с Богом, этот путь называется Дхарма. Когда человек осознает себя вечной душой, и его озаряет, что все мироздание сотворено Богом, и все находится в абсолютной власти Бога, он видит во всем проявление воли Бога. Тот, кто осознает эту истину, не допустит жестокости по отношению к другим людям или животным. Он знает, что отсечение органа вызовет боль не только там, где был орган, боль будет испытывать все тело. Поэтому, когда человек испытывает боль, то все мироздание тоже чувствует эту боль. До тех пор, пока в этом мире страдает хоть один человек, никто из людей не сможет насладиться счастьем в полной мере. Когда узнав об этом, человек наполняется состраданием, в его сознание входит Дхарма. А тот, кто находится под влиянием Тама-гуны, становится грубым, жестоким и высокомерным по отношению к другим. Ради собственного удовольствия он приносит другим страдание. Он не может развиваться, чтобы стать ближе к Богу. Это значит, что адхарма – это путь, ведущий души, к забвению Бога. Когда невежда отвергает ценность знания об истине и даже не хочет услышать это знание, тогда наказание – это сострадание, как по отношению к нему, так и ко всем другим. Для развития мироздания постоянное движение к Богу – это необходимость. Но когда возникают такие ситуации, когда невежество, вожделение и греховность растут, а следование Дхарме в этом мире исчезает, тогда мир, лишенный справедливости, сострадания и знания истины, разрушается. Для того, чтобы будущие поколения встали на путь Дхармы, наш долг сегодня уничтожить адхарму, полностью восстановить Дхарму. Сейчас именно такая ситуация, Партха. И обязанность по восстановлению Дхармы лежит на тебе. Поэтому преодолей свою слабость и приготовься к битве. На путь Дхармы, конечно, могут быть препятствия, но живое существо не может бездействовать, Партха. Одни и те же поступки приносят разные результаты. Важно осознавать мотив. У одних поступков есть последствия, у других – нет. Когда человек стремится получить что-то для себя, когда он совершает поступки в стремлении получить удовольствие, богатство и славу, он привязан к результатам своего действия. Когда поступок совершается с корыстью – это называется Сакамакарма – йога. Когда же поступок совершается безкорыстно, то это называется – Нишкамакарма-йога. Корысть – это основная причина того, что человек рождается вновь и вновь. На самом деле никакие действия не связывают человека, его связывает стремление получить награду за свои действия."

Арджуна и Кришна
Арджуна и Кришна